Урок 30 МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ, МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ. ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ, ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ (продолжен
Урок 30 МЦЫРИ –
РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ, МЯТЕЖНЫЙ,
СИЛЬНЫЙ ДУХОМ. ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ, ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ (продолжение)
I. Организационный
момент.
II.
Проверка домашнего задания.
1. Слово учителя.
Вы читали
рассказ писателя Б. Зайцева о Сергии Радонежском и его монастыре. Там есть
такие строки:
«На Маковице стоял
монастырь – Троице-Сергиева Лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг
расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой
пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч». «Сергиева
Лавра под Москвой, – замечает писатель, – узел духовного излучения, питательный
источник для всего рождающегося государства».
Он с гордостью говорит о
монастырях, возникших по образцу Сергиевой Лавры. В поэме Лермонтова, основу
которой составляет рассказ юноши-горца, монастырю дается совсем иная оценка.
Почему, по-вашему?
Сравним слова автора о монастырской жизни:
Из жалости один монах
Больного призрел, и в
стенах
Хранительных остался
он,
Искусством дружеским
спасен...
и слова Мцыри:
Я мало жил, и жил в
плену...
... Грозой оторванный
листок,
Я вырос в сумрачных
стенах,
Душой – дитя, судьбой –
монах...
...На мне печать свою тюрьма
Оставила...
Едва взошла заря,
В тюрьме воспитанный
цветок…
Итак, с одной
стороны – хранительные стены, с другой – плен, сумрачные стены, тюрьма... Чем,
по-вашему, можно объяснить разницу в оценках монастырской жизни в устах автора
и его героя?
2. Выразительное чтение наизусть понравившихся глав поэмы.
Мцыри – свободный, мятежный, сильный духом
романтический герой. Что же он увидел, пережил, почувствовал за три дня
свободы? Какие моменты вам показались наиболее яркими, запоминающимися?
III. Анализ глав поэмы
(продолжение).
– Как
начинается речь Мцыри?
Ты слушать исповедь
мою
Сюда пришел, благодарю.
А как вы
понимаете значение слова «исповедь»?
Разберем это слово по
составу; выделим корень -вед-; подберем однокоренные слова: ведать,
поведать.
Толкование слова
(индивидуальное задание): исповедь.
1. Покаяние в грехах перед священником. 2. Откровенное признание своих
мыслей, взглядов.
Можно ли рассказ «Мцыри»
считать покаянием в грехах?
Да, он послушник в
монастыре. Но мы видим, что герой не кается в грехах, не сожалеет о
происшедшем, он счастлив, что прожил эти дни на воле.
Как же мы озаглавим
следующие главы? Что пережил Мцыри?
(Проверка цитатных планов.)
9. Мне было
весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов...
10. Хотя без слов,
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
11. Кругом меня цвел Божий сад...
Все, что я чувствовал тогда,
Те думы – им уж нет следа;
Но я б желал их рассказать,
Чтоб жить, хоть мысленно, опять.
– Какая
картина возникла в вашем воображении?
– Можем ли мы сказать, что
рассказчик обожествляет природу? Обоснуйте свое мнение.
–
Какое ощущение создают эпитеты и метафоры, использованные в этих главах? (Эпитеты:
«радужный наряд», «прозрачной зеленью», «грозди полные», «волшебным, странным
голосам»; метафоры и сравнения: «следы небесных слез» – капли дождя,
«кудри виноградных лоз», «серег подобье дорогих» – создают ощущение
наполненности и богатства жизни.)
12. Простая песня то
была,
Но в мысль она мне залегла...
13. Держа кувшин над
головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу.
– Какое впечатление оставила в
душе послушника встреча с молодой грузинкой?
14. Трудами ночи изнурен,
Я лег в тени.
Я цель одну,
Пройти в родимую страну,
Имел в душе, – и превозмог
Страданья голода, как мог.
15. Но, верь мне, помощи
людской
Я не желал...
– Сколько глав в поэме
посвящено эпизоду встречи с барсом? Как вы думаете, какое место занимает этот
эпизод в поэме?
16. Я ждал, схватив
рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови...
17. Удар мой верен был и
скор.
... Бой закипел, смертельный бой!
18. И я был страшен в
этот миг...
... Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!
19. Но тщетно спорил я с
судьбой:
Она смеялась надо мной!
– Почему,
по-вашему, девятнадцатая глава короче, чем остальные?
(Ученикам, которым
понравился этот эпизод, предлагается прочитать его выразительно или наизусть.)
–
Итак, начался третий день свободы Мцыри. Какие события он пережил за эти дни?
Какие чувства испытал?
20. И страшно было мне,
понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей...
21. На мне печать свою
тюрьма
Оставила...
22. Мир Божий спал
В оцепенении глухом
Отчаянья тяжелым сном.
– Сравните двадцать вторую и
одиннадцатую главы. Как изменилось восприятие мира Мцыри?
23. Я умирал. Меня томил
Предсмертный бред.
24. Так я найден и поднят
был...
25. Увы! – за несколько
минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай на вечность променял...
– С помощью
каких средств автор передает читателю ощущение, что у героя осталось мало сил? (Короткие
главки, короткие предложения, прерывающиеся на середине строки, многоточия,
восклицания.)
– Против чего протестует
герой? Можем ли мы сказать, что он протестует против религии, церкви? (Протест
героя направлен не против религии, церкви, а против несвободы, против плена и
отсутствия у человека права выбирать свою судьбу.)
26. И с этой мыслью я
засну
И никого не прокляну!..
IV. Подведение итогов урока.
1. Беседа по вопросам.
– Почему Мцыри
можно назвать романтическим героем?
– Как вы понимаете, что
такое романтическая поэма?
2. Чтение учителем мнения критиков с последующим обсуждением.
Е. И. Анненкова:
«Мцыри»
(1838–1839) – поэма романтическая, но в ней переосмыслена традиционная
романтическая ситуация. Бегство, хорошо известное русской романтической поэме,
оборачивается возвращением: Мцыри бежит из цивилизованного мира в естественную
среду, но для него это – возвращение к миру своего детства, к своим началам, он
рвет с образом жизни, навязанным ему насильно. Проблема свободы рассматривается
Лермонтовым в философском плане: монастырь, в котором воспитывается Мцыри, чужд
жестокости, тем более деспотизма, однако свободная душа Мцыри, как олицетворение
чистой человеческой природы, бунтует и против доброты, покоя, данных чужой
волей; он воспринимает стены монастыря как стены тюрьмы. бегство из монастыря – попытка узнать
жизнь и свободно обрести истинного себя.
Три дня на свободе
символически воссоздают полноту жизни, желанную и труднодоступную человеку.
Мцыри познал тягу к отчему дому – и к Отечеству, и к родному очагу. Он испытал
жажду битвы, сладость ее – и потребность покоя, растворенности в первозданной
природе. Он ощутил томление любви, изведал «сладость бытия» и «предсмертный
бред». И он вправе был сказать:
Ты хочешь знать, что
делал я
На воле? Жил...
Мцыри –
любимый идеал Лермонтова. В нем лермонтовская гордость, избранность сердца и
чуткость к миру, способность слышать и видеть его; лермонтовский страстный
поиск пути. В нем – лермонтовская обреченность»1 (см. Примечание).
3. Творческая работа: мини-сочинение «Читая
"Мцыри"».
Домашнее
задание: подготовиться к контрольной работе по поэме Лермонтова.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.