Методическая разработка по истории Казахстана "История сложения казахского народа"
19.05.2017
3710
587
Тулеугалиева Альфия Калеловна
Тема: История сложения казахского народа.
Цели и задачи урока по формированию компетентностей:
А. Информационной: Самостоятельно из предложенной информации определить
1. основные точки зрения этногенетического процесса казахского народа;
2. версии по поводу времени сложения казахского народа;
3. ученых, исследовавших данную проблему;
Б. Коммуникативной: Развивать умения анализировать факты, сопоставлять, сравнивать и обобщать их, выделять главные и самостоятельно делать выводы;
В. По решению проблем: Анализируя факты сделать вывод об истории сложения казахского народа; способствовать формированию патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии, применяемые на уроке: развивающее обучение, проблемное обучение, ИКТ
Методы урока: словесно-иллюстративный, частично-поисковый; контроля и оценки знаний.
Дидактический материал и ТСО: Карта, мультимедийный проектор, интерактивная доска, видеоролик.
Ход урока:
1. Организационный момент: взаимное приветствие, отметка отсутствующих, знакомство с целями урока, проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой к уроку: постановка темы и целей урока. Деление учащихся на 4 группы, путем выбора стикеров. Выбор капитанов команд.
2. Актуализация опорных знаний.
Что я знаю об истории сложения казахского народа? Что я хочу узнать?
.
3. Изложение нового материала:
План урока:
1. Историография проблемы.
2. Этногенез казахского народа.
1. Историография проблемы.
История формирования казахского народа очень сложна и начинается в древности. Для формирования народа требуется сотни, а то и тысячи лет.
Мотивация:
Ребята, скажите, когда первые люди появились на территории Казахстана?
Когда появились первые признаки формирования казахской народности?
Какие рода и племена составили основу для образования казахского народа?
Как вы считаете, какие племена, жившие на территории Казахстана, относились к европеоидам и монголоидам?
Какие отрасли науки изучают процесс формирования народностей?
Что такое народ?
Ответы учащихся.
Ребята, я вижу, что вы хорошо знаете эту тему по школьному курсу. На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрим эту проблему с точки зрения науки. Определим, какие ученые исследователи занимались этой проблемой, какие точки зрения они выдвигали по данному вопросу.
Работа с новыми понятиями:
Автохтонность (от др.греч. «местный, коренной») – принадлежащий по происхождению
данной территории, местный, коренной по происхождению.
Историогра́фия – это совокупность исследований в области истории, посвящённых
определённой теме либо исторической эпохе, или же совокупность исторических работ, обладающих
внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении.
Этногенез (от греч »племя, народ» и «происхождение») – это процесс сложения этнической
общности этноса на базе различных этнических компонентов.
Группам дается задание: прочитать текст (Приложение 1) и ответить на вопросы:
Задание І группе:
Определите точки зрения ученых, по вопросу характеристики этногенетического процесса.
Задание II группе:
Определите версии, по поводу времени сложения казахского народа и характеристики завершающего этапа его этногенеза.
Задание III группе:
Охарактеризуйте мнения исследователей, которые рассматривали в качестве интегрирующего механизма в этногенезе казахов политический фактор.
Задание IV группе:
Определите точку зрения ученых, по вопросу прямой связи кочевого образа жизни и культурной обособленности казахов, с типом их хозяйства.
І группа:
1. Миграционная концепция происхождения казахского народа (с сер.XVIII в. Рычков П., Броневской С., Маев Н. и др.) – предки казахов были недавними мигрантами и довольно поздно пришли на территорию Казахстана, а сам казахский народ не имеет отношения к древним насельникам региона и не ведет свое происхождение от индо-иранского субстрата.
2. Автохтонная концепция происхождения казахского народа (в нач.XIX в. Гавердовский Я., Толстов С. и др.) – предками казахов были древние насельники региона – индо-иранские и скифо-сакские племена. Казахи являются потомками андроновских племен эпохи бронзы, саков, усуней, гуннов и других древних племен.
II группа:
1. Домонгольское время сложения казахского народа (Левшин А., Вамбери А., Адильгереев Х., Ахинжанов М. и др.) – данная версия не подкреплена серьезными фактами и подвергается критике в научной среде.
2. Этнополитическая гипотеза (Вельяминов–Зернов В.) – вторая половина XV в. откочевка Джанибека и Гирея стала завершающим этапом процесса формирования казахского народа, с этого времени казахи становятся самостоятельным субъектом исторического процесса.
3. Казахская версия (Красовкий М.) – он датировал время появления казахов как самостоятельного народа концом XVI века, когда этноним «казах» окончательно стал самоназванием народа.
III группа:
1. Казахи, как политически цельное, но этнографически и антропологически разное племя, состоящее из разных элементов (Ч.Валиханов, Н.Красовский, Н.Харузин и др.) – приурочивали образование казахского народа ко времени возникновения «политически отдельной общины» из разноплеменных родов независимо от их происхождения, «соединившихся вследствие общих интересов и известных обстоятельств в одно политическое тело».
2. Откочевка Джанибека и Гирея ускорила процесс сложения казахского народа (Т.Султанов) – завершающий этап формирования казахской народности – это процесс выделения, обособления определенной группы племен под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических.
3. Государственное объединение во вт.пол XV-XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс консолидации народности (К.Пищулина, Б.Кумеков).
IV группа:
Кочевой образ жизни и культурная обособленность казахов были прямо обусловлены типом хозяйства. Зависимость этногенетических процессов от типа хозяйства, то есть о ведущей роли типа хозяйства и образа жизни в процессе этногенеза – В.Бартольд, Н.Козьмин, Г.Грумм-Гржимайло, А.Чулошников, С.Асфендияров и др.
Во время ответов учащихся будут показаны портреты ученых занимавшихся этой проблемой, для визуального закрепления.
ВЫВОД:
Таким образом, существующая историография казахского этногенеза и этнической истории может быть охарактеризована как весьма неоднозначная и противоречивая. В работах по проблеме этногенеза казахов в основном рассматривались динамика и преемственность этнических процессов во времени и их генеалогическо-родоплеменные аспекты. Весь процесс этногенеза трактовался преимущественно с этнополитической точки зрения и в конце концов сводился к возникновению казахской государственности. Тем самым вне сферы исследования оставались ключевые вопросы проблемы, в частности социокультурные параметры этногенеза и самое главное — механизмы этногенетического процесса интеграции и консолидации.
2. Этногенез казахского народа.
Показ видеоролика (4 мин 19 сек).
Задание: внимательно просмотрите видеоматериал и отмечайте у себя в тетрадях основные
моменты. После просмотра, каждая группа должна составить по 3 вопроса и задать их другим. Вы сами определяете, кому будет адресован ваш вопрос.
ВЫВОД:
Таким образом, в процессе формирования казахского этноса в народ Казахстан прошел долгий путь в языковом, этническом, антропологи¬ческом и культурно-историческом развитии. В начале XV в. казах¬ский народ находился в стадии завершения своего становления.
4. Закрепление нового материала. Задания для закрепления разноуровневые.
Задание І.
1. Определите начало формирования этнического процесса казахов:
а) Эпоха камня
б) Эпоха бронзы
в) Эпоха железа
г) Средневековье
2. Какой фактор ускорил процесс формирования казахской народности?
а) образование Казахского ханства
б) монгольские завоевания
в) нападения ойратов
г) раскол общества на казахов и узбеков
3. Выберите исследователей выдвинувших миграционную концепцию происхождения казахского народа:
а) П.И.Рычков
б) С.Б.Броневской
в) Н.А.Маев
г) Я.П.Гавердовский
Задание ІІ. Определите лишнее:
андроновцы, саки, арабы, уйсуны, кангюи, китайцы, гунны, тюрки.
Задание ІІІ. «Веришь, не веришь»:
1. Этнический состав казахского народа образован из тюркоязычных родов и племен.
2. Процесс формирования казахского народа занял более 4 тысячелетий.
3. Изучение этнической истории казахского народа началось лишь в XX веке.
4. Огромный вклад в изучении этногенеза казахского народа внесли российские ученые – исследователи..
5. Автохтонная концепция происхождения казахского народа подразумевает, что предками казахов были древние насельники региона – индо-иранские и скифо-сакские племена.
Задание ІV. Вставьте пропущенные слова в исторический текст:
1. ………. нашествие отбросило формирование казахского народа на 150-200 лет назад.
2. В научной литературе …… называют народ или нацию, имеющих собственный …., сформировавшуюся культуру, и проживающих постоянно на определенной территории.
3. В переводе с тюркского языка слово …….. означает «свободный, вольный» человек.
4. …..........так называлась степь кыпчаков.
5. Оценивание. Рефлексия.
Смогли ли вы в достаточной мере проявить свою активность на уроке?
Была ли ваша деятельность на уроке успешной?
Что урок дал вам для жизни?
6. Домашнее задание: подготовить краткое сообщение об ученых – исследователях, занимавшихся проблемой этногенеза казахского народа.
Приложение 1
Историография проблемы.
По вопросу происхождения и этнической истории казахского народа, в историографии постепенно выделилось несколько важнейших положений.
Во-первых, выявилось, что в отношении характеристики этногенетического процесса определились две основные точки зрения. Начиная с середины XVIII в. постепенно с подачи П. И. Рычкова, С. Б. Броневского, Н. А. Маева и многих других авторов сформировалась так называемая миграционная концепция происхождения казахского народа. Сторонники миграционной теории считают, что предки казахов были недавними мигрантами и довольно поздно пришли на территорию Казахстана, а сам казахский народ не имеет никакого отношения к древним насельникам региона и не ведет свое происхождение от индо-иранского субстрата. Эту точку зрения так или иначе вот уже на протяжении более 200 лет поддерживает большинство исследователей.
В начале ХIХ в. Я. П. Гавердовский впервые высказал мысль о том, что "скифы были прародителями киргизов". Тем самым было положено начало автохтонной концепции происхождения казахского народа. Согласно данной точке зрения предками казахов были древние насельники региона — индо-иранские и скифо-сакские племена. В наиболее концептуализированной форме данная гипотеза была сформулирована С. П. Толстовым. Особой популярностью данная версия пользуется среди казахстанских ученых, которые уверены в том, что казахи являются потомками андроновских племен эпохи бронзы, саков, усуней, сюнну и других древних племен. Их суждения основаны на преувеличении территориального фактора, согласно которому все народы и племена, в разные эпохи проживавшие на одной территории, этноисторически были тесно связаны друг с другом.
Во-вторых, есть разные версии и по поводу времени сложения казахского народа и характеристики завершающего этапа его этногенеза. А. И. Левшин впервые высказал мысль о домонгольском времени сложения казахского народа. Эту домонгольскую точку зрения в разное время с разного рода оговорками и уточнениями поддержали А. Вамбери, X. Адильгиреев, М. Б. Ахинжанов и некоторые другие авторы. Но данная версия так и не была подкреплена никакими серьезными фактами и неоднократно подвергалась серьезной критике в научной среде.
Наиболее широко растиражированной является впервые выдвинутая В. В. Вельяминовым-Зерновым этнополитическая гипотеза о том, что откочевка Джанибека и Гирея во второй половине XV в. стала завершающим этапом процесса формирования казахского народа. С этого времени казахи становятся самостоятельным субъектом исторического процесса и выходят на авансцену мировой истории. "Народ Казацкий сложился действительно в эпоху распадения улуса Абульхайрова, а не ранее", — писал по этому поводу В. В. Вельяминов-Зернов. Эта гипотеза была конституирована в советское время и постепенно стала государственной идеологией.
Но более обоснованной представляется собственно казахская версия, выдвинутая Н. Красовским, который поставил под сомнение возможность прямой связи между узбеками Джанибека и Гирея, ушедшими "казаковать", и непосредственно казахами Шигай-хана. Он датировал время появления казахов как самостоятельного народа столетием позже, нежели В. В. Вельяминов-Зернов. — концом XVI столетия, когда этноним "казах" окончательно стал самоназванием казахского народа. Только после этого казахи стали самостоятельной этнической единицей.
В-третьих, большинство исследователей рассматривают в качестве главного интегрирующего механизма в этногенезе казахов прежде всего политический фактор. Так, Ч. Ч. Валиханов приурочивал образование казахского народа ко времени возникновения "политически отдельной общины" из разноплеменных родов независимо от их происхождения, "соединившихся вследствие общих интересов и известных обстоятельств в одно политическое тело". Эту идею в разных вариантах поддерживали многие авторы, в частности В. В. Вельяминов-Зернов, Н. И. Красовский и др. А. Н. Харузин в конце XIX столетия писал, что "казахи не что иное, как политически цельное, но этнографически и антропологически разное племя, состоящее из разных элементов".
Т. И. Султанов считает, что собственно откочевка Джанибека и Гирея только ускорила процесс сложения казахского народа. "Завершающий этап формирования казахской народности — это процесс выделения, обособления определенной группы племен под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических...". "Территориально-этническое, социально-экономическое и культурно-бытовое разграничение населения бывшего Узбекского улуса, вызванное передвижением значительной части племен улуса в Среднюю Азию во главе с Мухаммадом Шейбани-ханом, — пишет Т. И. Султанов, — и сыграло решающую роль в окончательном сложении новой этнической общности — казахской народности".
Другие исследователи в основе интеграционного процесса также видят как этнические, так и политические факторы. "Образование казахской народности происходило на базе общих закономерностей формирования народностей, как этносоциальных организмов, в связи со становлением и укреплением феодальных отношений, сложением общности территории, языка, материальной и духовной культуры", — полагают авторы последнего издания "Истории Казахстана" К. А. Пишулина и Б. Е. Кумеков. "Государственное объединение во второй половине XV—XVI в. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории, — пишут они, — ускорило процесс консолидации народности ".
Гораздо больший интерес представляют суждения такого знатока казахской истории, как С. Д. Асфендиаров. "Кочевые тюрко-монгольские народы, — пишет он, — сперва противопоставляли себя чуждым по экономике, быту и языку оседлым народам Туркестана таджикам и арабам. Затем, по мере оседания кочевых народов и смешения их с таджиками, кочевники начали противопоставлять себя оторвавшимся и осевшим сородичам, получившим название "сарты"... Далее обособившиеся от массы кочевников узбеки, по мере своего оседания, также уже противопоставляли себя "казакам", как кочевникам. Прежнее казакско-узбекско-ногайское объединение кочевых племен разбилось на свои составные части в соответствии с разделением этих народов по территориальным, экономическим, языковыми изменившимся бытовым признакам. Таким образом, под казаками стали понимать те группы кочевых родов, которые занимали территорию нынешнего Казахстана".
Ряд исследователей высказывали мысль о том, что кочевой образ жизни и культурная обособленность казахов были прямо обусловлены типом их хозяйства. Научное осознание зависимости этногенетических процессов от типа хозяйства в наибольшей мере проявилось в работах В. В. Бартольда, Н. Н. Козьмина, Г. Е. Грумм-Гржимайло; А. П. Чулошникова, С. Д. Асфендиарова и др. Так, Н. Н. Козьмин фактически впервые теоретически сформулировал мысль о ведущей роли типа хозяйства и образа жизни в процессе этногенеза.
Таким образом, существующая историография казахского этногенеза и этнической истории может быть охарактеризована как весьма неоднозначная и противоречивая. В работах по проблеме этногенеза казахов в основном рассматривались динамика и преемственность этнических процессов во времени и их генеалогическо-родоплеменные аспекты. Весь процесс этногенеза трактовался преимущественно с этнополитической точки зрения и в конце концов сводился к возникновению казахской государственности. Тем самым вне сферы исследования оставались ключевые вопросы проблемы, в частности социокультурные параметры этногенеза и самое главное — механизмы этногенетического процесса интеграции и консолидации.
Цели и задачи урока по формированию компетентностей:
А. Информационной: Самостоятельно из предложенной информации определить
1. основные точки зрения этногенетического процесса казахского народа;
2. версии по поводу времени сложения казахского народа;
3. ученых, исследовавших данную проблему;
Б. Коммуникативной: Развивать умения анализировать факты, сопоставлять, сравнивать и обобщать их, выделять главные и самостоятельно делать выводы;
В. По решению проблем: Анализируя факты сделать вывод об истории сложения казахского народа; способствовать формированию патриотизма.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии, применяемые на уроке: развивающее обучение, проблемное обучение, ИКТ
Методы урока: словесно-иллюстративный, частично-поисковый; контроля и оценки знаний.
Дидактический материал и ТСО: Карта, мультимедийный проектор, интерактивная доска, видеоролик.
Ход урока:
1. Организационный момент: взаимное приветствие, отметка отсутствующих, знакомство с целями урока, проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой к уроку: постановка темы и целей урока. Деление учащихся на 4 группы, путем выбора стикеров. Выбор капитанов команд.
2. Актуализация опорных знаний.
Что я знаю об истории сложения казахского народа? Что я хочу узнать?
.
3. Изложение нового материала:
План урока:
1. Историография проблемы.
2. Этногенез казахского народа.
1. Историография проблемы.
История формирования казахского народа очень сложна и начинается в древности. Для формирования народа требуется сотни, а то и тысячи лет.
Мотивация:
Ребята, скажите, когда первые люди появились на территории Казахстана?
Когда появились первые признаки формирования казахской народности?
Какие рода и племена составили основу для образования казахского народа?
Как вы считаете, какие племена, жившие на территории Казахстана, относились к европеоидам и монголоидам?
Какие отрасли науки изучают процесс формирования народностей?
Что такое народ?
Ответы учащихся.
Ребята, я вижу, что вы хорошо знаете эту тему по школьному курсу. На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрим эту проблему с точки зрения науки. Определим, какие ученые исследователи занимались этой проблемой, какие точки зрения они выдвигали по данному вопросу.
Работа с новыми понятиями:
Автохтонность (от др.греч. «местный, коренной») – принадлежащий по происхождению
данной территории, местный, коренной по происхождению.
Историогра́фия – это совокупность исследований в области истории, посвящённых
определённой теме либо исторической эпохе, или же совокупность исторических работ, обладающих
внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении.
Этногенез (от греч »племя, народ» и «происхождение») – это процесс сложения этнической
общности этноса на базе различных этнических компонентов.
Группам дается задание: прочитать текст (Приложение 1) и ответить на вопросы:
Задание І группе:
Определите точки зрения ученых, по вопросу характеристики этногенетического процесса.
Задание II группе:
Определите версии, по поводу времени сложения казахского народа и характеристики завершающего этапа его этногенеза.
Задание III группе:
Охарактеризуйте мнения исследователей, которые рассматривали в качестве интегрирующего механизма в этногенезе казахов политический фактор.
Задание IV группе:
Определите точку зрения ученых, по вопросу прямой связи кочевого образа жизни и культурной обособленности казахов, с типом их хозяйства.
І группа:
1. Миграционная концепция происхождения казахского народа (с сер.XVIII в. Рычков П., Броневской С., Маев Н. и др.) – предки казахов были недавними мигрантами и довольно поздно пришли на территорию Казахстана, а сам казахский народ не имеет отношения к древним насельникам региона и не ведет свое происхождение от индо-иранского субстрата.
2. Автохтонная концепция происхождения казахского народа (в нач.XIX в. Гавердовский Я., Толстов С. и др.) – предками казахов были древние насельники региона – индо-иранские и скифо-сакские племена. Казахи являются потомками андроновских племен эпохи бронзы, саков, усуней, гуннов и других древних племен.
II группа:
1. Домонгольское время сложения казахского народа (Левшин А., Вамбери А., Адильгереев Х., Ахинжанов М. и др.) – данная версия не подкреплена серьезными фактами и подвергается критике в научной среде.
2. Этнополитическая гипотеза (Вельяминов–Зернов В.) – вторая половина XV в. откочевка Джанибека и Гирея стала завершающим этапом процесса формирования казахского народа, с этого времени казахи становятся самостоятельным субъектом исторического процесса.
3. Казахская версия (Красовкий М.) – он датировал время появления казахов как самостоятельного народа концом XVI века, когда этноним «казах» окончательно стал самоназванием народа.
III группа:
1. Казахи, как политически цельное, но этнографически и антропологически разное племя, состоящее из разных элементов (Ч.Валиханов, Н.Красовский, Н.Харузин и др.) – приурочивали образование казахского народа ко времени возникновения «политически отдельной общины» из разноплеменных родов независимо от их происхождения, «соединившихся вследствие общих интересов и известных обстоятельств в одно политическое тело».
2. Откочевка Джанибека и Гирея ускорила процесс сложения казахского народа (Т.Султанов) – завершающий этап формирования казахской народности – это процесс выделения, обособления определенной группы племен под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических.
3. Государственное объединение во вт.пол XV-XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс консолидации народности (К.Пищулина, Б.Кумеков).
IV группа:
Кочевой образ жизни и культурная обособленность казахов были прямо обусловлены типом хозяйства. Зависимость этногенетических процессов от типа хозяйства, то есть о ведущей роли типа хозяйства и образа жизни в процессе этногенеза – В.Бартольд, Н.Козьмин, Г.Грумм-Гржимайло, А.Чулошников, С.Асфендияров и др.
Во время ответов учащихся будут показаны портреты ученых занимавшихся этой проблемой, для визуального закрепления.
ВЫВОД:
Таким образом, существующая историография казахского этногенеза и этнической истории может быть охарактеризована как весьма неоднозначная и противоречивая. В работах по проблеме этногенеза казахов в основном рассматривались динамика и преемственность этнических процессов во времени и их генеалогическо-родоплеменные аспекты. Весь процесс этногенеза трактовался преимущественно с этнополитической точки зрения и в конце концов сводился к возникновению казахской государственности. Тем самым вне сферы исследования оставались ключевые вопросы проблемы, в частности социокультурные параметры этногенеза и самое главное — механизмы этногенетического процесса интеграции и консолидации.
2. Этногенез казахского народа.
Показ видеоролика (4 мин 19 сек).
Задание: внимательно просмотрите видеоматериал и отмечайте у себя в тетрадях основные
моменты. После просмотра, каждая группа должна составить по 3 вопроса и задать их другим. Вы сами определяете, кому будет адресован ваш вопрос.
ВЫВОД:
Таким образом, в процессе формирования казахского этноса в народ Казахстан прошел долгий путь в языковом, этническом, антропологи¬ческом и культурно-историческом развитии. В начале XV в. казах¬ский народ находился в стадии завершения своего становления.
4. Закрепление нового материала. Задания для закрепления разноуровневые.
Задание І.
1. Определите начало формирования этнического процесса казахов:
а) Эпоха камня
б) Эпоха бронзы
в) Эпоха железа
г) Средневековье
2. Какой фактор ускорил процесс формирования казахской народности?
а) образование Казахского ханства
б) монгольские завоевания
в) нападения ойратов
г) раскол общества на казахов и узбеков
3. Выберите исследователей выдвинувших миграционную концепцию происхождения казахского народа:
а) П.И.Рычков
б) С.Б.Броневской
в) Н.А.Маев
г) Я.П.Гавердовский
Задание ІІ. Определите лишнее:
андроновцы, саки, арабы, уйсуны, кангюи, китайцы, гунны, тюрки.
Задание ІІІ. «Веришь, не веришь»:
1. Этнический состав казахского народа образован из тюркоязычных родов и племен.
2. Процесс формирования казахского народа занял более 4 тысячелетий.
3. Изучение этнической истории казахского народа началось лишь в XX веке.
4. Огромный вклад в изучении этногенеза казахского народа внесли российские ученые – исследователи..
5. Автохтонная концепция происхождения казахского народа подразумевает, что предками казахов были древние насельники региона – индо-иранские и скифо-сакские племена.
Задание ІV. Вставьте пропущенные слова в исторический текст:
1. ………. нашествие отбросило формирование казахского народа на 150-200 лет назад.
2. В научной литературе …… называют народ или нацию, имеющих собственный …., сформировавшуюся культуру, и проживающих постоянно на определенной территории.
3. В переводе с тюркского языка слово …….. означает «свободный, вольный» человек.
4. …..........так называлась степь кыпчаков.
5. Оценивание. Рефлексия.
Смогли ли вы в достаточной мере проявить свою активность на уроке?
Была ли ваша деятельность на уроке успешной?
Что урок дал вам для жизни?
6. Домашнее задание: подготовить краткое сообщение об ученых – исследователях, занимавшихся проблемой этногенеза казахского народа.
Приложение 1
Историография проблемы.
По вопросу происхождения и этнической истории казахского народа, в историографии постепенно выделилось несколько важнейших положений.
Во-первых, выявилось, что в отношении характеристики этногенетического процесса определились две основные точки зрения. Начиная с середины XVIII в. постепенно с подачи П. И. Рычкова, С. Б. Броневского, Н. А. Маева и многих других авторов сформировалась так называемая миграционная концепция происхождения казахского народа. Сторонники миграционной теории считают, что предки казахов были недавними мигрантами и довольно поздно пришли на территорию Казахстана, а сам казахский народ не имеет никакого отношения к древним насельникам региона и не ведет свое происхождение от индо-иранского субстрата. Эту точку зрения так или иначе вот уже на протяжении более 200 лет поддерживает большинство исследователей.
В начале ХIХ в. Я. П. Гавердовский впервые высказал мысль о том, что "скифы были прародителями киргизов". Тем самым было положено начало автохтонной концепции происхождения казахского народа. Согласно данной точке зрения предками казахов были древние насельники региона — индо-иранские и скифо-сакские племена. В наиболее концептуализированной форме данная гипотеза была сформулирована С. П. Толстовым. Особой популярностью данная версия пользуется среди казахстанских ученых, которые уверены в том, что казахи являются потомками андроновских племен эпохи бронзы, саков, усуней, сюнну и других древних племен. Их суждения основаны на преувеличении территориального фактора, согласно которому все народы и племена, в разные эпохи проживавшие на одной территории, этноисторически были тесно связаны друг с другом.
Во-вторых, есть разные версии и по поводу времени сложения казахского народа и характеристики завершающего этапа его этногенеза. А. И. Левшин впервые высказал мысль о домонгольском времени сложения казахского народа. Эту домонгольскую точку зрения в разное время с разного рода оговорками и уточнениями поддержали А. Вамбери, X. Адильгиреев, М. Б. Ахинжанов и некоторые другие авторы. Но данная версия так и не была подкреплена никакими серьезными фактами и неоднократно подвергалась серьезной критике в научной среде.
Наиболее широко растиражированной является впервые выдвинутая В. В. Вельяминовым-Зерновым этнополитическая гипотеза о том, что откочевка Джанибека и Гирея во второй половине XV в. стала завершающим этапом процесса формирования казахского народа. С этого времени казахи становятся самостоятельным субъектом исторического процесса и выходят на авансцену мировой истории. "Народ Казацкий сложился действительно в эпоху распадения улуса Абульхайрова, а не ранее", — писал по этому поводу В. В. Вельяминов-Зернов. Эта гипотеза была конституирована в советское время и постепенно стала государственной идеологией.
Но более обоснованной представляется собственно казахская версия, выдвинутая Н. Красовским, который поставил под сомнение возможность прямой связи между узбеками Джанибека и Гирея, ушедшими "казаковать", и непосредственно казахами Шигай-хана. Он датировал время появления казахов как самостоятельного народа столетием позже, нежели В. В. Вельяминов-Зернов. — концом XVI столетия, когда этноним "казах" окончательно стал самоназванием казахского народа. Только после этого казахи стали самостоятельной этнической единицей.
В-третьих, большинство исследователей рассматривают в качестве главного интегрирующего механизма в этногенезе казахов прежде всего политический фактор. Так, Ч. Ч. Валиханов приурочивал образование казахского народа ко времени возникновения "политически отдельной общины" из разноплеменных родов независимо от их происхождения, "соединившихся вследствие общих интересов и известных обстоятельств в одно политическое тело". Эту идею в разных вариантах поддерживали многие авторы, в частности В. В. Вельяминов-Зернов, Н. И. Красовский и др. А. Н. Харузин в конце XIX столетия писал, что "казахи не что иное, как политически цельное, но этнографически и антропологически разное племя, состоящее из разных элементов".
Т. И. Султанов считает, что собственно откочевка Джанибека и Гирея только ускорила процесс сложения казахского народа. "Завершающий этап формирования казахской народности — это процесс выделения, обособления определенной группы племен под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических...". "Территориально-этническое, социально-экономическое и культурно-бытовое разграничение населения бывшего Узбекского улуса, вызванное передвижением значительной части племен улуса в Среднюю Азию во главе с Мухаммадом Шейбани-ханом, — пишет Т. И. Султанов, — и сыграло решающую роль в окончательном сложении новой этнической общности — казахской народности".
Другие исследователи в основе интеграционного процесса также видят как этнические, так и политические факторы. "Образование казахской народности происходило на базе общих закономерностей формирования народностей, как этносоциальных организмов, в связи со становлением и укреплением феодальных отношений, сложением общности территории, языка, материальной и духовной культуры", — полагают авторы последнего издания "Истории Казахстана" К. А. Пишулина и Б. Е. Кумеков. "Государственное объединение во второй половине XV—XVI в. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории, — пишут они, — ускорило процесс консолидации народности ".
Гораздо больший интерес представляют суждения такого знатока казахской истории, как С. Д. Асфендиаров. "Кочевые тюрко-монгольские народы, — пишет он, — сперва противопоставляли себя чуждым по экономике, быту и языку оседлым народам Туркестана таджикам и арабам. Затем, по мере оседания кочевых народов и смешения их с таджиками, кочевники начали противопоставлять себя оторвавшимся и осевшим сородичам, получившим название "сарты"... Далее обособившиеся от массы кочевников узбеки, по мере своего оседания, также уже противопоставляли себя "казакам", как кочевникам. Прежнее казакско-узбекско-ногайское объединение кочевых племен разбилось на свои составные части в соответствии с разделением этих народов по территориальным, экономическим, языковыми изменившимся бытовым признакам. Таким образом, под казаками стали понимать те группы кочевых родов, которые занимали территорию нынешнего Казахстана".
Ряд исследователей высказывали мысль о том, что кочевой образ жизни и культурная обособленность казахов были прямо обусловлены типом их хозяйства. Научное осознание зависимости этногенетических процессов от типа хозяйства в наибольшей мере проявилось в работах В. В. Бартольда, Н. Н. Козьмина, Г. Е. Грумм-Гржимайло; А. П. Чулошникова, С. Д. Асфендиарова и др. Так, Н. Н. Козьмин фактически впервые теоретически сформулировал мысль о ведущей роли типа хозяйства и образа жизни в процессе этногенеза.
Таким образом, существующая историография казахского этногенеза и этнической истории может быть охарактеризована как весьма неоднозначная и противоречивая. В работах по проблеме этногенеза казахов в основном рассматривались динамика и преемственность этнических процессов во времени и их генеалогическо-родоплеменные аспекты. Весь процесс этногенеза трактовался преимущественно с этнополитической точки зрения и в конце концов сводился к возникновению казахской государственности. Тем самым вне сферы исследования оставались ключевые вопросы проблемы, в частности социокультурные параметры этногенеза и самое главное — механизмы этногенетического процесса интеграции и консолидации.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.