Научный проект «Философское мироззрение Чокана Валиханова»
1.
Актуальность темы:
Научная
работа, посвящена изучению философских взглядов Чокана Валиханова,
его мировоззрению. Прогрессивные, гуманистические взгляды его на многие вопросы
современности, которые в свое время поднимал именно Чокан Валиханов,
выработанные им на основе достижений науки того времени и под
влиянием просветительства – революционного демократизма, находят
сейчас понимание в современном обществе.
2.Научная новизна и теоретическая
значимость исследования: «Предания и
легенды большой киргйз-кайсацкой орды», представляющая собой одну из первых
записей исторических преданий казахского народа, «Тенкри (Бог)» — о древних
верованиях казахов, «Образец причитаний», «Песня об Аблае», «О формах казахской
народной поэзии», «Киргизское родословие», «Исторические предания о батырах
XVIII века».« Космологические
понятия киргизов » .«Западный край Китайской империи и город Кульджа». «Қазақ
халқының философиялық мұрасы»,
Сегизбаев
О.А.» Мировоззрение Чокана Валиханова,Забелин И.М-.Чокан Валиханов ,Чокан
Валиханов.-Аннотированный указатель литературы,Фетисов М.И. «Литературные связи
России и Казахстана», Назарова О и Литвиненко В. « Казахская литература.».В
современном мире , когда очень много различных взглядов взглядов на науку и на
религию очень актуальна это исследование, так философские взгляды Чокана
Валиханова они актуальны и в наше время.
3.Практическая
значимость : Все научные труды
Чокана Валиханова очень актуальны.
Формирование мировоззрения Чокана Валиханова
Чокан Чингизович Валиханов-первый замечательный казахский ученый и
выдающийся просветитель-демократ.Неоценимый вклад внес он в развитие различных отраслей науки
своего времени.Он дал массу блестящих работ по географии , этнографии , истории
, фольклористике , религиоведению, востоковедению, философии , социологии.
Он знаменит и как выдающийся
мыслитель , внесший неоценимый вклад в передовую социально-политическую и
философскую мысль своего времени.
Чокан
Чингизович.Валиханов родился в
ноябре 1835 года в семье старшего султана Кушмурунского округа
Чингиза Валиевича.У внука казахского
хана Аблая родился сын .Ребенку дали имя –Мухаммед-Ханафия , а мать его
называла Чоканом, в урочище Кушмурун, ныне Семиозерный район Кустанайской
области . Особенно любила его бабушка –старая и добрая
Айганым –умная и влиятельная женщина.Чокан получил превосходное по тем временам
образование. Сначала он учился в родном ауле в мусульманской религиозной школе,
где достаточно хорошо изучил арабскую грамоту и языки некоторых народов Востока. В
1847 году и. Он поступил в Омский кадетский корпус, который, по общему
признанию многих образованных людей, был лучшим учебным заведением Сибири той
поры.
Годы
учебы Ч. Валиханова в кадетском
корпусе совпали с годами бурного брожения умов в русском
обществе В 1853 году Ч.
Валиханов был выпущен из кадетского корпуса с присвоением ему
воинского звания корнета по армейской кавалерии и определен на службу в
Западно-Сибирское генерал-губернаторство. С этого времени начинается весьма
интенсивный, и насыщенный период его плодотворной творческой и
общественно-политической деятельности..В 1854 году через своих омских друзей Ч.
Валиханов устанавливает близкие дружественные отношения с ссыльными
петрашевцами Ф. М. Достоевским, С. Ф. Дуровым . В результате
частных бесед с Ф. М. Достоевским и С. Ф.
Дуровым Ч. Валиханов уже к 1855—1856 годам полностью
освободился от своих прежних либеральных иллюзий и окончательно становится
демократом.
В
результате, в течение сравнительно короткого времени, из под его пера выходит
целый ряд замечательных статей и заметок. Среди них «Предания и легенды большой
киргйз-кайсацкой орды», представляющая собой одну из первых записей
исторических преданий казахского народа, «Тенкри (Бог)» — о древних верованиях
казахов, «Образец причитаний», «Песня об Аблае», «О формах казахской народной
поэзии», «Киргизское родословие», «Исторические предания о батырах XVIII века».« Космологические понятия киргизов »
.«Западный край Китайской империи и город Кульджа. Все эти работы были
выполнены Ч. Валихановым с конца 40-х до середины 50-х годов прошлого
века. Летом 1856 года в составе экспедиции полковника М. М. Хоментовского
Ч. Валиханов совершил путешествие на озеро Иссык-Куль. Во
время путешествия Ч. Валиханов вел тщательные записи своих
наблюдений, которые были сведены им в «Дневник поездки на
Иссык-Куль Значительные события в жизни Ч.
Валиханова, принесшие ему мировую известность, произошли в 1858— 1859 годах.
Именно в это время он при активном содействии П. П. Семенова-Тян-Шанского,
всего русского географического общества подготовил и совершил свое знаменитое
путешествие в Кашгар. Весной 1859 года Чокан Валиханов возвратился
на родину. В столицу он прибыл к концу 1859 года, а уже через год с небольшим,
весной 1861 года, вынужден был вернуться в Степь из-за своей тяжелой болезни..
В свою родную Степь он вернулся с огромным запасом новых идей и страстным
желанием самым активным образом включиться в борьбу за прогресс казахской
общественной жизни.
За короткое время,
с 1862 года до начала 1865 года, он дал целый ряд превосходных работ, в которых
подверг беспощадной критике идеологию и политику эксплуататорских классов.
Среди них особо выделяются такие, как «Следы шаманства у киргизов» (1862—1863),
«Записка о судебной реформе» (1864), «О мусульманстве в степи» (1864),' «О
кочевках киргиз» (1864) и др. В это же время он вел активную переписку с
прогрессивными людьми России А. Н. Бекетовым, Ф. М. Достоевским, А. Н.
Майковым, К. К- Гутковским и многими другими.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.