Урок 61 А. П. ПЛАТОНОВ. «ВОЗВРАЩЕНИЕ»
Урок 61 А. П.
ПЛАТОНОВ. «ВОЗВРАЩЕНИЕ»
Цели урока:
вспомнить с учащимися произведения А. П. Платонова, которые читали в 5–7
классах; пробудить ощущение новой встречи с писателями; помочь учащимся постичь
гуманистический смысл повести.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II.
Сообщение темы и целей урока.
III.
Викторина по произведениям Платонова.
Назвать
произведение, имена героев, основные события.
1) «Я понимал,
что в природе не существует такого расчета в нашем человеческом, математическом
смысле, но я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных
для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают
избранных, возвышенных людей. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в
себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе,
– я чувствовал свою особенность человека. И я пришел в ожесточение и решил
воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать».
(«В прекрасном и
яростном мире», 6 кл.)
2)
«Дедушка-солнце показался из-за облака, будто дед сразу отвел от своего лица
темную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле. Дед
теперь смотрел на него; мальчик подумал, что дед видит его, поднялся на
ноги и побежал к матери.
Он бежал долго. Он
пробежал по пыльной пустой дороге всю деревенскую улицу, потом уморился и сел в
тени овина на околице».
(«Никита», 5 кл., имя
Никита в тексте заменено на слово «мальчик».)
3) «С тех пор
прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала
работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные
больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже
состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не
утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших».
(«Юшка», 7 кл.)
4) «В середине
лета цветок распустил венчик сверху. До этого он был похож на травку, а теперь
стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого
светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился
живым мерцающим огнем, и его видно было
даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка
и уносил его запах с собой».
(«Неизвестный цветок»,
сказка-быль, 7 кл.)
IV. Работа по новой теме.
1. Слово учителя.
Андрей
Платонов владел редким художественным даром – проникать в «вещество
существования», то есть в неприметные заботы, беды и радости, из которых
состоит повседневная жизнь, он умел передавать атмосферу семейного быта,
неуловимые оттенки отношений в кругу самых близких людей.
Он любил слово
«сокровенный», в котором одновременно слышатся и «кров», и «кровь», и
«откровенность», и «покров», и «сокровище». О сокровенных силах, управляющих
душевной жизнью людей, – о любви, семье и счастье – многие рассказы Платонова
30-х годов. А в 1946 году после того, как сам писатель вернулся с фронта, был
написан рассказ (повесть) «Возвращение» («Семья Ивановых») – о солдате,
пришедшем с войны. Долгожданная встреча с семьей, казалось бы, должна нести с
собой только радость. Однако герой не может примириться с тем, что в его
отсутствие близким помогал другой человек; ревнует жену. И вот Иванов решает
снова уехать из дома – на этот раз навсегда.
Платонов показывает
солдата-победителя с сочувствием, но видит и его эгоизм, боязнь потерять свое
превосходство перед домочадцами. «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь,
как глупые какие...» – упрекает отца с матерью 11-летний Петрушка.
Сын, рано повзрослевший в
войну и смешной в непрестанной хозяйственной озабоченности, вызывает у Иванова
смешанные чувства. «Рассуждает, как дед, а читать небось забыл», – говорит отец
с неприязнью. Еще немного, и кажется, что неуступчивость героя навсегда
разобьет эту рядовую (что подчеркнуто самой распространенной русской фамилией)
семью. Но когда поезд увозит Иванова вдаль от дома, он вдруг видит двух
торопливо и неуклюже бегущих за составом маленьких людей. Не сразу он понимает,
что это его дети. «Иванов ... чувствовал, как жарко у него стало в груди, будто
сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и
лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и
содроганьем... Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и
собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».
Рассказ сразу после
появления был жестоко осужден: автора обвинили в клевете на действительность –
в искажении образа бойца, воина. Такая убийственная официальная реакция лишила
Платонова надежды на признание. Подобно другим «опальным» авторам, в конце 40-х
годов он писал для детских журналов и издательств рассказы, переложения народных
сказок, опубликовал пьесу «Пушкин в лицее».
С войны Платонов вернулся
тяжелобольным, в конце 40-х гг. он уже редко выходил из дома.
«Вторая жизнь» Андрея
Платонова началась через семь лет после его кончины. В 1964 году автор
разгромной рецензии на рассказ «Возвращение» (она называлась «Клеветнический
рассказ А. Платонова») критик В. Ермилов признал в печати, что ошибся в оценке
произведения. Однако по цензурным соображениям многие главные произведения
писателя не печатались до конца 80-х гг., и только в эпоху «перестройки» в
связи с острым общественным интересом к политической истории страны, к событиям
20–30-х гг. вновь вспомнили Платонова.
В 1989 г. в Москве
состоялась первая международная конференция, посвященная творчеству писателя. В
доме на Тверском бульваре в Москве, где жил Платонов, была наконец установлена
мемориальная доска.
2. Комментированное чтение рассказа «Возвращение» с выделением
ключевых образов и понятий.
По всему рассказу отмечаем
запахи, употребление слов «сердце», «добрый», «добро», «радость», «душа»,
«привыкнуть».
«Это постоянство
и терпение означали верность и неизменность
женского сердца, – по крайней мере, в отношении вещей и своего дома,
куда эта женщина, вероятно, возвращалась» (учебник).
Ключевая фраза:
«Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было
сердце другого человека».
Отмечаем, что девушку
называют «Маша-дочь пространщика». Пространщик – служитель бани, но само
звучание слова никак не ассоциируется с баней. Это словосочетание, несколько
раз повторяемое в тексте, перекликается с другим образом: «Поезд, который
должен увезти отсюда домой и Машу, и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве».
Платонов усиливает образ простора – пространства, называя девушку «просторной
Машей», употребляя слова с сочетанием стр-:
«А теперь Маше непривычно,
странно и даже боязно было ехать домой к родственникам, от которых она
уже отвыкла».
Образ пространства
соединяется со словами «привыкла» – к летчикам, кочевой жизни военного
аэродрома, «отвыкла» – от домашней жизни, от родных.
«Иванов и Маша чувствовали
себя сейчас осиротевшими без армии», но Иванов привык находить себе «простую
подручную радость», – он обратился к Маше с просьбой поцеловать ее.
(С. 167, учебник.)
Автор подчеркивает чистоту
просьбы Иванова («деликатно и любезно»), ее незамутненность дурными
мыслями через описание запаха, который ощутила Маша (конец абзаца: «От
него сильно пахло табаком, сухим поджаренным хлебом, немного вином, – теми
чистыми веществами, которые произошли из огня или сами могут родить огонь»).
Пространщик – пространство
– просторный – странно – поверхностно – отдельные образы складываются в один
образ неустойчивости, временности военного быта, который вызывает привычку к
неопределенности, непрочности.
Повторяющиеся образы и
понятия-мотивы – особенно важны для понимания концепции автора. Таким является
образ запаха: «Позже Иванов признавался себе, что вопросы Маши пахнут,
как осенние павшие листья в лесу, и он не мог их никогда забыть».
Важный мотив:
родной город ощущается как чужбина, к оставшимся в живых родственникам Маша «не
чувствовала сердечной привязанности».
– Как ощущает Иванов час
свидания с семьей? (Как «радостный и тревожный».)
– Почему? («Он сам не
знал, почему он так делал...» Маша «доверилась Иванову по доброте сердца, не
думая более ни о чем».)
– Сцена прощания Иванова и
Маши (с. 206, учебник).
«Иванов привычно
поцеловал ее и любезно обещал вечно помнить ее образ».
Два дня достаточно
человеку, четыре года прожившему в условиях фронта, чтобы возникла привычка.
Иванов поступает с Машей так, как было принято в мужской среде: он говорит
«любезно» ритуально-красивые, но в действительности пошлые слова из
многочисленных сборников «Как написать письмо любимой девушке». Маша отвечает
ему глубоко искренне, и создается ощущение дисгармонии диалога (чтение
диалога, с. 206, учебник).
Маша своими ответами
разрушает попытку Иванова отгородиться от душевной боли.
Маша заплакала, только
оставшись одна; она «никого не могла забыть, ни подруги, ни товарища, с кем
хоть однажды сводила ее судьба».
Домашнее
задание: дочитать рассказ Платонова.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.