Урок 6 «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Урок 6 «Повесть временных лет»
Цели: помочь учащимся понять, зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого, что она дает современному читателю; создать ощущение подлинности прикосновения к самим истокам нашей культуры.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю?
Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.
А что дает чтение летописи?
Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами.
Попытаемся и мы почувствовать сопричастность к истории. Но воспринять искусство древности не просто, ведь древняя литература очень своеобразна.
Летописание на Руси началось в XI веке. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тьмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют датой ее создания 1073 год.
Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор, дополнив ее новыми сведениями, дал летописи заглавие – «Повесть временных лет». Это одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть…», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев.
2. Выразительное чтение учащимися вступительной статьи учебника (автор Д. С. Лихачев).
3. Самостоятельная
работа.
– Назовите имена первых летописцев.
– Выделите главную мысль статьи.
Имена летописцев записаны на доске, а на закрытой
ее части – главная мысль прочитанной статьи. После ответа двух учеников эта
формулировка открывается, ребята сопоставляют свои формулировки с предложенной
учителем, лучшую записывают в тетради.
4. Рассматривание и сравнивание миниатюры «Летописец Сильвестр» и картины В. М. Васнецова.
Учитель. Давайте познакомимся с миниатюрой из Летописного свода, изображающей Сильвестра.
Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись
Это образ идеального летописца. Древнерусский художник не стремился передать индивидуальные черты писателя. Ему важно было изобразить не именно Сильвестра, а летописца вообще. А поскольку летописцами в те времена могли быть только монахи, то на миниатюре изображен монастырь – его стены, храм, убранство внутри монастыря и даже внутри кельи, и монах, пишущий за столом.
Рассмотрим миниатюру. Обратите внимание на то, как изображает художник предметы.
Он не стремится нарисовать их так, как видит глаз. Обстановка кельи летописца изображена в «обратной перспективе»: ближние горизонтальные линии короче дальних. Это не потому, что художник еще не умеет нарисовать правильно. В древнерусском искусстве иное представление о правдивости. Точка зрения, с которой видятся предметы, помещается как бы в центре картины, внутри храма. Соотношение размеров предметов подчинено задаче показать весь предмет целиком и одновременно выделить главное. Так, монастырь должен быть изображен весь, а не кусочек его интерьера. Происходящее же внутри него показывается на переднем плане, поэтому летописец изображен как бы вне монастыря, фигура его расположена в центре и занимает в картине больше места, чем храм.
Сравним это изображение с репродукцией картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец», помещенной на форзаце учебника.
Художник современности использует совсем другие художественные приемы: мы видим часть интерьера внутри кельи; летописец изображен так, как увидели бы его мы, если бы вошли в келью. Такое изображение не лучше и не хуже – просто это другой язык.
5. Слово учителя
о значении летописания.
Задание. Ответить на вопрос: «Почему наши предки придавали такое большое значение летописанию?».
Приведенная миниатюра свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Об этом же говорит и то, что до нас дошли имена летописцев, ведь в летописях упоминались только имена тех, кто считался исторически значимым.
Почему же так важно было для наших предков записать, что в «лето» такое-то произошли такие-то события? Потому что их жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась частью истории человечества. Начинается «Повесть временных лет» от «всемирного потопа»: летописец говорит о происхождении славян от Иафета – одного из сыновей Ноя. Так русская история получает осмысление как продолжение Священной Истории. При этом летописец утверждает право каждого народа иметь свои обычаи, передающиеся от отцов к детям. В этом проявляются патриотизм автора и одновременно его общечеловеческие идеалы.
Демонстрация репродукции первой страницы
«Повести…»*.
Обратите внимание на изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, переходящих в изображение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые строки.
Буквы писались вертикально, каждая отдельно, для экономии места. Некоторые слова сокращались, и пропущенные буквы надписывались сверху. Промежутков между словами почти нет. Такой шрифт называется «устав». Написание текста напоминало рисование: красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс написания книги занимал годы усердного труда.
Один из учеников отвечает на поставленный перед
объяснением вопрос, остальные дополняют и уточняют ответ.
6. Чтение
летописного «Сказания о Кожемяке» учителем.
Оживают под пером летописца события и люди далеких лет. Прочитаем и мы отрывки из этой книги.
«В лето 992. Князь Владимир только возвратился с войны, как напали на Русь печенеги. Выступил Владимир против них и встретил их на берегу реки Трубеж у брода. И стоял Владимир на этой стороне, а печенеги – на той, и не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те – на эту.
И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего воина, а я – своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года».
И разошлись. Владимир, вернувшись в свой стан, послал глашатаев со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» Но никого не нашлось.
На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему. И пришел к князю один старый муж и сказал ему:
– Князь! Есть у меня один сын меньшой дома. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками.
Услышав об этом, князь обрадовался и послал за ним. И привели его к князю, и поведал ему князь все. Юноша сказал:
– Князь! Не знаю, могу ли я с ним бороться – испытай меня. Нет ли большого и сильного быка?
И нашли быка большого и сильного. И повелел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться».
На следующее утро пришли печенеги и стали звать: «Где же муж? Вот наш готов!» Был печенег очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга. И удавил юноша печенежина руками досмерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их.
Владимир же рад был, и заложил город у брода того, и назвал его Переяславль, ибо перенял славу отрок тот. И сделал Владимир великим мужем и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победой и со славой великой».
7. Беседа по
вопросам:
– «И стал тужить Владимир…» – говорится в «Сказании…». Почему?
– Кем был юноша, решившийся на поединок? (Дружина
– почетная часть общества, но
среди дружинников не
нашлось поединщика. Юноша –
простой человек, не знатный. Уже это говорит о демократизме «Сказания…».)
– Что прославляет летописец?
– Какие особенности речи повествователя вы заметили?
– Почему летописцу важно было рассказать об этом
эпизоде? (Доказательство того, что у русских есть свои герои, не уступающие
героям других народов, продолжающие подвиги тех, чьи имена уже внесены в
скрижали мировой истории.)
II. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: подготовить художественный пересказ произведения древнерусской литературы. Найти репродукции картин художников, изображающие Древнюю Русь.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.