Тема 31. НЕОРОМАНТИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ XIX—XX вв.
Неоромантизм (от
греч. neos — "новый” и
романтизм) — условное наименование ряда эстетических тенденций, возникших в
литературе европейских стран в конце XIX начале XX в. как реакция на натурализм
и пессимизм, а также на безверие декадентства. Не сложившись в самостоятельное
течение, неоромантизм в качестве идейных и стилевых тенденций переплетается и
взаимодействует как с реалистическим, так и с декадентским направлениями. Отвергая
"прозаическое существование” обывателя, неоромантики, подобно романтикам
начала XIX в., воспевали мужество, подвиги и героику приключений в необычной,
часто экзотической обстановке. Типичный неоромантический герой — мужественный и
необыкновенный человек, нередко противостоящий обществу (изгой, отщепенец),
подчас отчужденный от народа (сверхчеловек), его жизнь полна романтики,
сопряжена с риском и приключениями. Для неоромантического произведения характерен
острый, напряженный сюжет, существенными элементами которого являются борьба,
опасности, нередко таинственные или сверхъестественные события.
Неоромантизм тесно
связан с романтизмом не столько темами и мотивами, не столько строем
произведений, сколько умонастроением, общими принципами поэтики — отрицанием
всего обыденного и прозаического, обращением к иррациональному, склонностью к
гротеску и фантастике, установкой на обновление художественных форм.
Черты неоромантизма
проявились в творчестве таких писателей, как Дж. Конрад, Р. Киплинг, Р. Стивенсон,
А. К. Дойл, Э. Войнич, Г. Ибсен, Ф. Гарсиа Лорка, Дж. Лондон и др. В России
своеобразное преломление неоромантические мотивы и образы получили в поэзии К.
Бальмонта, 3. Гиппиус, С. Городецкого, в прозе — в некоторых произведениях Л.
Андреева, А. Ремизова, В. Короленко, М. Горького, Ю. Казакова и др.
Неоромантизм был далеко неоднороден, к нему принадлежали писатели различных,
иногда противоборствующих общественно-политических и творческих устремлений.
Неоромантизм как возрождение романтических умонастроений и романтической
традиции в литературе с последующим их переосмыслением и дополнением
характеризовался повышенным интересом к конфликту идеального и реального в
судьбе сильной, демонической личности.
1. Когда появился неоромантизм?
2.
Каковы
литературные истоки неоромантизма?
3.
С
какими литературными направлениями и течениями взаимодействует неороминтнзм?
4.
Каков
герой неоромантизма?
5.
Назовите особенности сюжета неоромантических
произведений.
6.
Расскажите о герое сказки Р. Киплинга "Маугли".
7.
Расскажите об одном из героев произведений Р.
Стивенсона.
8.
Назовите представителей неоромантизма в
западноевропейской литературе.
9.
Назовите представителей неоромантизма в
русской литературе.
10. Почему
неоромантизм считается условной, неустойчивой тенденцией в литературе?
Ключевые понятия: неоромантизм, романтика, героика приключений.
подвиг, конфликт, идеальное, реальное, гротеск, фантастика