Урок 36 УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СКАЗКИ-БЫЛИ «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»
Урок 36
Усвоение содержания сказки-были «Кладовая
солнца»
Цели: познакомить учащихся с идейно-художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев; объяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказкой-былью».
Ход урока
I. Проверка знаний.
1. Заслушивание рассказов учащихся о жизни писателя.
2. Вопросы:
– В каких жанрах писал Пришвин?
– Какую мысль Паустовского об особенностях творчества Пришвина подтверждает эпиграф?
– Что такое эпиграф?
– Чем объясняется усиление сказочного начала в творчестве Пришвина после революции?
– Какие виды сказок вы изучали? (Виды сказок: а)
волшебные; б) сказки о животных;
в) бытовые (сказка-анекдот); г)
сказки-путешествия (восточные сказки).)
Учитель. Наша задача сегодня – пронаблюдать, как использует Пришвин для создания нового жанра – сказки-были – традиции известных видов народных сказок.
II. Изучение нового материала.
1. Беседа об особенностях художественного мира М. М. Пришвина.
Учитель. М. М. Пришвин своим творчеством утверждал идею единства человека с космосом, миром природы и другими людьми.
– Какое
художественное выражение имеет
эта мысль в
начале повествования в рассказе о Насте? (Настя – сирота; ей
помогает, о ее жизни повествует рассказчик.
Настя напоминает ему золотую курочку, видимо, не только цветом волос и
веснушками, но и заботливостью, трудолюбием. Природа выступает мерой
совершенства. «Золотая», «веснушки», «золотые монетки» – ряд слов, соотносящих
рассказ о девочке с упоминанием пространства, в
котором происходит действие. В
центре этого пространства – солнце, выступающее символом жизни, времени и
тепла.)
– Попытаемся раскрыть значение слова «символ». (Символ
– условный знак какого-то понятия, чего-нибудь.)
– В рассказе о Митраше самостоятельно отметьте
художественные средства изображения героя и выразите авторскую мысль о единстве
человека с миром. («…с хвостиком», «с золотыми веснушками», животные, их
клички: Зорька, Дочка, Хрен – объединяют все живое и космос.)
– Как,
рассказывая о жизни
детей после смерти их родителей, Пришвин выражает свою любимую мысль о
необходимости «пути из одиночества… к людям»? («…Их носики можно было
видеть…»)
– Каким еще смыслом наполняется слово «солнце» в
рассказе о длинном дне трудолюбивой Насти? («Солнце» – не только жизнь, но и
время. Каждый прожитый героями день уходит в вечность, «солнце» олицетворяет
вечность. Люди связаны неразрывно с прошлым и будущем, с вечными
общечеловеческими ценностями, с жизненным опытом отцов.)
– Какое выражение эта философская мысль находит в
развитии внешнего сюжета? (В описании сборов детей в лес.)
– Определите значение слова «философия». (Философия
– наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления*.)
Собираясь в лес, дети вспоминают, как это делали отец и мать.
– Найдите использованный автором сказочный мотив
запрета. В сказках какого вида он известен? Какова его функция в сказках? (Мотив
«запрета» характерен для волшебных сказок. Нарушивший «запрет» подвергается
испытаниям, из которых с честью выходит сказочный герой. Здесь «запрет» – не
ходить в Слепую елань.)
– Какие события ожидают детей по законам волшебной
сказки? (Они должны нарушить «запрет», их ожидают испытания, которые они
преодолеют.)
2. Выразительное чтение текста третьей главки (с. 47) от слов: «Лет двести тому назад…» до слов: «…а волк выл от неизбывной злобы к нему».
3. Беседа по прочитанному.
– Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны?
(«Деревья… боролись между собой корнями за питание».)
– Какое влияние оказывала «несчастная жизнь» деревьев
на жизнь остальных обитателей Блудова болота? («До того близок был живым
существам этот стон…».)
– Обобщите наблюдения по тексту: каков символический
смысл истории жизни «несчастных деревьев»? (Причина несчастья деревьев – в
эгоистическом стремлении самоутвердиться за счет другого, в их разобщенности.)
Учитель. Прочитанный нами отрывок – миф, отражающий народный взгляд на мир. Пришвин писал в дневнике: «…великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки…». В этом смысле все люди и все существа составляют дерево. Оно счастливо, если счастлива его каждая иголочка. И оно не может быть счастливо, если страдает хотя бы одна веточка.
«Вот бы и нам так устроиться в жизни… Но мы, если
любим всех, то забываем о каждом, и если помним каждого – то забываем всех». (Дневниковая
запись М. Пришвина.)
– Какими средствами при описании утра возле Лежачего
камня автор продолжает развивать мысль о единстве жизни всего живого и о
самоценности существования каждого отдельного живого существа? (Лес –
великий храм природы, в котором все живое тянется к солнцу; сосны – «зажженные
свечи» в лучах восходящего светила. Мир полон голосов, движения, радости и
тревоги. Писатель считал, что чем богаче внутренний мир человека, тем ему дано
больше видеть в природе. Пришвин назвал это «родственным вниманием».)
– Обладают ли дети «родственным вниманием»? Что
видят, слышат и понимают они в лесной жизни? (Выделяют отдельное
существование встречающего восход солнца тетерева Косача, наблюдают за
«проснувшимися» елью и сосной, их «взаимоотношениями».)
– Какие сказочные мотивы можно найти в тексте этой
главки? («На распутье», «зловещее «кра» вóрона» – в жанре волшебной сказки; в
жанре сказки о животных – эпизод, рассказывающий о Косаче.)
Учитель. Выделяя сказочные и реалистические элементы, обратите внимание на то, что сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью.
Отметим и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит: «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия.
В «Кладовой солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования – суть пришвинской манеры как раз в том, что они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста»**.
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
1) Ответить на вопросы:
– Как показана жизнь Насти и Митраши в единстве с окружающим их миром?
– Почему, по мысли автора, необходимо единство существования в мире всего живого? Как помогает понять эту мысль история «несчастливых деревьев» и ее влияние на судьбы других обитателей леса?
2) Читать до слов: «…но порыв ветра унес крик в другую сторону».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.