Урок 58 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. М. А. ОСОРГИН «ПЕНСНЕ». И. С. ШМЕЛЕВ «КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ». ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Урок 58 внеклассное
чтение. М. А. Осоргин «пенсне». и. с. шмелев «как я стал писателем». писатели
улыбаются
Цели урока: подчеркнуть
общую проблематику рассказов; учить выступать перед одноклассниками, делать
выводы по своей теме; закрепить понятия «метафора», «олицетворение».
I. Организационный
момент.
II.
Сообщение темы и целей урока.
III. Работа
по новой теме.
1. Слово учителя.
Михаил Андреевич Осоргин
облегчил работу его будущих биографов. Он сам подробно рассказал о своей жизни
– в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков.
«Наше поколение, – говорил Осоргин, – находится в исключительно выгодных
мемуарных условиях: не успев состариться, мы прожили века». Неудивительно, что
и в художественных его произведениях некоторые сюжеты имеют документальную
основу, а многие герои – прототипов. Ведет же повествование почти всегда
рассказчик, которому автор передоверил собственные мысли и размышления.
Осоргин – это псевдоним.
Настоящая фамилия писателя – Ильин. Один из самых древних русских дворянских
родов.
Он родился и вырос в
Перми, «в глубокой провинции, в деревянном доме, окруженном несчитанными
десятинами, никогда не знавшими крепостного права», где «голубая кровь отцов
окислилась... независимыми просторами, очистилась речной и родниковой водой,
окрасилась заново в дыхании хвойных лесов». Уральские просторы, берега Камы,
пермские леса... Даже объездив всю Европу, он будет считать их самыми
прекрасными местами в мире, а годы, проведенные здесь, – лучшими
университетами. «Все, что мне позже открыли книги, что я принял из них и не
отверг, – все это было раньше вышито зеленой гладью на клубничном косогоре,
родилось и жило подо мхами, под древесной корой, в бесчисленных норках, прыгало
по веткам, стояло звонкой песней над крестьянским полем». Здесь, в родном
городе, на пороге юности, было сделано удивительное открытие («его выдвинуло
утро и очаровало ... ниоткудностью»): «Цель жизни в самом ходе жизни, в
движении, а не в какой-то последней точке».
2. Творческая «защита» I группы.
«Осоргин
– «служитель правды и справедливости».
(Устный
журнал: каждый ученик, перелистывая свою страницу, рассказывает.)
1-й ученик. «На пороге».
В 1897 г. Михаил Ильин
поступил на юридический факультет Московского университета. Из дома он захватил
только «узел», в который «завернул» свои детские впечатления – все, что он
вычитал в великой книге Природы. Но студенческие годы его выпали на то время,
когда по всей России не было такой обители, где не жили бы «люди, желающие
пересоздать мир и во имя этого готовые на всякую жертву». «Молодые женщины,
которым как раз время весело жить и молодо любить, надевали посконное платье и
шли по деревням изучать народ». Да и «все недурные люди» были прежде всего
служителями «правды и справедливости». Как тут остаться в стороне? В 1899 г. за
участие в студенческих волнениях Михаила Ильина высылают в Пермь под негласный
надзор полиции. Опала оказалась недолгой. Через год он восстанавливается в
университете, в 1902 г. оканчивает его и начинает заниматься адвокатской практикой.
Он не берет денег с бедных. И вообще рассматривает свою деятельность как защиту
«прав трудового народа».
2-й ученик. «Служитель правды и
справедливости».
Но юридическое поприще не
было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» – литература. С
гимназических лет он печатается в газетах. Он говорит своим, ни на кого не
похожим голосом: о самых серьезных вещах он рассуждает с иронией, никогда не
выступает бесстрастным летописцем, не скрывает своей позиции.
...Очень скоро в
адвокатской конторе «стали спать по ночам подозрительные люди, бежавшие с
политической каторги, на машинке отстукиваться тексты пылких и буйных
прокламаций».
В 1904 г. Михаил Андреевич
вступает в партию социал-революционеров. Однако революционером он был недолго,
и никогда – особенно активным (по его собственным словам, «незначащей пешкой,
рядовым взволнованным интеллигентом... по полной неспособности к руководящим
ролям»).
Но полиция, очевидно, не
считала его «пешкой». Во всяком случае, в декабре 1905 г. Михаил Андреевич был
арестован. Приговор – три года ссылки в Нарымский край Томской губернии. По
счастью, удалось обмануть правосудие: Осоргина выпустили на время из тюрьмы –
под залог, и назад он не вернулся.
Поначалу он скрывается в
деревне под Москвой, где занимается в основном рыбной ловлей, в город старается
не ездить, и не только потому, что это может плохо кончиться. «Не столько плохи
дела, как плохи люди... Дошло до того, что трудно отличить революционера от
хулигана».
Оставаться близ Москвы
становится опасно, и Михаил Андреевич перебирается в Финляндию. Из писем оттуда
видно, что уезжать еще дальше ему очень не хочется: «За границу поеду лишь в
крайности». И все же такая «крайность» наступила, и довольно скоро. Поздней
осенью 1906 г. недавний узник Таганской тюрьмы оказывается в Италии, на вилле
«Мария» – в приюте многих русских политических эмигрантов.
3-й ученик. «В Италии».
«Узелок», с которым
пермский гимназист Михаил Ильин шагнул из родного дома в большую жизнь, «не
нашли и не отняли даже при обысках». Здесь, в Италии, он вышел из партии, так
как партийные дела волновали его все меньше и меньше. Все больше и больше он
погружается в литературные занятия. С 1908 г. Осоргин – постоянный автор, а
вскоре и корреспондент «Русских ведомостей» в Италии: за 10 лет только в этой газете
появилось более 400 материалов Осоргина. В 1913 г. вышла его книга «Очерки
современной Италии», страны, которую автор впоследствии называл «Романом своей
молодости». В эти же годы в журнале «Русский вестник» печатаются рассказы
Осоргина, герои которых – эмигранты, о них Михаил Андреевич будет писать всю
жизнь:
«Эмигранты, это – такие
оригиналы, которые живут не там, где им душой хочется, а там, где их сердцу
тяжело. Я им симпатизирую, – вы можете считать их врагами... Сентиментальных
гражданских слез «о пасынках России» я лить также не стану; им это будет
обидно...
Настоящий эмигрант
отличается от всех прочих сородичей тем, что он в своих исканиях заранее лишен
надежды найти, так как ищет вне земли обетованной».
М. Осоргин. «Русские ведомости». 5 января 1911 г.
4-й ученик. «Дым Отечества».
В 1916 г., так и не
добившись официального разрешения, М. А. Осоргин на свой страх и риск
возвратился на родину.
– Вас же сошлют в Нарым.
– Чем Нарым чуже Рима? А
может быть, и не сошлют.
Не сослали – подоспела
Февральская революция 1917 г. Поначалу он принял ее восторженно, активно
включаясь в борьбу «не во имя будущего, а лишь по невозможности мириться с
настоящим».
С первых же дней
Октябрьского переворота 1917 г. Осоргин призывает не подчиняться самозванному
правительству, неустанно разъясняет массам «бандитский характер власти»,
разоблачает лживые лозунги. Призывая ко всеобщей политической забастовке,
понимает: поражение неизбежно. Он очень любит Россию, но хорошо знает ее: она
вечно «позволяет кататься на своей вые каждому любителю верховой езды. Иногда,
встав на дыбы, она опрокидывает всадника – и сейчас же позволяет взнуздать себя
другому».
1921 г. Голод в Поволжье.
Осоргин – главный редактор газеты «Помощь», органа Комитета помощи голодающим.
В голодающие губернии пошли составы с продовольствием. Престиж вождей оказался
под угрозой. От иностранной помощи пришлось отказаться... В результате в
Поволжье погибли 5 млн человек, но политическое положение было спасено. Осоргин
вместе с другими членами Комитета оказался на Лубянке. Был намечен к
«ликвидации», но благодаря вмешательству верховного комиссара Лиги Наций Ф.
Нансена смертную казнь заменили ссылкой. Формально на три года, но с устным
разъяснением: «То есть навсегда».
5-й ученик. Защитник «незначительного».
В чем смысл и цель бытия,
тайна Природы, назначение человека? Осоргина ответы религии на эти вопросы не
устраивали. Он не хотел быть рабом – ни царским, ни Божьим.
Еще в 1914 г., в Италии,
он вступил в масонскую ложу, полагая, что целью масонства является свободное
познание тайны Природы.
Во время второй парижской
эмиграции Осоргин – один из самых активных и влиятельных русских масонов.
Однако с началом Второй мировой войны писатель вынужден покинуть Париж –
фашисты преследовали масонов. Он поселился в местечке Шабри, в неоккупированной
зоне. Отсюда, подвергая себя большой опасности, посылал корреспонденции в
Америку, в газету «Русское слово».
Мечта о возвращении на
родину так и осталась с ним до конца его дней. Философ Джордж Гурвич писал в
некрологе: «Осоргин был не только крупнейшим писателем. Он был замечательным
человеком... последним рыцарем духовного ордена русской интеллигенции».
3. Беседа по вопросам к
рассказу Осоргина «Пенсне».
– Какова тема и идея
рассказа Осоргина «Пенсне»? Кто становится в произведении главным героем?
– Какие замечания писателя
о жизни вещей, нас окружающих, вам показались правдивыми?
– В рассказе Осоргина
пенсне имеет физиономию, кристальную душу. Как называется используемый
автором данный прием художественной выразительности? Дайте определение. (Олицетворение
– это... (учебник, с. 114); метафора – это ... .)
– Как показана в рассказе
Осоргина «Пенсне» ироничность описания пропавшего предмета?
– Обратимся к отрывку из
рассказа Осоргина: от слов «Часы шагают, хворают, кашляют ...» до «...
суетливая сплетница – почтовая марка» (с. 109–110, учебник).
– Какими качествами автор
«награждает» представленные в отрывке вещи?
4. Чтение мини-этюдов (1–2) о вещах, которые
находятся в комнате, с использованием олицетворения, метафор (индивидуальное
домашнее задание I творческой группы).
5. Творческая «защита» II группы учащихся.
Слово учителя об И. С. Шмелеве.
Даром
воображения Иван Сергеевич Шмелев был наделен в полной мере. В детстве, когда
читал басню про лису и виноград, видел: яркий солнечный день, лисьи глаза
горят, язык вывалился, по нему бежит слюна... И самые обыденные предметы тоже
оживали в его глазах.
«Живая была метла – бегала
по двору за пылью, мерзла в снегу и даже плакала. И половая щетка была живая,
похожая на кота на палке. Стояла в углу – «наказана». Я утешал ее, гладил ее
волосики...» Он говорил и с людьми, и с игрушками, и с тою же метлой или половой
щеткой.
1-й ученик.
Шмелев рано испытал
счастье писательского труда. Незадолго до окончания гимназии, мартовским
вечером 1894 г., он вспомнил почему-то прошедшее лето, рыбную ловлю на речушке,
глухой омут у старой мельницы, и вдруг все ожило в его воображении. Единым
махом, сам пораженный произошедшим, Шмелев написал рассказ.
Свое сочинение осмелился
отдать в журнал «Русское обозрение». О судьбе рукописи долго ничего не знал. Но
через год автору, теперь уже студенту Московского университета, почтальон
вручил толстую книжку журнала. Студент открыл ее с дрожью – и прочитал столь
знакомое название: «У мельницы».
2-й ученик.
Чтение эпизода,
посвященного переживаниям героя, которые были вызваны публикацией его
произведения (учебник).
Беседа по вопросам:
1) Как вы думаете, почему
герой не испытывал радости?
2) Какое определение дает
искусству редактор «Русского обозрения»? Согласны ли вы с такой точкой зрения?
3) Как изменилось
мировосприятие героя после публикации его произведения? Почему он говорит о
необходимости «многое узнать, читать, вглядываться и думать... – готовиться»?
Чем отличается, на ваш взгляд, писатель от обычного человека?
3-й ученик представляет составленную схему
системы персонажей рассказа Шмелева «Как я стал писателем», указав в ней всех главных
и второстепенных персонажей, род их деятельности и то, как они связаны друг с
другом.
4-й ученик читает рассказ на одну из тем:
«Как я готовился к сочинению», «Как я написал свое первое сочинение», «Отзыв на
рассказ «Как я стал писателем» Шмелева».
6. Беседа по «Всеобщей истории, обработанной
"Сатириконом"».
1) Что вы
знаете о журнале «Сатирикон»? Откуда взялось такое название? Кто публиковал на
страницах журнала свои произведения?
2) Назовите настоящее имя
Тэффи.
3) Прочитайте приведенные
отрывки из «Всеобщей истории...» и объясните, как создается сатирический
эффект?
(Проецируется на экран.)
«В одежде спартанцы были
также очень скромны и просты. Только перед битвой наряжались они в более
сложный туалет, состоявший из венка на голове и флейты в правой руке. В обычное
же время отказывали себе в этом».
«Воспитание детей было
очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и
стойкими».
«Женщина в Спарте
пользовалась уважением, и ей разрешалось изредка тоже поговорить лаконически,
чем она пользовалась, воспитывая детей и заказывая обед кухарке-илотке. Так,
одна спартанка, отдавая щит сыну, сказала лаконически: «С ним или на нем». А
другая, отдавая кухарке петуха для жарения, сказала лаконически: «Пережаришь –
вздую».
4) Какую функцию выполняют
в тексте «Всеобщей истории...» следующие выражения: цари грызлись; терпение
лопнуло; вместе тошно, а врозь скучно; с него взятки гладки и т. д. Уместно
ли использование подобной лексики при создании исторического труда? Какой стиль
намеренно искажают авторы данного произведения?
7. Работа по карточкам (индивидуальная творческая работа).
Прочитайте первую
главку «Славяне» из главы «Начало Руси» «Всеобщей истории, обработанной
"Сатириконом"». На основе какой языковой игры строится данный
отрывок? Выпишите слова, значение которых обыгрывается автором, а также те
языковые единицы, сочетаемость которых нарушается, что и приводит к
сатирическому эффекту. Придумайте свои примеры языковой игры. Дайте
определение выделенным словам.
«Люди с русыми волосами,
серыми глазами и румяными лицами назывались славянами. Все же остальные
назывались славянофилами и неославянами.
Славяне любили быть
высокого роста и энергично тянулись головами к небу. С малорослых они отбирали
подписку, в которой малорослый обязывался в известный срок вырасти и достигнуть
известной нормы.
Когда же по истечении
срока давшие подписку не вырастали, их ссылали на берега Днепра, где малорослые
вскоре и основали свое собственное государство под названием Малороссия.
<...>
Жили славяне на берегах
рек, но им не запрещалось отлучаться от берегов и совершать прогулки вне черты
славянской оседлости.
3анимались они ловлей
невест, рыб и зверей. Первых, вторых и третьих было такое множество, что часто
ловили их голыми руками и даже голыми ногами, ибо в летнее время славяне ходили
почти голыми, каковое платье в те времена считалось весьма модным и
щеголеватым.
Рыбу
славяне жарили и варили. С зверей снимали шкуру и отпускали их на волю. Невесты
же в свою очередь сдирали шкуру с славян и отсылали своим родителям.
<...>
Сражались
они врассыпную, но, потеряв сражение, бежали дружною толпой и сомкнутыми
рядами.
Иногда они прибегали к хитрости. Притворным бегством
заманивали неприятеля в лес и оттуда больше не выходили, оставив, таким
образом, неприятеля с носом и в дураках. <...>
Религия у славян была простая и общедоступная. Они
поклонялись всему, что бог послал.
Увидят пень и станут перед ним на колени. Поймают зверя и
давай перед ним молиться, прежде чем снимут с него шкуру.
Один пень сделал большую карьеру. Для него построили
храм и наняли жрецов. Пню дали имя Перун и подчинили ему солнце, гром и все
остальные божества».
Прочитайте отрывок из главы
«Рюрик, Синеус и Трувор» «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и
попытайтесь «переработать» его в духе писателей «Сатирикона».
«Начало российской истории
представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай.
Славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют
государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде Меч сильных или
храбрость честолюбивых вводили самовластье (ибо народы хотели законов, но
боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан; повествует
наш летописец – и рассеянные племена славянские основали государство, которое граничит
ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и Китаем,
соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим
мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше,
слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора,
обязано величием своим счастливому введению монархической власти.
Желая некоторым образом
изъяснить сие важное происшествие, мы думаем, что варяги, овладевшие странами
чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и
насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость.
Господствуя на морях, имея в IX
веке сношение с югом и западом Европы, где на развалинах колосса римского
основались новые государства и где кровавые следы варварства, обузданного
человеколюбивым духом христианства, уже отчасти изгладились счастливыми трудами
жизни гражданской, – варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее
славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера; могли сообщить им
некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа.
Бояре славянские, недовольные властью завоевателей, которая уничтожила их
собственную, возмутительную, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили
его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но
распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних
законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане
вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в
благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и славяне, убежденные
– так говорит предание – советом новогородского старейшины Гостомысла,
потребовали властителей от варягов. Древняя летопись не упоминает о сем
благоразумном советнике; но ежели предание истинно, то Гостомысл достоин
бессмертия и славы в нашей истории».
8. Творческое
задание III группы учащихся (по творчеству Тэффи).
1) Пересказ статьи
учебника о Тэффи (с. 125–126).
2) Анализ составленной
схемы системы персонажей рассказа Тэффи «Жизнь и воротник» с указанием всех
главных и второстепенных персонажей, рода их деятельности и того, как они
связаны друг с другом.
3) Пересказ истории,
рассказанной Тэффи в произведении «Жизнь и воротник» «от лица» воротника.
Подведение итогов.
– Какой человеческий порок высмеивает
писатель-сатирик в рассказе «Жизнь и воротник»?
9. Творческое задание IV группы учащихся (по творчеству М. М.
Зощенко).
а) Небольшое сообщение о жизни и творчестве М. М.
Зощенко.
б) Беседа по вопросам.
– Какую цель преследовал М. М. Зощенко, занимаясь
литературной деятельностью?
– В каком жанре работал Зощенко?
– Какова тема и идея рассказа «История болезни»?
– Кто ведет повествование? Что вы можете рассказать
об этом человеке? Откуда вы почерпнули эту информацию?
– В начале ХХ века преобразования в жизни общества
влекли за собой изменения в языке, например, было создано много
сложносокращенных слов. Рассказ Зощенко написан в это знаковое время. Найдите в
тексте произведения слово, которое отражает тенденции новой эпохи. Что оно
означает?
– Какую функцию в рассказе Зощенко «История болезни»
выполняют следующие слова и выражения: чуть у него пар изо рту не идет от
жара; набуровим вам воды; распатроню; поднимаете тарарам и т. д.?
в) Викторина по произведениям Зощенко.
– Из какого это произведения?
«А денег у меня – кот наплакал.
Самое большое, что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам
шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег – с гулькин нос.
Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И
молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при
деньгах».
«Скажи, – говорит, спасибо, что
в трамвае потерял. В другом общественном месте не ручаюсь, а в трамвае потерять
– святое дело. Такая у нас существует камера для потерянных вещей. Приходи и
бери. Святое дело».
«Иду, на крымскую природу не
гляжу. Только бы, думаю, живьем до Алупки дойти.
Оборачиваюсь. Гляжу – он рукой мне машет. Я ему тоже
махнул рукой. Дескать, отстань, сделай милость».
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
прочитать поэму Твардовского «Василий Теркин»; индивидуальное задание:
подготовить биографию Твардовского.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.