Урок 66 РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ
Урок 66 РУССКИЕ ПОЭТЫ
ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ
Цели урока:
познакомить учащихся с русскими поэтами ХХ века, рассказывающими о красоте
родной природы, о родине и о себе; учить анализировать стихи, осмысливая
прочитанное; работать над выразительным чтением.
I. Организационный
момент.
II.
Сообщение темы и целей урока.
III. Работа
по теме урока.
Звучит
классическая музыка (например произведения
Антонио Вивальди).
1. Беседа по вопросам.
– На страницах
вашего учебника напечатаны стихи русских поэтов ХХ века. Прочитаем их имена.
– Какие из этих имен вам
уже знакомы? Произведения каких поэтов вы изучали в классе, читали
самостоятельно?
– Вспомним изученные ранее
стихотворения уже известных нам поэтов.
(Чтение 2–3
стихотворений.)
– Прочитайте
самостоятельно предложенные стихотворения. Подумайте, какое из них отзывается в
вашем сердце, какое вам бы хотелось выучить наизусть, обсудить?
2. Выразительное чтение стихотворения Ин. Анненского «Снег» с
последующим его обсуждением.
1) Выпишите из стихотворения
все встретившиеся вам эпитеты. Какую роль они играют в создании центрального
образа?
2) Определите размер
данного стихотворения.
3. Работа над стихотворениями Мережковского.
1) На какие чувства
читателя воздействует Д. Мережковский в стихотворении «Родное»? Какие языковые
единицы «выполняют» эту задачу?
2) А как вы поняли строчку
последней строфы «Здесь – тише радость и спокойней горе»?
3) Где, по мнению автора,
сосредоточена гармония? (Стихотворение «Не надо звуков».) Чему следует
учиться у природы?
4. Обсуждение стихотворений Н. Рубцова.
1) Какой образ Руси
предстал перед вами в стихотворении Рубцова «По вечерам»? Как вы поняли смысл
названия?
2) Какова тема и идея
этого стихотворения? А стихотворения «Встреча»?
3) Определите размер
стихотворения «Встреча».
5. Обучение анализу стихотворений.
1)
Слово учителя, чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Я воспитан природой
суровой...»
Я воспитан
природой суровой,
Мне довольно
заметить у ног
Одуванчика
шарик пуховый,
Подорожника
твердый клинок.
Чем обычней
простое растенье,
Тем живее
волнует меня
Первых
листьев его появленье
На рассвете
весеннего дня.
В государстве
ромашек, у края,
Где ручей,
задыхаясь, поет,
Пролежал бы
всю ночь до утра я,
Запрокинув
лицо в небосвод.
Жизнь
потоком светящейся пыли
Все текла бы,
текла сквозь листы,
И туманные
звезды светили,
Заливая
лучами кусты.
И, внимая
весеннему шуму,
Посреди
очарованных трав,
Все лежал бы
и думал я думу
Беспредельных
полей и дубрав.
Надеюсь, вы
вспомнили некоторые особенности поэзии Заболоцкого, его лаконичность,
метафоричность, взаимопроникновение образов природы и чувств человека.
Сегодня мы познакомимся с
еще одним стихотворением этого поэта и попытаемся осмыслить, разобраться в нем.
2) Выразительное чтение
стихотворения «Вечер на Оке» учителем или подготовленным учеником.
3) Анализ стихотворения Н.
Заболоцкого «Вечер на Оке».
В очарованье
русского пейзажа
Есть
подлинная радость, но она
Открыта не
для каждого и даже
Не каждому
художнику видна.
В этой строфе
нет нарочито поэтических слов и выражений. Создается впечатление, что это вовсе
не поэтический текст, а отрывок какой-нибудь лекции по искусству, ее тезис,
идея, которая будет доказываться в ходе рассуждения. И в то же время мы чувствуем,
что каждое слово стоит на единственно возможном для него месте, и вся фраза
максимально точно выражает мысль о том, что очарованье русского пейзажа
доступно не каждому человеку (об этом говорил и русский писатель К. Г.
Паустовский). Вместе с мыслью строфа содержит туго скрученную пружину чувства,
которая будет разворачиваться в следующих строфах.
– Каков размер
стихотворения?
Перед нами строгий
5-стопный ямб, несколько смягченный пиррихиями (пропуск ударения в стопе ямба
или хорея).
Рифмы богатые. На
протяжении всего стихотворения рифма перекрестная.
–
Отметьте аллитерацию в двух первых строках:
С утра
обремененная работой,
Трудом
лесов, заботами полей,
Природа
смотрит как бы с неохотой
На нас,
неочарованных людей.
Что-то
странное чудится нам в самой постановке вопроса. Размышляя, мы начинаем
понимать, что поэт показывает нам человека, не обремененного работой, который
не обращает внимания на природу. Именно природа у Заболоцкого работает,
трудится: разворачивает новые листья на деревьях, выгоняет травы, создает
плоды. Природа занята ежедневной, обыденной, не видной человеческому глазу
работой, она как цельное существо со своим разумом и самосознанием не хочет
замечать «нас, неочарованных людей», не подверженных ее чарам; вышедших из ее лона,
но порвавших с нею связь.
И лишь когда
за темной чащей леса
Вечерний
луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная
завеса
С ее красот
мгновенно упадет.
С наступлением вечера природа
словно приоткрывает свою тайну, помогает ему проникнуть в чудо. В строфе
появляются не только определения, но именно эпитеты. Ощущение тайны передается
и с помощью звукописи.
Вздохнут
леса, опущенные в воду,
И, как
бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь
реки приникнет к небосводу
И загорится влажно
и светло.
С помощью
олицетворений автор «оживляет» природу, но он не очеловечивает её: напротив, мы
чувствуем, что это человек приближается к природе, к её постижению; что лесам
свойственно вздыхать, опускаясь в воду, а реке – приникать грудью к небосводу. Вся
строфа представляет собой развернутую метафору, включающую в себя сравнение и
сплавленную с олицетворением: по существу речь идёт об отражении деревьев и
закатного неба в воде, но поэт как бы переворачивает картину, и мы с
естественного языка образов с трудом переводим на язык рациональности.
В первой строке настроение
создаётся повторением гласных [о] и [у], во второй строке «работает» согласный
звук [к], создавая ощущение твёрдой преграды, препятствия. Затем чувства словно
прорываются через эту преграду, наполняются звучанием, сонорностью: «грудь реки
приникнет». В конце третьей и в четвертой строке появляется звучный [в] и его
сочетания с сонорным [л], передающее ощущение насыщенности и силы.
Вернемся
к первой строфе и сравним ее изобразительную скупость с богатством четвертой
строфы. Мысль, заложенная в начале, ярко и стремительно разворачивается в
образах. Художественная форма наполнена глубоким смыслом.
Из белых
башен облачного мира
Сойдет огонь, и в
нежном том огне,
Как будто под
руками ювелира,
Сквозные тени лягут в
глубине.
Небо превращается в
таинственный мир, где облака – белые башни, из которых нисходит на землю
закатный свет – нежный огонь (развернутая метафора). Аллитерация создает
ощущение пластичности первой строки. Во второй строке «работает» звук [o].
Природа рисует не на поверхности, а в глубине реки тончайшие картины, создаёт
yзopы с точностью и изяществом ювелира, тем самым поверхность реки уподобляется
драгоценному камню: одно сравнение вызывает сложный ассоциативный ряд. На
память приходят драгоценные геммы с изящными изображениями, проступающими
словно бы из глубины камня.
И чем ясней
становятся детали
Предметов,
расположенных вокруг,
Тем необъятней
делаются дали
Речных лугов,
затонов и излук.
Мы привыкли к тому, что деталь
противопоставлена широте. Так, например, фотографируя крупно какой-нибудь
цветок, мы знаем: то, что на заднем плане, выйдет несколько размыто. С другой
стороны, если мы будем фотографировать панораму, то детали не будут видны с
ясностью и точностью.
Начало шестой строфы – «И чем
ясней становятся детали...» – словно готовит нас к этому противопоставлению, в
том числе и своей «непоэтической, научной лексикой («детали», «предметы»), но
всё оказывается иначе: дали делаются необъятными, то есть более глубокими; не
размытыми, а тоже более четкими.
Горит весь
мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он
поистине хорош,
И ты, ликуя,
множество диковин
В его живых
чертах распознаешь.
В творчестве
зрелого Заболоцкого природа одухотворена изначально, и человек, находясь с
природой в сложных отношениях, может приобщиться к её высокой духовности,
неразрывно связанной с рождением новой жизни. В последней строфе стихотворения
звучит торжественная, ликующая мелодия мира.
Человек – не существо, которое
пытается навязать бездушной природе свои житейские категории. Человек,
пытающийся познать природу, насыщенную и одухотворенную в своем постоянном
творении жизни, человек, ощущающий своё неразрывное единство с ней, – вот
образ, которым заряжена поэзия Заболоцкого.
Мы видим, что Заболоцкий
начинает стихотворение с мысли, которая разворачивается в образ. Образ
расширяется до мелодии, заполняющей душу человека. В этом стихотворении ярко
выражена формула поэтического творчества Заболоцкого: мысль – образ –
музыка. Музыка – не выражение душевных тайн личности, но гармония всеобщей
жизни («Жизнь потоком светящейся пыли...», «Горит весь мир, прозрачен и
духовен...»).
Завершая работу, расставляем
логические ударения, ищем интонации и готовим выразительное чтение этого
стихотворения.
4) Анализ
стихотворения Н. Рубцова «Привет, Россия – родина моя!».
Выразительное чтение стихотворения.
– Какие
ассоциации вызывает у вас это стихотворение? Какие картины представляются вам?
– Какие слова кажутся вам
редкими, вызывают ощущение близкой старины?
– Как вы думаете, почему в
стихотворении много восклицательных предложений?
– Каков размер
стихотворения, способ рифмовки?
– Найдите примеры
аллитерации. Какую роль играет она в стихотворении? Какую мелодию создает?
– Почему в первых строках
II строфы трижды повторяется предлог «по»? Какое впечатление этим создается?
Строки:
Я сильный
был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться, –
связаны с биографией
Рубцова. В раннем детстве он остался сиротой. Мать умерла во время войны, след
отца потерялся на фронте в 1944 году. Судьба сложилась так, что он почти всю
жизнь не имел своего угла, порой скитался от села к селу, от деревни к хутору,
просясь на ночлег, а то и располагаясь в стоге сена где-нибудь под звездами.
Живя в заброшенных деревнях или ночуя в поле, он чувствовал себя ближе к Богу.
Об ощущении близости к высшему миру говорят строки:
Как
миротворно в комнату мою
По вечерам закатывалось солнце!
«Изба в лазурном поле» у
Рубцова – это не конкретный дом, а, скорее, символ мирного жития. Само
выражение напоминает нам описание какого-то старинного герба.
Ясная мелодия разливается
свободно в последней строфе. Чтобы проникнуть хотя бы немного в тайну этой
мелодии, разберем последнее предложение синтаксически: Простор дышал, веял,
ликовал (при подлежащем три однородных
сказуемых); кроме того, однородные определения и две пары однородных
дополнений. Такое строение предложения в сочетании с аллитерацией, эпитеты,
объединенные антитезой, мысль о счастье и покое – все это создает неповторимое
очарование рубцовской поэзии.
Домашнее
задание: выучить одно из проанализированных стихотворений наизусть;
нарисовать иллюстрацию к стихотворению Н. Заболоцкого «Вечер на Оке»; ответить
на вопросы учебника; опережающее задание: прочитать главы из романа
«Айвенго» В. Скотта; подготовить тест о жизни и творчестве В. Скотта.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.