Музыкальное воспитание детей с ООП
03.02.2020
2169
445
Храмцов Юрий Николаевич
Музыкальное воспитание детей с ООП
В настоящее время в РК для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существуют специальные (коррекционные) учреждения, и коррекционные классы в общеобразовательных школах, где дети находятся в зависимости от нарушений состояния здоровья. Сегодня казахстанская система образования находится на этапе перестройки организационных основ специального образования, сокращения числа специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов и увеличения количества специальных классов в общеобразовательных школах для детей с ограниченными возможностями здоровья, перестройки взаимоотношений массового и специального образования, ведущих подготовку детей с отклонениями в развитии как полноценных граждан общества.В основе концепции инклюзивного образования лежит безоговорочное право детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей на выбор образовательной системы, которая будет наиболее эффективна для того или иного ребенка. [5,с. 98]
Вот что необходимо преодолеть педагогу, который работает с детьми коррекционных групп:
– непроизвольность движений;
– боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
– речевые нарушения или отсутствие речи;
– замкнутость, неактивность детей;
– неустойчивое внимание;
– слабая музыкальная память;
– интонационная невыразительность;
– аритмичность.
Включая детей с ограниченными возможностями здоровья в музыкальные занятия, мы даем им шанс быть в учебной среде со своими здоровыми сверстниками. Все дети, независимо от наличия специальных музыкальных способностей, имеют возможность самореализоваться, научиться слушать и понимать музыку. Пение в ансамбле и игра на детских музыкальных инструментах в оркестре, а также выступления на концертах не только развивают музыкальные способности таких учащихся, но и позволяют им почувствовать себя важной, значимой частью единого коллектива.
Помимо общих задач, на музыкальных занятиях решаются и следующие коррекционные задачи: нормализация и регуляция психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, процессов возбуждения и торможения); укрепление двигательного аппарата, улучшение координации движений; формирование правильной осанки; развитие артикуляционного аппарата, дыхания, мелкой моторики.
Методика и технология организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки включает в себя ряд коррекционных мер: организация охранительного речевого режима; регуляция эмоционального состояния; развитие моторных систем организма; формирование речевого дыхания, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения; развитие планирующей функции речи при этом эффективность методики и технологии организации работы на уроке музыки с подростками с ограниченными возможностями здоровья достигается путем внедрения в традиционный урок музыки разработанных методов, приемов и форм работы, оказывающих позитивное коррекционное воздействие на подростков. [2,с.276]
В начальном курсе музыки для классов инклюзива используется облегчённый музыкальный материал для слушания произведений, и песенный репертуар подбирается с учётом психологического развития.
Знакомство с песенным репертуаром и с творчеством композиторов формируют разнообразно организованную предметно-практическую деятельность учащихся с раздаточным материалом, это карточки, при обязательном речевом сопровождении. Такая работа способствует развитию и коррекции зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, моторной ловкости, мышления и речи детей, формирования у них интереса к урокам музыки и познавательной активности. [3,с.221
Необходимым условием успешности работы с такими детьми является эмоциональность педагога и развитие детских эмоций.
На музыкально-коррекционных занятиях мы не ставим себе целью развитие у детей с ООП музыкальных способностей и овладение ими навыками музыкально-практической деятельности. Основные элементы занятий направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие эмоциональной сферы личности; стимулирование собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребёнка; развитие и коррекцию психических процессов, моторики; формирование произвольной регуляции поведения.
Важны и эффективны индивидуальные занятия, но групповые формы музыкально-коррекционных занятий имеют ряд преимуществ:
– возможность оказать психокоррекционную помощь наибольшему количеству детей;
– приобретение ими коммуникативных навыков;
– развитие волевых усилий;
– феномен «эмоционального заражения»;
– приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит в более короткие сроки;
– можно использовать наибольшее количество различных упражнений, как на гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребёнка, так и на гармонизацию межличностных взаимодействий в группе.
Для достижения оптимальных результатов на групповых музыкальных психокоррекционных занятиях целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:
1. Приветствие.
2. Ритмическая разминка.
3. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений.
4. Пение.
5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
6. Танцы, хороводы.
7. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам.
Часть детей с коррекцией в развитии имеют системное нарушение речи, что сказывается на процессе усвоения музыкального материала. Одной из коррекционных задач обучения этих школьников является развитие всех сторон речи. В связи с этим следует целенаправленно добиваться активного использования музыкальной терминологий. Полезно побуждать школьников сопровождать речью свою предметно-практическую и умственную деятельность.
Процесс обучения пению ребенка с ООП длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения, но в результате формируется вокальная и исполнительская культура, умение прислушиваться к инструментальному сопровождению, одновременно осуществляется коррекция имеющихся отклонений в развитии. Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус.
В процессе ознакомления и исполнения песен, дети учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к окружающей природе и животным, с любовью и уважением общаться с близкими людьми, умению сопереживать и поддерживать других людей. Процесс хорового пения объединяет детей, создает условия для эмоционального позитивного общения, воспитывает культуру поведения, развивает коммуникативные и креативные способности, закрепляет интерес к музыке, развивает музыкальные способности.
Учитывая особенности развития и восприятия детей с ООП, нужно подбирать соответственный этому песенный материал, который должен выполнять не только этическую, нравственную и эстетическую функцию, но и способствовать умственному, физическому и творческому развитию, используя при этом игровые моменты для развития и поддержания интереса к музыкальной деятельности. Для этого исполняются песенки-потешки, попевки, народные прибаутки, скороговорки, игры «в имена», «вопрос-ответ», пение с аккомпанементом и без него. Например, песенки-попевки: «Приди, солнышко», «Зайка», «Ладушки», «Петушок», «Сорока», «Две тетери», «Дождик», «Часики», «Птичка», «Во поле береза», «Как у наших у ворот» и другие.
При регулярной и правильной певческой деятельности на уроках музыки улучшается и физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать, как физиологический процесс. От его навыков зависит качество голоса, его сила. Поскольку певческое дыхание представляет собой своеобразный массаж внутренних органов, то системное его использование благоприятно влияет на физическое здоровье ребенка. От выработки правильного механизма зависит уровень подсвязочного давления, а, также работа брюшного пресса. Все это в совокупности координирует работу всех органов голосообразующей системы и заметно воздействует на укрепление общего психофизического состояния ребенка. [2, с.274]
Ритмодекламация — чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Отстранение от пения здесь связано с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить) и направлено на развитие речевого и музыкального слуха. Специально подобранные четверостишия помогают детям почувствовать ритм. Применение ритмодекламации помогает формированию естественного звучания голоса, выработки речевого дыхания, выразительности исполнения. Например, стихи: А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, Б. Заходера, русские народные потешки и прибаутки и т. д.
Логопедическая ритмика — сочетание слова с движением или пением, способствующим нормализации речи. Способствует развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи, правильного дыхания, слухового внимания, мимики, двигательных умений и навыков. Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным темпом и ритмом, а музыкальное сопровождение развивает слух, музыкальную память. Например, такие игры: «Листочки», «Солнышко и тучка», «Кто скорей возьмет грибок», «Воробьи, воробушки», «Игра в снежки», «Мартышки» и другие. Особое внимание стоит уделить обучению игре на детских музыкальных инструментах, оценивая большую значимость этого вида музыкальной деятельности.
Использование музыкальных инструментов на уроке музыки и ритмики вызывает огромный интерес у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вносит разнообразие на уроке, помогает развитию слуха: ладогармонического и тембрового, звуковысотного и метроритмического, динамического и архетонического, или чувства музыкальной формы, а также помогает развитию чувства ритма и основных двигательных навыков и умений.
Музицирование на инструментах активизирует музыкальную память и творческое воображение детей, концентрирует внимание, развивает восприятие и фантазию, активизирует творческие способности, учит понимать и любить музыку, эмоционально отзываться на разные её характеры.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления.
В процессе музицирования на инструментах в оркестре формируются эстетические чувства и эстетическое восприятие детей.
Игра на инструментах развивает волевые качества детей, такие как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, раскрепощенность, сосредоточенность, вырабатывает исполнительские навыки, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулируется творческую инициативу учащихся.
Музицирование способствует формированию эмоциональной сферы ребенка, его душевного здоровья. Эмоционально-положительный контакт делает детей добрее и отзывчивее, ибо музыка передается «от сердца к сердцу». Вот почему инструментальное музицирование входит в программу по музыкальному обучению и воспитанию для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Совместное музицирование в оркестре решает и психологические проблемы общения: застенчивый ребенок, участвуя в такой музыкальной деятельности, может почувствовать себя в центре жизни; неуправляемый ребенок подчинится единому, строгому замыслу; одаренный ребенок сможет воплотить свои творческие фантазии. Становится ощутимой ценность каждого ребенка в общем деле, и дети чувствуют это на таких уроках.
Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных детям инструментах. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и их сопровождением.
Учащиеся открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения.
Особенно нравится детям исполнять русские народные мелодии в оркестре, позволяющим использовать большое количество музыкальных инструментов – ложки, трещётки, колокольчики, бубны, металлофон, свирель. Играя на музыкальных инструментах в оркестре, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать их.
Инструментальное музицирование на уроках является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей.
Играя на музыкальных инструментах, параллельно идёт работа над метроритмом. Дети при помощи ударных инструментов (треугольников, бубнов, ложек, палочек) сочиняют аккомпанемент к звучащей классической мелодии.
Особое значение уделяется игре на металлофоне и детском пианино. Игра на этих инструментах способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Обучение на инструментах проводится как с целым классом (группой), так и индивидуально. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Немаловажное значение уделяется технике игры на металлофоне молоточком, правильное расположение руки и пальцев при игре на пианино. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструментах дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла, маленький дождик и ливень. После того, как дети почувствуют, что звуки металлофона и пианино могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и научатся выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала учащиеся начальных классов знакомятся с попевками, поют ее всей группой и индивидуально, потом учатся точно воспроизводить ритм. Для этого предлагается прохлопать или простучать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. При этом дети учатся согласовывать свои движения с пением, с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не отставать.
Освоение звуков (высоких и низких, долгих и коротких, громких и тихих) на инструментах происходит незаметно для детей. Они запоминают, где какой звук расположен, не заучивая их специально, а в играх, в своих импровизациях. В результате дети овладевают навыками направления движения мелодии (на одном месте, скачки, поступенное движение).
Овладевая средством музыкальной выразительности – динамикой, дети учатся постепенно усиливать звучание на своих инструментах от тихого (пиано) к громкому (форте), т.е. исполнять динамическое крещендо.
Музицирование на музыкальных инструментах проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, использование музыкально-дидактических игр, используется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на уроках музыкальных инструментов вызывает у детей интерес к урокам музыки и ритмики, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
Музицирование на инструментах эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной деятельности: в пении улучшается качество интонирования (поют чище и выразительнее), в музыкально – ритмических движениях (чётче воспроизводят ритм).
Инструментальное музицирование – это, прежде всего форма творческого самовыражения ребенка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка. Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки.
Ансамбль ложкарей является действенным средством развития музыкального восприятия и метроритмического слуха, памяти и музыкально-ритмических способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит слушать партнёра и учит музыкальному мышлению.
Музицирование в ансамбле ложкарей дает позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, игра на инструментах приносит удовлетворение в эмоциональном плане. На уроках царит атмосфера увлечённости. Эмоциональная сфера детей обогащается постоянным общением с народной и классической музыкой. Дети творят ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает их. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в свои силы, воспитывает целостную и творческую личность.
Музицируя в ансамбле, воспитывается и формируется коллектив, дети учатся вместе переживать, у них появляется чувство ответственности за правильное исполнение своей партии, формируется терпение, выдержка и упорство в достижении поставленной задачи, формируется организованность, сплочённость, взаимопонимание и уважение, исчезает робость, неуверенность в своих силах, формируется коммуникативная культура.
Не все учащиеся в коррекционных классах готовы воспринять классическую музыку такой, какой она рождена и поэтому у некоторых детей возникает трудность при ее прослушивании. Настрой ребенка для прослушивания, является подготовительным этапом перед вкушением звуков. Музыка влияет на человека через ритм. Все функции организма подчинены ему: ритмично бьется сердце, дышат легкие, выполняются двигательные функции. Платон видел в музыке отличное средство для выработки характера.
Учитель должен проявлять гибкость и творчество в подготовке и проведении уроков музыки. Материалы типовых школьных учебников часто не могут удовлетворить особых образовательных потребностей школьников с трудностями в обучении. Учителю необходимо уметь найти или самостоятельно создать промежуточные, подготовительные, тренировочные вариативные, частично–поисковые задания и упражнения для учащихся своего класса с учетом их индивидуальных и типологических особенностей.
Используемая литература:
1. Забрамная С.Д., Исаева Т. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с задержкой психического развития.[Текст] – М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Сакачев, 2002. - 112с.
2. Цикото Г.В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми. М.1991.- 158с.
3.https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/12/31/instrumentalnoe-muzitsirovanie-v-nachalnoy-shkole-s-detmi-s-ovz
В настоящее время в РК для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существуют специальные (коррекционные) учреждения, и коррекционные классы в общеобразовательных школах, где дети находятся в зависимости от нарушений состояния здоровья. Сегодня казахстанская система образования находится на этапе перестройки организационных основ специального образования, сокращения числа специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов и увеличения количества специальных классов в общеобразовательных школах для детей с ограниченными возможностями здоровья, перестройки взаимоотношений массового и специального образования, ведущих подготовку детей с отклонениями в развитии как полноценных граждан общества.В основе концепции инклюзивного образования лежит безоговорочное право детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей на выбор образовательной системы, которая будет наиболее эффективна для того или иного ребенка. [5,с. 98]
Вот что необходимо преодолеть педагогу, который работает с детьми коррекционных групп:
– непроизвольность движений;
– боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
– речевые нарушения или отсутствие речи;
– замкнутость, неактивность детей;
– неустойчивое внимание;
– слабая музыкальная память;
– интонационная невыразительность;
– аритмичность.
Включая детей с ограниченными возможностями здоровья в музыкальные занятия, мы даем им шанс быть в учебной среде со своими здоровыми сверстниками. Все дети, независимо от наличия специальных музыкальных способностей, имеют возможность самореализоваться, научиться слушать и понимать музыку. Пение в ансамбле и игра на детских музыкальных инструментах в оркестре, а также выступления на концертах не только развивают музыкальные способности таких учащихся, но и позволяют им почувствовать себя важной, значимой частью единого коллектива.
Помимо общих задач, на музыкальных занятиях решаются и следующие коррекционные задачи: нормализация и регуляция психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, процессов возбуждения и торможения); укрепление двигательного аппарата, улучшение координации движений; формирование правильной осанки; развитие артикуляционного аппарата, дыхания, мелкой моторики.
Методика и технология организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки включает в себя ряд коррекционных мер: организация охранительного речевого режима; регуляция эмоционального состояния; развитие моторных систем организма; формирование речевого дыхания, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения; развитие планирующей функции речи при этом эффективность методики и технологии организации работы на уроке музыки с подростками с ограниченными возможностями здоровья достигается путем внедрения в традиционный урок музыки разработанных методов, приемов и форм работы, оказывающих позитивное коррекционное воздействие на подростков. [2,с.276]
В начальном курсе музыки для классов инклюзива используется облегчённый музыкальный материал для слушания произведений, и песенный репертуар подбирается с учётом психологического развития.
Знакомство с песенным репертуаром и с творчеством композиторов формируют разнообразно организованную предметно-практическую деятельность учащихся с раздаточным материалом, это карточки, при обязательном речевом сопровождении. Такая работа способствует развитию и коррекции зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, моторной ловкости, мышления и речи детей, формирования у них интереса к урокам музыки и познавательной активности. [3,с.221
Необходимым условием успешности работы с такими детьми является эмоциональность педагога и развитие детских эмоций.
На музыкально-коррекционных занятиях мы не ставим себе целью развитие у детей с ООП музыкальных способностей и овладение ими навыками музыкально-практической деятельности. Основные элементы занятий направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие эмоциональной сферы личности; стимулирование собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребёнка; развитие и коррекцию психических процессов, моторики; формирование произвольной регуляции поведения.
Важны и эффективны индивидуальные занятия, но групповые формы музыкально-коррекционных занятий имеют ряд преимуществ:
– возможность оказать психокоррекционную помощь наибольшему количеству детей;
– приобретение ими коммуникативных навыков;
– развитие волевых усилий;
– феномен «эмоционального заражения»;
– приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит в более короткие сроки;
– можно использовать наибольшее количество различных упражнений, как на гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребёнка, так и на гармонизацию межличностных взаимодействий в группе.
Для достижения оптимальных результатов на групповых музыкальных психокоррекционных занятиях целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:
1. Приветствие.
2. Ритмическая разминка.
3. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений.
4. Пение.
5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
6. Танцы, хороводы.
7. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам.
Часть детей с коррекцией в развитии имеют системное нарушение речи, что сказывается на процессе усвоения музыкального материала. Одной из коррекционных задач обучения этих школьников является развитие всех сторон речи. В связи с этим следует целенаправленно добиваться активного использования музыкальной терминологий. Полезно побуждать школьников сопровождать речью свою предметно-практическую и умственную деятельность.
Процесс обучения пению ребенка с ООП длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения, но в результате формируется вокальная и исполнительская культура, умение прислушиваться к инструментальному сопровождению, одновременно осуществляется коррекция имеющихся отклонений в развитии. Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус.
В процессе ознакомления и исполнения песен, дети учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к окружающей природе и животным, с любовью и уважением общаться с близкими людьми, умению сопереживать и поддерживать других людей. Процесс хорового пения объединяет детей, создает условия для эмоционального позитивного общения, воспитывает культуру поведения, развивает коммуникативные и креативные способности, закрепляет интерес к музыке, развивает музыкальные способности.
Учитывая особенности развития и восприятия детей с ООП, нужно подбирать соответственный этому песенный материал, который должен выполнять не только этическую, нравственную и эстетическую функцию, но и способствовать умственному, физическому и творческому развитию, используя при этом игровые моменты для развития и поддержания интереса к музыкальной деятельности. Для этого исполняются песенки-потешки, попевки, народные прибаутки, скороговорки, игры «в имена», «вопрос-ответ», пение с аккомпанементом и без него. Например, песенки-попевки: «Приди, солнышко», «Зайка», «Ладушки», «Петушок», «Сорока», «Две тетери», «Дождик», «Часики», «Птичка», «Во поле береза», «Как у наших у ворот» и другие.
При регулярной и правильной певческой деятельности на уроках музыки улучшается и физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать, как физиологический процесс. От его навыков зависит качество голоса, его сила. Поскольку певческое дыхание представляет собой своеобразный массаж внутренних органов, то системное его использование благоприятно влияет на физическое здоровье ребенка. От выработки правильного механизма зависит уровень подсвязочного давления, а, также работа брюшного пресса. Все это в совокупности координирует работу всех органов голосообразующей системы и заметно воздействует на укрепление общего психофизического состояния ребенка. [2, с.274]
Ритмодекламация — чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Отстранение от пения здесь связано с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить) и направлено на развитие речевого и музыкального слуха. Специально подобранные четверостишия помогают детям почувствовать ритм. Применение ритмодекламации помогает формированию естественного звучания голоса, выработки речевого дыхания, выразительности исполнения. Например, стихи: А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, Б. Заходера, русские народные потешки и прибаутки и т. д.
Логопедическая ритмика — сочетание слова с движением или пением, способствующим нормализации речи. Способствует развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи, правильного дыхания, слухового внимания, мимики, двигательных умений и навыков. Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным темпом и ритмом, а музыкальное сопровождение развивает слух, музыкальную память. Например, такие игры: «Листочки», «Солнышко и тучка», «Кто скорей возьмет грибок», «Воробьи, воробушки», «Игра в снежки», «Мартышки» и другие. Особое внимание стоит уделить обучению игре на детских музыкальных инструментах, оценивая большую значимость этого вида музыкальной деятельности.
Использование музыкальных инструментов на уроке музыки и ритмики вызывает огромный интерес у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вносит разнообразие на уроке, помогает развитию слуха: ладогармонического и тембрового, звуковысотного и метроритмического, динамического и архетонического, или чувства музыкальной формы, а также помогает развитию чувства ритма и основных двигательных навыков и умений.
Музицирование на инструментах активизирует музыкальную память и творческое воображение детей, концентрирует внимание, развивает восприятие и фантазию, активизирует творческие способности, учит понимать и любить музыку, эмоционально отзываться на разные её характеры.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления.
В процессе музицирования на инструментах в оркестре формируются эстетические чувства и эстетическое восприятие детей.
Игра на инструментах развивает волевые качества детей, такие как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, раскрепощенность, сосредоточенность, вырабатывает исполнительские навыки, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулируется творческую инициативу учащихся.
Музицирование способствует формированию эмоциональной сферы ребенка, его душевного здоровья. Эмоционально-положительный контакт делает детей добрее и отзывчивее, ибо музыка передается «от сердца к сердцу». Вот почему инструментальное музицирование входит в программу по музыкальному обучению и воспитанию для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Совместное музицирование в оркестре решает и психологические проблемы общения: застенчивый ребенок, участвуя в такой музыкальной деятельности, может почувствовать себя в центре жизни; неуправляемый ребенок подчинится единому, строгому замыслу; одаренный ребенок сможет воплотить свои творческие фантазии. Становится ощутимой ценность каждого ребенка в общем деле, и дети чувствуют это на таких уроках.
Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных детям инструментах. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и их сопровождением.
Учащиеся открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения.
Особенно нравится детям исполнять русские народные мелодии в оркестре, позволяющим использовать большое количество музыкальных инструментов – ложки, трещётки, колокольчики, бубны, металлофон, свирель. Играя на музыкальных инструментах в оркестре, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать их.
Инструментальное музицирование на уроках является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей.
Играя на музыкальных инструментах, параллельно идёт работа над метроритмом. Дети при помощи ударных инструментов (треугольников, бубнов, ложек, палочек) сочиняют аккомпанемент к звучащей классической мелодии.
Особое значение уделяется игре на металлофоне и детском пианино. Игра на этих инструментах способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Обучение на инструментах проводится как с целым классом (группой), так и индивидуально. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Немаловажное значение уделяется технике игры на металлофоне молоточком, правильное расположение руки и пальцев при игре на пианино. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструментах дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла, маленький дождик и ливень. После того, как дети почувствуют, что звуки металлофона и пианино могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и научатся выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала учащиеся начальных классов знакомятся с попевками, поют ее всей группой и индивидуально, потом учатся точно воспроизводить ритм. Для этого предлагается прохлопать или простучать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. При этом дети учатся согласовывать свои движения с пением, с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не отставать.
Освоение звуков (высоких и низких, долгих и коротких, громких и тихих) на инструментах происходит незаметно для детей. Они запоминают, где какой звук расположен, не заучивая их специально, а в играх, в своих импровизациях. В результате дети овладевают навыками направления движения мелодии (на одном месте, скачки, поступенное движение).
Овладевая средством музыкальной выразительности – динамикой, дети учатся постепенно усиливать звучание на своих инструментах от тихого (пиано) к громкому (форте), т.е. исполнять динамическое крещендо.
Музицирование на музыкальных инструментах проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, использование музыкально-дидактических игр, используется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на уроках музыкальных инструментов вызывает у детей интерес к урокам музыки и ритмики, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
Музицирование на инструментах эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной деятельности: в пении улучшается качество интонирования (поют чище и выразительнее), в музыкально – ритмических движениях (чётче воспроизводят ритм).
Инструментальное музицирование – это, прежде всего форма творческого самовыражения ребенка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка. Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки.
Ансамбль ложкарей является действенным средством развития музыкального восприятия и метроритмического слуха, памяти и музыкально-ритмических способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит слушать партнёра и учит музыкальному мышлению.
Музицирование в ансамбле ложкарей дает позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, игра на инструментах приносит удовлетворение в эмоциональном плане. На уроках царит атмосфера увлечённости. Эмоциональная сфера детей обогащается постоянным общением с народной и классической музыкой. Дети творят ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает их. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в свои силы, воспитывает целостную и творческую личность.
Музицируя в ансамбле, воспитывается и формируется коллектив, дети учатся вместе переживать, у них появляется чувство ответственности за правильное исполнение своей партии, формируется терпение, выдержка и упорство в достижении поставленной задачи, формируется организованность, сплочённость, взаимопонимание и уважение, исчезает робость, неуверенность в своих силах, формируется коммуникативная культура.
Не все учащиеся в коррекционных классах готовы воспринять классическую музыку такой, какой она рождена и поэтому у некоторых детей возникает трудность при ее прослушивании. Настрой ребенка для прослушивания, является подготовительным этапом перед вкушением звуков. Музыка влияет на человека через ритм. Все функции организма подчинены ему: ритмично бьется сердце, дышат легкие, выполняются двигательные функции. Платон видел в музыке отличное средство для выработки характера.
Учитель должен проявлять гибкость и творчество в подготовке и проведении уроков музыки. Материалы типовых школьных учебников часто не могут удовлетворить особых образовательных потребностей школьников с трудностями в обучении. Учителю необходимо уметь найти или самостоятельно создать промежуточные, подготовительные, тренировочные вариативные, частично–поисковые задания и упражнения для учащихся своего класса с учетом их индивидуальных и типологических особенностей.
Используемая литература:
1. Забрамная С.Д., Исаева Т. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с задержкой психического развития.[Текст] – М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Сакачев, 2002. - 112с.
2. Цикото Г.В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми. М.1991.- 158с.
3.https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/12/31/instrumentalnoe-muzitsirovanie-v-nachalnoy-shkole-s-detmi-s-ovz
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.