Главное меню

  • К списку параграфов

Тема 11. ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР (ПОКЛЕН) (1622-1673)



Великий драматург Ж. Б. Мольер с ран­него возраста увлекался театром. Еще в юно­сти он решил стать актером. Но эта профес­сия по тем временам считалась недостойной порядочного человека, поэтому со стороны отца это желание юноши вызвало сильное со­противление.

Король Людовик XIII издал декрет, по которому профессия актера приравнивалась к другим видам искусства. Но достаточного уважения в обществе к ней не было, да и цер­ковь продолжала считать ее "греховной”. Но Мольер все же остался верен своему призва­нию. Он не только играет в театре, но и начинает писать пьесы, причем комического содержания.

В 1658 г. Мольер проявляет свои способности уже в столице — в Париже. Ряд его комедий был замечен придворными короля, а также людьми из простого народа.

Мольер считал, что комедия способна оказывать воздействие на общество. Она должна не только развлекать зрителя, достав­лять ему удовольствие, но и поучать его, исправлять недостатки. Мольер говорил, что герои комедии - "это произвольные портре­ты. в которых никто не ищет сходства... Изображая людей, вы пишите с натуры. Портреты их должны быть схожи, и вы ничего не достигли, если в них не узнают людей вашего века”. В комедии должны присутствовать и поучительные, и нравоучительные мыс­ли.

Комедия "Мещанин во дворянстве", написанная в 1670 г., со­ответствовала требованиям классицизма. В ней соблюдены пра­вила трех единств: места, времени, а единство действия направ­лено на раскрытие характера одного главного героя — господина Журдена.

Создавая образ главного героя, автор использует приемы и са­тиры, и юмора. Преклонение г-на Журдена перед аристократией Мольер называет общественной болезнью. Он показывает, как со­стоятельный буржуа может превратиться в самодура, тиранящего своих близких. Такова основа высокой комедии Мольера, призван­ной не только развлекать, смешить, но и воспитывать человека.

Мольер придерживается требований классицизма: комедия — это низкий жанр, в ней изображается частная жизнь простых героев в комическом плане. Но, отступая от требований класси­цизма, он в низком жанре в комическом виде изображает дворян, включает картины деревенской жизни. Такое отступление от строгих правил классицизма способствовало более широкому изо­бражению жизни общества, обогащало представление читателей о сфере жизни людей различных слоев общества, а также делало комедию более жизненной. Комедия представляет собой веселое и живое игровое зрелище. Смех используется не только ради смеха, а раскрывает глубокие социальные противоречия.

Обличительную силу произведений Мольера высоко оценил В. Г. Белинский. Он писал: "Комедии Мольера — сатиры в драма­тической форме, сатиры, в которых резкое, остроумное перо его передавало на публичный позор невежество, глупость и подлость... Человек, который мог так страшно поразить перед лицом лицемер­ного общества ядовитую гидру ханжества, — великий человек!..”


1. Прочитайте в хрестоматии комедию Ж. Б. Мольера "Мещанин во дво­рянстве”.

2.     Чему учится господин Журден? К какой цели он стремится?

3.     Какие персонажи комедии противопоставлены господину Журдену?

4.     Выясните особенности речи героев произведения. Кто говорит литера­турным языком, кто — разговорным?

5.     Подумайте, зачем Мольер использовал в своей комедии балет.

6.     Найдите в тексте произведения эпизоды, в которых раскрываются лице­мерие. жадность, лживость учителей господина Журдена.

7.     Найдите и проанализируйте комичоские ситуации, в которые помдае» господин Журдон.

8.     Однозначен ли образ господина Журдена? Приведите примеры, раскры­вающие разносторонность этого образа.

9 Прочитайте но ролям несколько действий комедии. Постарайтесь пря чтении передать черты характеров героев и особенности их взаимоотно­шений.

10.   Как комедии Мольера соотносятся с правилами классицизма.

У 1. Составьте сценарий прочтения комедии в классе. Включите в него • художественный пересказ отдельных сцен пьесы.

2.     Проанализируйте сцену церемонии посвящения в "мамамуши" (дей­ствие 4. явления IX XII). Каково значение сцены в композиции произ­ведения?

3.     Заполните сравнительные таблицы в рабочей тетради.

4.     Напишите сочинение-размышление на тему "Человеческое достоинство в понимании господина Журдена и моем".

5.     Актуальны ли комедии Мольера сегодня?