Декоративно прикладное творчество Казахстана
27.02.2017
7397
829
Кочешкова Юлия Анатольевна
Тема урока: Декоративно прикладное творчество Казахстана.
Цель урока: Ознакомить учащихся с декоративно прикладным творчеством Казахстана, дать представление о традиционных народных ремеслах, проверить уровень знаний учащихся об образе жизни казахского народа. Научить учащихся самостоятельно выполнять эскиз национального орнамента.
Задачи:
Дать представление о традиционных народных ремеслах.
Закрепить практические навыки по украшению предметов быта казахским национальным орнаментом.
Развивать навыки работы в группах, умение общаться друг с другом и находить общее решение.
Развивать навыки публичного выступления и умения представлять свои творческие работы.
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность.
Воспитывать любовь к своей Родине, взаимопонимание, уважение друг к другу.
Ожидаемый результат: Учащиеся знают ТБ на уроках технологии, знают историю декоративно прикладного творчества Казахстана, имеют представления о казахском орнаменте, умеют выполнять самостоятельно эскизы национального орнамента по технологической карте, соблюдать чувства ритма и цвета
План урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Отметить отсутствующих.
2. Постановка цели урока.
3. Беседа с учащимися “Что мы знаем о Культуре Казахского народа”
4. Вопросы учащимся.
5.Практическое задание. Постановка цели. Объяснение, раздача технологических карт и раздаточного материала.6.Демонстрация работ. Представление творческих работ.
7. Подведение итогов урока.
Ход урока:
Учитель. Доброе утро. И надеюсь, что это утро даст начало прекрасному дню. Желаю всем успехов.
История декоративно-прикладного искусства казахского народа. Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. Археологические находки свидетельствуют о развитии ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших на территории Казахстана. На развитие культуры казахского народа большое влияние оказали народы Южной Сибири, Средней Азии. Значительных высот достигли традиционные народные ремесла во второй половине XIX — начале XX в.Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов — посуды, мебели, одежды — связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев. Особенно большим спросом пользовались изделия мастеров по изготовлению седел, ювелиров, сапожников и др. Мастера, занимающиеся мелким производством, трудились в своем доме или же у заказчика. Все свои инструменты, сырье они возили с собой и могли кочевать вместе с аулом на жайляу и работать. А мастера по дереву, изготавливающие основу юрты, арбы, большие деревянные изделия, мастера по железу, обработке камня открывали свои мастерские, где изготавливали и продавали свой товар.В казахской семье принято было готовить каждому ребенку, который был способен самостоятельно передвигаться на лошади, конскую упряжь.Среди казахских мастеров было немало умельцев, занимавшихся обработкой шкур. Подобное ремесло было развито в городах Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Омске, Оренбурге, Верном, Таразе, Ак Мечети (Кызылорда). Кожевенное искусство. Большое и важное место в жизни казахов занимали различные предметы из кожи. Из шкур шили различную одежду, из кож - обувь, пояса, сосуды различного назначения, мастерили конскую сбрую, колчан, создавали даже настенное панно, кожаные сундуки (жаглан - шабадан - чемодан) и т.д. Обработкой шкур и кож занималась каждая семья, в основном мужчины, но помогали им и женщины, они и шили одежды. В каждом доме был тон (шуба), дакы, жакы, жаргак (тулуп). Распространенным был пошив ішік из волчьих, лисьих, хорьковых и других звериных шкур. Эти шкуры, шерстью вовнутрь, обшивались сверху плотной домотканой материей - шекпен, сукном - шуга и другими материалами. Мастерицы шили также меховые шапки - борік. На предметы декоративно-прикладного искусства шли кожи домашних животных - лошадей, рогатого скота и верблюдов, очищенных от шерстяного покрова. Особую отрасль составляло тиснение с помощью штампов на коже, и этим занимались мужчины. Мастера изготовляли сосуды для хранения, перевозки и изготовления молочных продуктов: торсык, саба, суйретпе, мес. Из кож лошадей и крупного рогатого скота изготавливали ведра - шелек, посуда для дойки кобылиц и верблюдов - конек. Было немаловажна роль сапожников - етікші. Толстая кожа, обработанная кустарным способом и шедшая на обувь, называлась - кон. А фабричные кожи, называли, былгары. Мастера шили сапоги - етік, ичиги - масі и кожаные калоши - кебіс. Сосуды и части сапог сшивались сухожильными нитями - тарамыс. Кожаные ремни, пояса мог делать каждый взрослый мужчина, то плести плетки из ремешков мог только специалист - орімші. Плетки - камшы сплетались из 3-4 ремешков до 24-32 ремешков. Все указанные предметы готовились путем очищения шкуры от волоса в специальном растворе (малма, іи), получаемого из перебродившего айран, іркіт (кисломолочные напитки).
Применение орнамента в ДПТ казахов. Орнамент и его история. Изучением орнамента занимались многие ученые: австралийские (В.Куррер, Ф.Т. Куглер), русские (С.В. Иванов, В.В. Стасов, Ф.К. Волков, С.А. Давыдов, Н.Ф. Сумцов), казахские (А. Маргулан, Т. Басенов, А. Масанов, М. Муканов и др.). В своих трудах они описали виды орнамента, его классификацию, историю возникновения на основе собранного ими богатого этнографического материала. Указанные исследователи с особым интересом изучили орнаментальное искусство восточных народов, символическое значение узоров, изображающих полумесяцы, рога, листья, геометрические фигуры, возникновение их названий на основе определенных представлений. Например, изучая происхождение геометрических композиций из ломаных, параллельных, круговых линий, треугольных, четырехугольных, ромбовидных узоров, одни исследователи пришли к выводу, что их основой явилась своеобразная форма предметов, другие же предполагают, что в основе лежат различные картины геометрического орнамента из растительного мира (например, сломанные стебли камыша, ветки дерева и т. д.). Отдельная группа ученых считает, что геометрические узоры являются результатом развития орнаментального искусства, продуктом воображения и фантазии народных умельцев. Поэтому история возникновения орнамента, его сюжетного содержания, названия еще ждет своего исследования.Виды национального орнамента.
А что мы знаем о культуре казахского народа? Давайте повторим. (Беседа с классом)
1. Назовите виды ДПТ?
2. Женский жакет из бархата яркого цвета. (Камзол)
3. Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней. (Ювелир)
4Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо. (Орнамент)
5. Шерстяной материал, используемый для утепления юрты. (Кошма)
6. Изделия из глины, закрепленные обжигом, гончарное искусство. (Керамика)
7. Мастер, создающий посуду из глины. (Гончар)
8. Безворсовый ковёр, сотканный из разноцветной пряжи. (Палас)
9. Мусульманское культовое сооружение. (Мечеть)
10. Круглая маленькая шапочка, украшенная орнаментом. (Такия)
11. Узорчатое изделие из шерстяной ткани, выполненное из нитей разного цвета. Бывает ворсовые и безворсовые. (Ковер)
12. Питательный напиток из кобыльего молока. (Кумыс)
13. Чугунный котел различной величины. (Казан)
Физминутка (3 минуты). Видео
Далеко за пределами Казахстана были известны мастера-ремесленники, умеющие создавать великолепные вещи, такие как ковроткачество.
Ковроткачество в Казахстане имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества передавались из поколения в поколение. Безворсовое ковроткачество, было распространено в степях Сары-Арки, Западного Казахстана, связано с кочевым образом жизни населения степей. Наибольшим спросом у них пользовались сшитые из отдельных полос ковры, ковры паласного типа и др. Ворсовые ковры, требующие много времени, труда, притом не одной женщины, ткали в основном на юге Казахстана, в Семиречье. Они были главным предметом невесты, служили знаком высшей почести, оказываемой лицам, заслужившим уважения. В казахских коврах, присутствует довольно несложная кайма с разделительными полосами, обрамляющими центральное поле ковра. В центральной части ковра обычно один и тот же геометрический или растительный рисунок со сложным сочетанием завитков и других знаков, повторяется строгим порядком несколько раз
Этапы работы:
Рисунок национального орнамента на ковре.(Белый лист бумаги, карандаши цветные ,карандаш простой ,ластик технологическая карта)
Самостоятельная работа учащихся . Целевые обходы учителя: 1. Контроль организации рабочего места. 2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы. 3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. 4. Контроль объема и качества выполнения работы.
Итог работы
Какой тип орнамента чаще всего применяют казахские художники? Рогообразный.
Назовите запомнившиеся вам виды рогообразных орнаментов? Бараний рог, пара рогов, крестовина, рог архара, птичье крыло.
Дети анализируют выставленные работы, отмечают наиболее удачные.
– Ребята вы хорошо справились с заданием. Ваши работы украсят наш класс.
Рефлексия:
• Об этом методе я узнала….
• Было интересно …
• Было трудно….
• Теперь я могу….
• Я почувствовала….
• Я научилась……
• Меня удивило….
• Мне захотелось…
Подведение итогов: Проводим выставку всех работ, выставляем оценки,д/з.
Технологическая карта: Выполнение эскиза казахского орнамента.
Последовательность изготовления работы:
1.Выполнить разметку орнамента для центральной части ковра и для его края.
2. Нарисовать орнамент простым карандашом, используя элементы казахского орнамента и правила построения орнамента в полосе и разметке.
2.Раскрасить узоры цветными карандашами.
Цель урока: Ознакомить учащихся с декоративно прикладным творчеством Казахстана, дать представление о традиционных народных ремеслах, проверить уровень знаний учащихся об образе жизни казахского народа. Научить учащихся самостоятельно выполнять эскиз национального орнамента.
Задачи:
Дать представление о традиционных народных ремеслах.
Закрепить практические навыки по украшению предметов быта казахским национальным орнаментом.
Развивать навыки работы в группах, умение общаться друг с другом и находить общее решение.
Развивать навыки публичного выступления и умения представлять свои творческие работы.
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность.
Воспитывать любовь к своей Родине, взаимопонимание, уважение друг к другу.
Ожидаемый результат: Учащиеся знают ТБ на уроках технологии, знают историю декоративно прикладного творчества Казахстана, имеют представления о казахском орнаменте, умеют выполнять самостоятельно эскизы национального орнамента по технологической карте, соблюдать чувства ритма и цвета
План урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Отметить отсутствующих.
2. Постановка цели урока.
3. Беседа с учащимися “Что мы знаем о Культуре Казахского народа”
4. Вопросы учащимся.
5.Практическое задание. Постановка цели. Объяснение, раздача технологических карт и раздаточного материала.6.Демонстрация работ. Представление творческих работ.
7. Подведение итогов урока.
Ход урока:
Учитель. Доброе утро. И надеюсь, что это утро даст начало прекрасному дню. Желаю всем успехов.
История декоративно-прикладного искусства казахского народа. Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. Археологические находки свидетельствуют о развитии ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших на территории Казахстана. На развитие культуры казахского народа большое влияние оказали народы Южной Сибири, Средней Азии. Значительных высот достигли традиционные народные ремесла во второй половине XIX — начале XX в.Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов — посуды, мебели, одежды — связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев. Особенно большим спросом пользовались изделия мастеров по изготовлению седел, ювелиров, сапожников и др. Мастера, занимающиеся мелким производством, трудились в своем доме или же у заказчика. Все свои инструменты, сырье они возили с собой и могли кочевать вместе с аулом на жайляу и работать. А мастера по дереву, изготавливающие основу юрты, арбы, большие деревянные изделия, мастера по железу, обработке камня открывали свои мастерские, где изготавливали и продавали свой товар.В казахской семье принято было готовить каждому ребенку, который был способен самостоятельно передвигаться на лошади, конскую упряжь.Среди казахских мастеров было немало умельцев, занимавшихся обработкой шкур. Подобное ремесло было развито в городах Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Омске, Оренбурге, Верном, Таразе, Ак Мечети (Кызылорда). Кожевенное искусство. Большое и важное место в жизни казахов занимали различные предметы из кожи. Из шкур шили различную одежду, из кож - обувь, пояса, сосуды различного назначения, мастерили конскую сбрую, колчан, создавали даже настенное панно, кожаные сундуки (жаглан - шабадан - чемодан) и т.д. Обработкой шкур и кож занималась каждая семья, в основном мужчины, но помогали им и женщины, они и шили одежды. В каждом доме был тон (шуба), дакы, жакы, жаргак (тулуп). Распространенным был пошив ішік из волчьих, лисьих, хорьковых и других звериных шкур. Эти шкуры, шерстью вовнутрь, обшивались сверху плотной домотканой материей - шекпен, сукном - шуга и другими материалами. Мастерицы шили также меховые шапки - борік. На предметы декоративно-прикладного искусства шли кожи домашних животных - лошадей, рогатого скота и верблюдов, очищенных от шерстяного покрова. Особую отрасль составляло тиснение с помощью штампов на коже, и этим занимались мужчины. Мастера изготовляли сосуды для хранения, перевозки и изготовления молочных продуктов: торсык, саба, суйретпе, мес. Из кож лошадей и крупного рогатого скота изготавливали ведра - шелек, посуда для дойки кобылиц и верблюдов - конек. Было немаловажна роль сапожников - етікші. Толстая кожа, обработанная кустарным способом и шедшая на обувь, называлась - кон. А фабричные кожи, называли, былгары. Мастера шили сапоги - етік, ичиги - масі и кожаные калоши - кебіс. Сосуды и части сапог сшивались сухожильными нитями - тарамыс. Кожаные ремни, пояса мог делать каждый взрослый мужчина, то плести плетки из ремешков мог только специалист - орімші. Плетки - камшы сплетались из 3-4 ремешков до 24-32 ремешков. Все указанные предметы готовились путем очищения шкуры от волоса в специальном растворе (малма, іи), получаемого из перебродившего айран, іркіт (кисломолочные напитки).
Применение орнамента в ДПТ казахов. Орнамент и его история. Изучением орнамента занимались многие ученые: австралийские (В.Куррер, Ф.Т. Куглер), русские (С.В. Иванов, В.В. Стасов, Ф.К. Волков, С.А. Давыдов, Н.Ф. Сумцов), казахские (А. Маргулан, Т. Басенов, А. Масанов, М. Муканов и др.). В своих трудах они описали виды орнамента, его классификацию, историю возникновения на основе собранного ими богатого этнографического материала. Указанные исследователи с особым интересом изучили орнаментальное искусство восточных народов, символическое значение узоров, изображающих полумесяцы, рога, листья, геометрические фигуры, возникновение их названий на основе определенных представлений. Например, изучая происхождение геометрических композиций из ломаных, параллельных, круговых линий, треугольных, четырехугольных, ромбовидных узоров, одни исследователи пришли к выводу, что их основой явилась своеобразная форма предметов, другие же предполагают, что в основе лежат различные картины геометрического орнамента из растительного мира (например, сломанные стебли камыша, ветки дерева и т. д.). Отдельная группа ученых считает, что геометрические узоры являются результатом развития орнаментального искусства, продуктом воображения и фантазии народных умельцев. Поэтому история возникновения орнамента, его сюжетного содержания, названия еще ждет своего исследования.Виды национального орнамента.
А что мы знаем о культуре казахского народа? Давайте повторим. (Беседа с классом)
1. Назовите виды ДПТ?
2. Женский жакет из бархата яркого цвета. (Камзол)
3. Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней. (Ювелир)
4Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо. (Орнамент)
5. Шерстяной материал, используемый для утепления юрты. (Кошма)
6. Изделия из глины, закрепленные обжигом, гончарное искусство. (Керамика)
7. Мастер, создающий посуду из глины. (Гончар)
8. Безворсовый ковёр, сотканный из разноцветной пряжи. (Палас)
9. Мусульманское культовое сооружение. (Мечеть)
10. Круглая маленькая шапочка, украшенная орнаментом. (Такия)
11. Узорчатое изделие из шерстяной ткани, выполненное из нитей разного цвета. Бывает ворсовые и безворсовые. (Ковер)
12. Питательный напиток из кобыльего молока. (Кумыс)
13. Чугунный котел различной величины. (Казан)
Физминутка (3 минуты). Видео
Далеко за пределами Казахстана были известны мастера-ремесленники, умеющие создавать великолепные вещи, такие как ковроткачество.
Ковроткачество в Казахстане имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества передавались из поколения в поколение. Безворсовое ковроткачество, было распространено в степях Сары-Арки, Западного Казахстана, связано с кочевым образом жизни населения степей. Наибольшим спросом у них пользовались сшитые из отдельных полос ковры, ковры паласного типа и др. Ворсовые ковры, требующие много времени, труда, притом не одной женщины, ткали в основном на юге Казахстана, в Семиречье. Они были главным предметом невесты, служили знаком высшей почести, оказываемой лицам, заслужившим уважения. В казахских коврах, присутствует довольно несложная кайма с разделительными полосами, обрамляющими центральное поле ковра. В центральной части ковра обычно один и тот же геометрический или растительный рисунок со сложным сочетанием завитков и других знаков, повторяется строгим порядком несколько раз
Этапы работы:
Рисунок национального орнамента на ковре.(Белый лист бумаги, карандаши цветные ,карандаш простой ,ластик технологическая карта)
Самостоятельная работа учащихся . Целевые обходы учителя: 1. Контроль организации рабочего места. 2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы. 3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. 4. Контроль объема и качества выполнения работы.
Итог работы
Какой тип орнамента чаще всего применяют казахские художники? Рогообразный.
Назовите запомнившиеся вам виды рогообразных орнаментов? Бараний рог, пара рогов, крестовина, рог архара, птичье крыло.
Дети анализируют выставленные работы, отмечают наиболее удачные.
– Ребята вы хорошо справились с заданием. Ваши работы украсят наш класс.
Рефлексия:
• Об этом методе я узнала….
• Было интересно …
• Было трудно….
• Теперь я могу….
• Я почувствовала….
• Я научилась……
• Меня удивило….
• Мне захотелось…
Подведение итогов: Проводим выставку всех работ, выставляем оценки,д/з.
Технологическая карта: Выполнение эскиза казахского орнамента.
Последовательность изготовления работы:
1.Выполнить разметку орнамента для центральной части ковра и для его края.
2. Нарисовать орнамент простым карандашом, используя элементы казахского орнамента и правила построения орнамента в полосе и разметке.
2.Раскрасить узоры цветными карандашами.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.