Урок 64 РАССКАЗ В. П. АСТАФЬЕВА «ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ». ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА
Урок 64 РАССКАЗ В. П.
АСТАФЬЕВА «ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ
НЕТ». ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА
Цели урока:
познакомить учащихся с укладом сибирской деревни довоенного времени; отметить
особенности сюжета: яркость и красочность языка Астафьева; познакомить с литературоведческими
понятиями «динамический» и «адинамический» сюжет, «внесюжетные элементы».
I. Организационный
момент.
II.
Проверка домашнего задания.
1. Анализ составленных схем (индивидуальное
задание) системы персонажей и композиции рассказа.
2. Краткий пересказ сюжета рассказа.
III. Работа
по теме урока.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Беседа по вопросам.
– Что нового о
сельской жизни в первой половине ХХ века вы узнали из рассказа В. П. Астафьева?
– Сюжет очень прост и не
исчерпывает содержание рассказа. Что же необычного в этом произведении?
– Почему мы читаем его с
неослабевающим вниманием, хотя и не следим за изгибами сюжета?
3. Введение понятий двух типов сюжетов.
Сюжет – система
событий и действий, заключенная в произведении, его событийная цепь в той
последовательности, которая дана в произведении.
(Фабула –
«выпрямленный сюжет».)
Существует два типа
сюжетов:
а) динамический –
развитие действия происходит напряженно, стремительно, в событиях сюжета
заключается основной смысл и интерес для читателей, сюжетные элементы четко
выражены, развязка несет огромную содержательную нагрузку;
б) адинамический
– развитие действия замедленно и не стремится к развязке, события сюжета не
заключают в себе особого интереса, элементы сюжета выражены нечетко, развязка
отсутствует или является формальной; в общей композиции много внесюжетных
элементов, которые перемещают на себя внимание читателя. В таком сюжете
главное – картина устойчивого бытия, которую рисует автор.
Вывод: сюжет рассказа Астафьева – адинамический;
в нем важно не столько то, чем закончится история с фотографией, важен тот
уклад сибирской деревни, довоенный, глубоко русский быт, который описывает
автор.
(На доске: запись или
проекция.)
Внесюжетные
элементы: элементы, которые не продвигают действие вперед, во время
которых ничего в сюжете не изменяется, герои остаются в прежних положениях:
описание, авторские отступления и вставные эпизоды.
Описание – литературное
изображение внешнего мира или устойчивого жизненного уклада.
Авторские отступления
– более или менее развернутые авторские высказывания философского,
лирического или автобиографического характера, не характеризующие отдельных
персонажей или отношение между ними.
Вставные эпизоды
– относительно законченные фрагменты, в которых действуют другие персонажи,
действие переносится в другое место и время и т. п.
– С помощью чего автор
показывает нам жизнь сибирской деревни?
4. Самостоятельная работа по вариантам: найти в рассказе указанные
внесюжетные элементы.
1-й вариант.
Описания: «Деревенское окно, заделанное на зиму, – своего рода произведение
искусства»; «Люблю я смотреть на оживающие цветы».
2-й вариант.
Авторские отступления: «А я таким вот и помню деревенского учителя...»;
«Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его
история».
3-й вариант.
Вставные эпизоды: беседа дяди Левонтия с учителем, помощь деревенских людей
учителям («Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое»); сбор
утильсырья («А в какой школе начали работать наши учителя!»); уроки в лесу,
встреча со змеей («Как он много знал!»).
(Обратить
внимание на глубокий гуманистический смысл прочитанных отрывков.)
5. Работа со схемой системы персонажей.
– Посчитайте
всех героев рассказа Астафьева. Мы получили почти полное представление о жителях
сибирского села. Кроме главных героев, автор упоминает и выселенцев, и тетку
Авдотью, и «дитенка» учителей, и сплавное начальство, и ямщиков, и десятника
сплавконторы Илью Ивановича Чехова, и дядю Левон-тия, и председателя сельсовета
Митроху, и учеников Овсянской начальной школы Ваську Юшкова, Витьку Касьянова,
Кольку-хохла, Ваньку Сидорова, Нинку и Саню Шахматовских. Деревня Овсянка – не
абстрактное село. Она живет, смеется, дерется, ругается и радуется, звучат
человеческие голоса, слышится лай собак и стук гостя в замерзшую дверь. Автор
добивается того, что мы начинаем любить не только главных героев рассказа, но и
всю Овсянку, ее глубоко русский уклад жизни, Енисей, увалы и вместе с ними –
всю нашу Родину.
6. Словарная работа: яркость и красочность языка Астафьева.
– Как и в других
произведениях Астафьева, в этом рассказе у него «вкусный» язык. Он ярко и
красочно описывает жизнь деревни, употребляя диалектные и устаревшие слова, и
от этого речь рассказчика и героев звучит более убедительно и выразительно.
а) Дайте определение
следующим словам, встретившимся вам в тексте рассказа (по карточкам):
катанки – это...
куть – это...
магарыч – это...
прострел – это...
сарана – это...
талина – это...
туес – это...
увал – это...
швырок – это...
б) А как вы понимаете
смысл таких слов, как:
парниша-ревун,
домовничать, деревенская молодица, гужом ходили, ухарски гикая, настегала
прутом, нудь в ногах, догляд людской...?
– Продолжите эту работу:
самостоятельно найдите в тексте диалектные и устаревшие слова.
в) Выделите в тексте
рассказа Астафьева фразы, принадлежащие бабушке героя. Что необычно, на ваш взгляд,
в ее речи? Как характеризует эту героиню ее речь?
IV. Подведение итогов урока
по вопросам.
1. Мир природы тесно
связан с миром простых сельских жителей. О какой народной примете, раскрывающей
глубокие знания свойств растений, вы узнали из рассказа Астафьева?
2. Почему «малоприметное»
лицо учителя запомнилось герою на всю жизнь? Найдите описание учителя.
3. Почему в селе все
уважали учителей? Почему учитель так никогда и не узнал, кто свалил ему воз
дров?
4. Перескажите эпизод
встречи со змеей от лица ребят. Дайте оценку поступку учителя.
5. Перечитайте следующий
отрывок (проекция на экран):
«Тут, я думаю, сработала
благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот фамилии
учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя
можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек,
мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя,
чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб
сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и
непослушных людей, как я и Санька» (с. 219, учебник-хрестоматия).
– Какова, с точки зрения
автора рассказа, главная цель жизни учителя?
6. Как вы поняли смысл
финальной части рассказа Астафьева?
«Смотрю, иногда улыбнусь,
вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не
могу, как бы они порой нелепы ни были. Пусть напыщенный солдат или унтер снят у
кокетливой тумбочки, в ремнях, в начищенных сапогах – всего больше и красуется
их на стенах русских изб, потому как в солдатах только и можно было раньше
«сняться» на карточку; пусть мои тетки и дядьки красуются в фанерном
автомобиле, ... пусть казак ... изображает казака с кинжалом, пусть ... люди
таращатся с фотографий».
– Каким чувством
проникнуто описание старых фотографий? Что хотел донести автор до современного
читателя? Как вы понимаете фразу, заканчивающую повествование: «Деревенская
фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история...»?
Домашнее задание:
подготовить выразительное чтение описания со слов: «Люблю я смотреть на
оживающие цветы» – до слов: «... и боязно было спугнуть среди зимы впорхнувшего
к нам предвестника тепла, солнца, зеленой земли»; используя дополнительную
литературу, подготовить биографию А. Т. Твардовского, опережающее задание:
начать подготовку к инсценированию глав из трагедии «Ромео и Джульетта» У.
Шекспира: выявить инициативную группу, распределить роли, выбрать сцены,
которые будут поставлены в классе.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.