Главное меню

  • К списку уроков
Тематический классный час: "Моя Родина- мой Казахстан"
17.12.2020 216 13 Писковская Татьяна Ивановна

Родина! Что включает в себя это понятие. А вот как отвечает на этот вопрос автор одного из многочисленных стихотворений, посвященных Родине. Родина! Что это дедушка ? Это цветы что растут в нашем крае. Это река, что в горах наших скачет, Это заря, что горит не сгорая…. Родина…. Это глаза твоей мамы, Полные слез или в искорках смеха. Родина – это закат над полями, Гор наших милых звонкое эхо. Родина – слова не знаю чудесней, В нем наши сказки и славные были, Дедов далекие грустные песни, Тех, что и мы до сих пор не забыли Родина – это земля у порога, Где ты впервые узнал свое имя. Родина – это большая дорога, Та, по которой пойдешь ты с другими! Когда мы произносим слово Родина, каждый мысленно представляет какой – то свой, милый сердцу уголок родной земли. Наша Родина – республика Казахстан велика и прекрасна. В музыке любого народа отражены любовь к Родине, к родной природе, поклонение труженикам родной земли. Музыка о родной земле помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты отчаяния, давала силы в минуты испытаний и трудностей, вселяла в сердце веру, надежду, любовь. Народная музыка Казахстана отличается яркой самобытность, гармоническим и ритмическим своеобразием, красотой мелодии. Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов – кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ , услышавший ее , от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, люди пришлые «со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18 – 19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально – поэтической импровизации, широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения – от младенцев до глубоких старцев. 1. Казахские музыкальные инструменты. 2. Казахские великие композиторы и певцы. 1. Казахские музыкальные инструменты. Домбра была излюбленным инструментом народных музыкантов. В прошлом струны домбры изготавливались из козлиных кишок. Нежная, мягко певучая и бархатная звучность домбры известна многим. Домбру можно было изготовить и использовать в условиях кочевого быта. В традиционном народном музицировании казахов, в домбровом исполнительстве,как правило, предшествовали рассказ или легенда о возникновении и содержании кюя. История домбровой традиции уходит в глубь веков, о которой свидетельствуют археологические открытия, например, древнего Хорезма, а также Пазырыкских курганов и археологические находки казкхстанских археологов на территории Казахстана. Судя по зтим сведениям, домбыра и кобыз были наиболее распространенными музыкальными инструментами ранних кочевников. Одна из особенностей домбрового исполнительства – сольная форма игры на инструменте. Она способствовала выдвижению ярких личностей в различные исторические эпохи . Народ сохранил имена лучших представителей – Кен-Буга, Асан-Кайгы,Байжигит,Бежен, Таттимбет,Казангап, Сейтек, Дина Нурпеисова и др. Искусство каждого кюйши и его стиль отличались яркой индивидуальностью, характерной манерой исполнения, определенным арсеналом средств музыкальной выразительности и разнообразием тематики домбровых кюев. Кыл кобыз. Одним из самых распростраенных музыкальных инструментов можно считать кыл кобыз, относящийся к смычковому двухструнному инструменту. О нем упоминается еще в книге «Китаби деде Коркут», датируемой 18 – 19 вв. Слово «кыл» связано со струнами из конского волоса. Кылкобыз был в употреблении у баксы (шаманов) и народных исполнителей. Две струны кылкобыза, состоящие из 104 конских волосков , издают целую гамму обертонов при соприкосновении смычка. Колорит и густота звучания инструмента во многом зависит от силы прикосновения смычка, а также от высоты звука, при котором обертона звучали то гнусаво, то пискляво, то бархатно-густым сочным тоном. История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы-шаманов. Кобыз служил средством общения баксы со своими духами-помощниками (аруахами). Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров. Для кобызовых кюев характерна звукоизобразительность: подражанию вою волков, крику лебедя, бегу коня, звуку пущенной стрелы. Кобызы делают из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Сыбызгы. Простая форма и доступность материала способствовали его популярности среди казахскх музыкантов. По тембровому колориту сыбызгы издает нечто дрожащее, ловно пребывающее в трепете, волнении звучание, напоминающее высокие звуки флейты. Звучал сыбызгы на летних пастбищах, на свадьбах, при рождении ребенка, при приезде почетного гостя. Образы, содержащиеся в сыбызговой музыке,восходят к глубокой древности. Об этом свидетельствуют бытующие и поныне кюи-легенды, к которым можно отнести «Кок бука» ( Небесный бык), «Желмая» (кличка верблюдицы легендарного Асан-кайгы), «Бозынген» ( Верблюдица – священное животное). В прошлом были известны сыбызгисты В. Ыскаков, О. Кожабергенов, М. Онгаров, Ш. Аунганбаев. Асатаяк – древнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. По форме напоминает жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками. Асатаяк имел открытый и резкий звук. Для усиления звучания инструмента, баксы использовали конырау – колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном. Сазсырнай – духовой инструмент, изготавливаемый из глины. На территории Казахстана найден при раскопках древнего городища Отрар. Обладает «прозрачным, светлым» тембром. В древности сазсырнай был популярным инструментом среди детей и подростков. Музыка казахского народа с давних пор занимает большое место. В музыке как в зеркале, отразилась вся жизнь народа и его характер. Живописные горы, быстрые реки, безбрежные степи видятся и слышатся в богатой красами, разнообразной и содержательной казахской музыке. Заветные думы народа, его борьба , мечты, горести запечатлены в песнях и кюях (инструментальные пьесы) . В процессе исторического развития вырвботались черты национального стиля в содержании, форме, жанре. Казахский музыкальный фольклор разделился на вокальный и инструментальный. Сольное пение сопровождалось, обычно, игрой самого певца на домбре или кобызе. Кюи , как и песни, занимают большое место в казахской народной музыке. Кюи формировались в течении столетий, разные виды устного литературного творчества – сказания, легенды, сказки, образы природы, быта нашли музыкальное воплощение в кюях. Кюям свойственна простейшая , смешанная и переменная метрика. Форма их разнообразна – от простых наигрышей до многочастных построений в виде рондо. Кюи глубоки по содержанию, выразительны по музыкальному языку, виртуозны и обязательно программные. Большей частью двухголосные, но есть и одноголосные и трехголосные или характерны многократные повторения одной и той же мелодической фигуры, параллельные движения в превалирующих кварто – квинтовых и реже секундовых и терцовых интервалах, имитация, секвенции, органные пункты, неожиданные своеобразные смены тональностей. Лучшими образами кюев Казахстана является творчество выдающихся композиторов – кюйши Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета. В современное время инструментальная музыка кюев продолжает развиваться. Известны композиторы – кюйшы: Д. Нурпеисова, М. Ержанов, А. Шингожаев. Глубина и значительность содержания. Широкий охват жизненных тем , высокие художественные достоинства отличают отличают казахскую народную музыку. Она является благодатной почвой. на которой зародилась и развивается оперная , симфоническая, хоровая, инструментальная музыка композиторов Казахстана. Одним из самых знаменитых музыкантов казахской земли Курмангазы Сагырбаев, который был настоящим патриотом своей страны. Вся жизнь известного кюйши прошла в борьбе с несправедливостью. Кюй «Сары арка» является вершиной творчества не только Курмангазы, но и всей казахской музыки. Это одно из самых известных произведений кюйши, которое завоевало необычайную популярность не только в Казахстане, но и за его пределами.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.