Глава II. КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА 1917 г. В РОССИИ
Победа
буржуазно-демократической революции в России. Изменения в национальной
политике. Возвращение рабочих с тыловых работ. Влияние революции на
политический климат в стране, политические партии. А.Бокейханов и другие
представители национальной интеллигенции. Мусульманское движение. Прогрессивное
значение Февральской революции.
Влияние
Февральской революции на Казахстан. В феврале 1917 г. в России свершилась
буржуазно-демокра- тическая революция, пала монархия. Весть о событиях в
Петрограде население Казахстана восприняло с ликованием. Казахи приветствовали
свержение самодержавия, справедливо рассматривая этот факт как следствие их
многовековой борьбы, как некоторое удовлетворение целей
национально-освободительного движения 1916 г.
«Для народов России, — телеграфировал
руководитель Киргизского отдела при штабе фронта из Минска А.Бокейханов, —
взошло солнце Братства, Равенства и Свободы. Чтобы поддержать новое
правительство, казахам надо объединиться. Для укрепления нового порядка
необходимо скрепить братские узы с другими народами. Надо готовиться к выборам
в Учредительное собрание. Боритесь за единство и справедливость!..»
Лидеры
национально-освободительного движения считали, что с установлением демократии,
свободы и равенства настало время для создания национальной автономии, для
решения общенациональных проблем. Такое видение революции разделяло большинство
представителей казахской интеллигенции.
В марте-апреле 1917
г. повсеместно были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов. В отдельных
городах (Уральск, Верный, Акмола, Семипалатинск, Аулие-Ата) появились
киргизские (казахские) национальные комитеты. Одновременно с Советами
действовали органы Временного правительства. В Казахстане, как и во всей
стране, установилось двоевластие.
Временное
правительство считало, что к развитому капитализму необходимо идти
реформистским путем, так как из-за отставания в развитии российского
капитализма буржуазия не сложилась в мощную экономическую и политическую силу.
Однако отражавшее во многом политические и экономические интересы буржуазии и
помещиков Временное правительство не смогло подготовить и представить
альтернативную программу возрождения России.
Новое правительство
предпринимало шаги для пересмотра имперской национальной политики. 20 марта
1917 г. были отменены всякие ограничения в правах российских граждан,
обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию или национальности.
.')то решение Временного правительства было направлено на установление
национального согласия в этом огромном регионе.
Вспомните, что вы читали о Февральской
буржуазно-демократической революции в России, о ее начале, течении, итогах.
(Нобейшая история мира. Учебник для 9 классов общеобразовательных школ).
Был рассмотрен вопрос
о возвращении на Родину реквизированных для работ на фронте инородческих
рабочих дружин, и Временное правительство приняло по нему окончательное
решение. На местах шел процесс консолидации демократических сил. Революционно
настроенные рабочие добивались через Советы введения восьмичасового рабочего
дня (Верный, Семипалатинск, Экибастуз), включения в программу Советов
требований о конфискации помещичьих земель.
Февральская революция
1917 г. оказала влияние на национальную политику, заявила о своей приверженности
общечеловеческим ценностям — свободе, равенству народов. Вместе с тем она не
решила до конца национальный вопрос о праве наций на самоопределение, не
ликвидировала институты колониального управления. Она сделала лишь первые шаги
по урегулированию межнациональных отношений в пределах регионов, снимая тем
самым существовавшую напряженность.
Возвращение
тыловиков и их влияние на революционный процесс. Огромное влияние на
рост политического сознания тыловиков оказывало их общение с русскими
рабочими, солдатами. Тыловики объявляли забастовки. Повсюду укреплялся союз
тыловиков с русскими солдатами.
Некоторые тыловики вернулись в родные края,
став членами различных политических партий. В июле 1917 г. в Верном бывшие
«реквизированные рабочие» создали Союз чернорабочих, призванный поднять
классовое сознание аульной и городской бедноты. В Сергиополе (Аягуз) 800 солдат
фронтовиков и мобилизованных «на тыловые работы» казахов объединились в
«Русско-мусульманскую солдатскую организацию». Возвратившиеся тыловики из
Петропавловска организовали Союз молодых извозчиков.
Тыловики повсюду шли
в первых рядах борцов за свободу, представляли национальный отряд
освободительных сил края. Обездоленная, обнищавшая, озлобленная масса тыловиков
стала социальной опорой оппозиции Временному правительству.
Политические
партии и течения в период после Февральской революции. Носителем идеи
национального освобождения, пробуждения национального самосознания казахского
народа, вдохновителем борьбы против колониализма выступила национальная
демократическая интеллигенция. Во главе ее стал видный деятель российского
либерально-демократического движения, в прошлом член партии ЦК кадетской партии
Алихан Бокейханов. Его единомышленниками и соратниками стали видные
просветители и демократы, активные участники революционного движения
А.Байтурсьгнов, М.Дулатов, А.Ермеков, Жаханша Досмухамедов, Халел Досмуха-
медов, Ж.Акбаев и многие другие. Лейтмотивом движения стала идея освобождения
казахского народа от колониального ига, создания конституционным путем
суверенного автономного национального государства. После Февральской революции
алашское движение, ведущее свое начало с 1905 г., вновь активизировалось. В
апреле-мае 1917 г. состоялись областные, кое-где — уездные съезды партии Алаш,
на которых рассматривались важные проблемы, входящие в компетенцию местного
самоуправления. Так, состоявшийся областной Семиреченский съезд казахов в
апреле 1917 г. рассмотрел вопросы продовольственного снабжения, местного
управления, судопроизводства, налогообложения, образования и просвещения. Бурно
обсуждался аграрный вопрос. Съезд, в частности, признал необходимым «закрыть
область для переселения извне». Особо рассматривались способы урегулирования
взаимоотношений киргизов с русскими, способы возвращения из Китая беженцев. Весной
1917 г. Семипалатинский областной съезд казахов предложил Всеказахскому съезду
свое видение будущей автономии Казахстана. 21—26 июля 1917 г. в Оренбурге
состоялся Общеказахский съезд, на котором присутствовали делегаты от
Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, Семиреченской,
Сырдарьинской, Ферганской областей и Внутренней Букеевской Орды. Съезд
рассмотрел такие проблемы, как форма государственного управления, автономия
казахских областей, земельный вопрос, организация народной милиции, земство,
народное образование, суд, духовно-религиозные вопросы и т.д. Казахскую
демократическую общественность волновала проблема казахской государственности,
демократических реформ, создание необходимых предпосылок для самоопределения
нации. Съезд рассмотрел также вопрос об образовании казахской политической
партии Алаш и признал необходимым выработать ее программу. По вопросу о форме
государственного управления съезд записал: «В России должна быть
демократическая федеративная парламентская республика». Делегаты съезда
признали, что казахские области «должны получить областную
территориально-национальную автономию», выразили свою позицию по отношению к 83
тыс. беженцев из Китая, участникам событий 1916 г., подвергавшихся
дискриминации и преследованию со стороны казачества Семиречья и органов
Временного правительства. Съезд обратился к трудящимся края с призывом
организовать скорую и действительную помощь голодающему населению Семиречья.
После Февральской революции активизировалось мусульманское движение национальных регионов России. В апреле 1917 г. проходили мусульманские съезды Туркестана, Башкирии, Татарии, Кавказа. В мае 1917 г. состоялся Всероссийский съезд мусульман, который, рассматривая вопрос об отношении к войне, заявил, что считает своим лозунгом «мир без аннексий и контрибуций на основах самоопределения народностей Европы, Азии и Африки». Съезд признал формой государственного устройства России демократическую республику на национально-территориально-федеративных началах. На нем бурно обсуждался женский вопрос. Вопреки протестам 250 мулл была принята резолюция о том, что «мусульманки как в политических, так и гражданских правах должны быть равноправными с мужчинами». Съезд высказался против многоженства и калыма.
Обсудив рабочий вопрос, делегаты приняли
резолюцию о введении 8-часового рабочего дня, о введении обучения в начальной
школе на родном языке, всеобщего обязательного и бесплатного начального
обучения.
Бурное развитие мусульманского движения, охватившее своим влиянием 30-миллионное население окраин России, привело к созданию ряда исламских партий. В сентябре 1917 г. образовалась первая мусульманская партия — Партия туркестанских федералистов. Несмотря на духовный характер, эти политические течения одновременно отражали общенациональные интересы народов, проживающих на территории Туркестана и Казахстана. Активно работали молодежные организации, которые в то время уже были созданы в некоторых городах и аулах Казахстана.
В 1917 г. в Аулие-Ате и Мерке образовался
Революционный союз казахской молодежи. В Акмолинске действовала такая же
организация «Жас казах». Позднее многие члены этих организаций (С.Сейфуллин,
Т.Рыскулов) самоотверженно боролись за установление Советской власти в
Казахстане.
После Февральской революции 1917 г. в северных областях Казахстана активизировала работу организация кадетов. В Семипалатинске она издавала свою газету «Свободная речь». Кадеты были сторонниками единой, неделимой России, конституционной монархии, переселенческой политики. Член ЦК кадетской партии А.Бокейханов заявил о своем несогласии с такими программными положениями и выходе из этой партии. Весной 1917 г. возникли организации эсеров. Лозунги этой партии: «Землю надо передать тем, кто ее обрабатывает», «Земля — собственность всего народа», осуждение на съезде в Туркестане колониальной политики царизма обеспечили ей временный успех. К лету 1917 г. в руках эсеров оказались все Советы (кроме Черняевского). Кроме того, в Уральске, Гурьеве, Петропавловске, Павлодаре, Кокчетаве, Семипалатинске функционировали отделения казачьей партии.
Таким образом, как в
России, так и на ее национальной окраине — в Казахстане — сложилась
многопартийная система. Возникшие на национальной, религиозной, классовой,
сословной основе различные партии и группы в Казахстане вели напряженную
полемику друг с другом, не приходя в большинстве случаев к согласию или компромиссу.
Вместе с тем было очевидно, что движение 1916 г., вслед за ним Февральская
революция 1917 г. всколыхнули большинство народных масс Казахстана,
способствовали ускорению развития исторического процесса.
|?Т | 1. Почему национальная интеллигенция с
удовлетворением встретила известие о победе Февральской революции?
2.
Дайте характеристику политическим событиям в Казахстане в
период после Февральской революции, определите признаки развития общественной
мысли.
3.
Обратите внимание на причины развития общественной мысли
в период после революции.