Урок 8 БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»*
Урок 8 БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ
БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»*
Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.
Ход урока
I. Вступительное слово
учителя.
Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение:
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,
Оглянуться не успела...
Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни.
– Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение?
– Какое фольклорное
произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)
– К какому роду литературы вы
отнесли бы басню? (К эпическому.)
II. Объяснение нового материала.
Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.
Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга:
«Осел повстречался с
голодным волком.
– Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное
животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.
– Мне и впрямь тебя жаль, –
отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли.
Не успел он произнести эти
слова, как бросился на Осла и съел.
У сильных свое понятие о
совести».
– Есть ли в этой басне сюжет?
– Есть ли персонажи, литературный конфликт?
– Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?
– А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?
Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.
– Еще одна басня Лессинга: «Ворон и лиса».
«Ворон унес в когтях кусок
отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.
И только он сел на ветку
старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула
ему:
– Будь
благословенна, о птица Юпитера!
– За кого ты меня
принимаешь? – спросил Ворон.
– За кого я
тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец
Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня,
ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих
того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!
Ворон был удивлен и немало
обрадован, что его принимают за орла.
«Уж не буду, – подумал он, –
выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из
когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.
Лиса со злорадным смехом
поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.
Яд подействовал, и она
издохла.
Пусть бы и вам никогда не
добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»
– Где мораль в этой басне?
– Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери?
В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей.
III. Чтение статьи учебника
о русских баснях.
Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория».
IV. Знакомство
со статьей учебника
о жизни и творчестве
И. И. Дмитриева.
V. Чтение и анализ басни «Муха».
Вопросы 1, 2 на с. 31 учебника.
Домашнее задание: выучить басню наизусть.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.