Уроки 38–39 Н. В. ГОГОЛЬ. «ШИНЕЛЬ». ЧЕЛОВЕК, ЛИЦО, ВЕЩЬ
Уроки 38–39 Н. В.
ГОГОЛЬ. «ШИНЕЛЬ». ЧЕЛОВЕК, ЛИЦО, ВЕщЬ
Цели уроков:
1. Познакомить учащихся с
повестью Н. В. Гоголя «Шинель».
2. Определить тему и идею
произведения.
3. Раскрыть художественное
новаторство Н. В. Гоголя в развитии темы «маленького человека».
Ход уроков
(На доске записаны тема
урока и два высказывания в качестве эпиграфов: «Он проповедовал любовь
враждебным словом отрицанья» Н. А. Некрасова, «Все мы вышли из
"Шинели" Гоголя» Ф. М. Достоевского.)
I. Изучение нового
материала.
В комедии «Ревизор» Н. В.
Гоголь дал яркую характеристику провинциального чиновничества. «Столичная
штучка» Хлестаков смеется над всеми.
А как обстоят дела в
столице?
В 1842 году в третьем томе
сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей»: здесь и знакомые нам
«Портрет», «Невский проспект», здесь же небольшая повесть «Шинель».
Говорят… впрочем, что
говорят, перескажет нам... (называет имя учащегося).
(Заранее
подготовленная ученица пересказывает отрывок из воспоминаний Анненского, что в
Петербурге ходил анекдот о мелком чиновнике, страстном любителе охоты, который
долго копил деньги на хорошее ружье, отказывая себе во всем, купил его и сразу
же отправился на охоту. Но ветвями тростника ружье стащило с лодки, и оно
утонуло. Бедный чиновник, вернувшись домой, слег в жестокой горячке. Сослуживцы
пожалели товарища, собрали деньги и купили бедняге новое ружье.)
– Мы можем предположить,
что Гоголь взял за основу своей повести этот случай?
– О чем повесть «Шинель»?
– К какому социальному
слою отнесли бы вы Акакия Акакиевича Башмачкина?
– Значит, Гоголь обратился
к теме «маленького человека». Он первый это сделал?
– Кого у Пушкина мы
рассматривали как «маленького человека»?
– По какому признаку мы
отнесли Самсона Вырина к «маленьким людям»?
– Почему Евгения из
«Медного всадника» мы тоже называли «маленьким человеком», ведь он дворянин?
И вот теперь гоголевский
герой – «один чиновник» из «одного департамента».
– Как вы расцениваете эту
первую фразу, о чем хотел сказать Гоголь?
Повесть небольшая, но
многозначная.
Возьмем первую проблему –
государство и человек; такой аспект уже рассматривал А. С. Пушкин.
– Представлено ли в
повести государство? Кем или чем? (Чиновниками и самим Петербургом как
столицей государства.)
II. Работа с учебником.
– Найдите описание
столичного города в повести «Шинель».
– Какой вывод можно
сделать? (Петербург показан контрастно: город богатых и бедных.)
– Чем подчеркивается
богатство и величие столицы: богатой архитектурой, замечательными парками,
красивым убранством фасадов домов, широкими и чистыми проспектами или чем
другим? (Витринами магазинов, где выставлены вещи, одеждой прохожих –
опять вещи.)
– Это описание Петербурга
совпадает с пушкинским?
– Может быть, власть
занята важными государственными делами, и ей недосуг заниматься городом? Кто самый
высокий чин в повести? Чем он занят? Чем занят Акакий Акакиевич?
– «Значительное лицо» –
личность? Почему Гоголь подчеркнуто называет его «значительное лицо» – что
стоит за словом «лицо»?
Делаем
вывод: описание столицы подчеркивает контрастность состояния государства;
рассказ о разного уровня чиновниках выражает горькую мысль писателя о
никчемности и пошлости государственной власти – все заняты своими делишками,
никто не думает ни о порядке в государстве, ни о гражданах. Все, по мнению
Гоголя, на одно лицо (как будто внешне люди!), нет во власти индивидуальностей,
нет личностей.
– Какими приемами рисует
Гоголь эту безрадостную картину? (Антитеза, прямая типизация – «один
чиновник» в значении один из всех таких же, «значительное лицо»; авторская
ирония, каламбур, логический абсурд.)
III. Знакомство с повестью
Н. В. Гоголя «Шинель».
Рассмотрим вторую проблему
– человек.
– Акакий Акакиевич –
личность?
– Расскажите о нем. Какое
мнение о герое у вас сложилось?
– Он понимает свое
ничтожество, унизительное положение? Просыпается ли в нем когда-нибудь
личность?
– Это талантливый человек?
– Почему же его талант не
востребован, не продвинул его по службе?
– Есть ли у героя заветная
мечта, может быть, тайная любовь?
– С кем или с чем связана
его мечта? (Опять мечта о вещи.)
– Какой горький вывод
делает автор об Акакии Акакиевиче?
– Финал повести – Акакий
Акакиевич поднялся до протеста против власти, против ничтожного положения
человека, его протест имел положительные социальные последствия? (Нет, он
искал и нашел свою шинель, добился вещи.)
– Изменилось ли что-нибудь
в Петербурге и в государстве после смерти Башмачкина? В каком стиле
рассказывается о привидении? (Иронично.)
– Есть ли в повести еще
«маленькие люди»? (Петрович.)
– Это кто? Расскажите о
нем.
– Если сравнить его с
Акакием Акакиевичем, кто выигрывает? Почему?
– Почему Гоголь называет
его не Гришкой – по имени, а Петровичем? (Из рода в род переходят бедность и
страдания бедного человека, и нет просвета, и не вырваться из этого круга!)
А теперь посмотрите на
доску.
(Открывается закрытая
до этого момента часть доски с записью:
I. «Маленький человек»:
Вырин, Евгений, Акакий Акакиевич Башмачкин.
II. «Маленький
человек»: Вырин,
Евгений,
Акакий Акакиевич Башмачкин.)
– Какая запись вам кажется
правильной?
I – все одного качества, в
одном ряду.
II – все «маленькие люди»,
но разных видов?
– Какие видовые
особенности каждого вы отметили бы?
(Вырин –
внешняя бедность и высокая духовная нравственность в каноническом христианском
смысле; Евгений – внешняя бедность, но внутренняя цельность: мечта о
человеческом счастье, которая наполняет и греет душу; Акакий Акакиевич – внешняя
бедность, но и внутренняя нищета, духовное убожество, не человек, а «существо
хуже мухи».)
– Подведем ли мы черту на
этом уроке под понятием «маленький человек»? Исчерпал ли себя образ?
– Обратите внимание на
тему урока: человек, лицо, вещь. Как вы понимаете ее?
– Неужели все так
безнадежно? Есть ли в повести какое-нибудь положительное начало? (Учащиеся,
может быть, скажут: смех; это суждение следует сразу опровергнуть: ничего
смешного в этой горькой и грустной повести нет.)
Положительное начало – в
повествователе.
– Обратите внимание на
первый эпиграф к уроку, на слова Н. А. Некрасова – вот оно, положительное
начало: позиция повествователя, его горькая ирония и неприятие такого
государства, таких чиновников и таких людей.
– Прочтите второй эпиграф
– он стал просто афоризмом. Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели?
Мне кажется, что
Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины XIX века
вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой
личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику.
Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании
пространства и человека, художественных деталей и символов, типичного и
индивидуального – все это мы видим в повести «Шинель».
В заключение урока проводится
тест:
1. «Шинель» –
произведение:
а) романтическое,
б) сентиментальное,
в) реалистическое.
2. «Кривой
глаз и рябизна по всему лицу» – это о ком:
а) об Акакии Акакиевиче,
б) о Петровиче,
в) о «значительном лице».
3. Акакий
Акакиевич служил в департаменте:
а) иностранных дел,
б) просвещения,
в) в одном…
4. Имя
Акакий Акакиевич получил:
а) по святцам,
б) кума настояла,
в) матушка дала.
5.
«Значительное лицо»:
а) титулярный советник,
б) генерал,
в) тайный советник.
6. Имя
«значительного лица»:
а) Григорий Петрович,
б) Иван Иванович Ерошкин,
в) не то Иван Абрамович,
не то Степан Варламович.
7. Акакий
Акакиевич:
а) был равнодушен к
работе,
б) старался работать,
чтобы не выгнали,
в) служил с любовью, с
наслаждением.
8. Акакий
Акакиевич:
а) положительный герой,
б) отрицательный герой,
в) противоречивый
характер.
9.
Повествователь:
а) проявляется как «я»,
б) не чувствуется,
в) его позиция выражена
пафосом произведения.
10. Пейзаж:
а) играет важную роль,
б) не играет особой роли,
в) его здесь нет.
11. «Маленький
человек» Гоголя:
а) ничтожное существо,
б) личность, временно
задавленная обстоятельствами,
в) человек, замкнутый в
своем богатом духовном мире.
12. Шинель:
а) художественная деталь,
б) символ,
в) образ.
13.
Носителем положительного начала является:
а) образ Петербурга,
б) повествователь,
в) здесь нет
положительного начала.
14. Повесть
«Шинель»:
а) фантастическая,
б) жизнеподобная,
в) романтическая.
15. Акакий
Акакиевич – это:
а) типичный национальный
характер,
б) лишний человек,
в) «крик ужаса и стыда,
который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг
увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо» (Герцен).
16. Акакий
Акакиевич:
а) синонимичен пушкинскому
«маленькому человеку»,
б) это другой вид,
в) его нельзя отнести к
маленьким людям.
17. В
заглавии повести выражена:
а) тема,
б) идея,
в) заглавие с темой и
идеей не связано.
18. Главный
вывод автора:
а) «маленький человек»
достоин уважения,
б) он продукт
бесчеловечного государства,
в) он сам виноват в своей
«малости».
Код:
1–в, 2–б, 3–в, 4–в, 5–б, 6–в, 7–в, 8–б, 9–в, 10–а,
11–а, 12–б, 13–б, 14–б, 15–в, 16–б,
17–б, 18–б, в.
IV.
Домашнее задание: образ повествователя в повести «Шинель»; 1-й вариант –
план, 2-й вариант – устный ответ.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.