Уроки 28–29 ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ «ЗАКАТ СОЛНЦА»
Вид деятельности: тематическое рисование.
Цели: учить выделять главное в пейзаже, определять
изменение цвета и различать цветовой тон; продолжить ознакомление с
произведениями изобразительного искусства; изучить основы воздушной
перспективы; развивать умение эмоционально воспринимать образ природы,
воспитывать наблюдательность и бережное отношение к природе; совершенствовать
навыки рисования в цвете.
Оборудование: для учителя – белый лист бумаги, краски, кисти; для учащихся – художественные
принадлежности для рисования красками.
Зрительный ряд: репродукции
картин А. Саврасова «Радуга»;
И. Левитана «Вечерний звон», «Летний вечер. Околица»; И. Айвазовского
«Девятый вал»; И. Шишкина
«Дубовая роща», «Сосны,
освещенные солнцем».
Ход уроков
I. Организация класса.
II. Беседа о пейзажной живописи.
В русской пейзажной живописи есть произведения,
значение которых в истории нашей культуры необычайно велико. Среди художников
разных эпох были певцы родной природы.
Певцами природы были И. Шишкин, И. Левитан, И. Айвазовский. Обратите
внимание на репродукции их картин.
С какой удивительной точностью художники передают красоту природы. Тонкое
сочетание цвета, света
и тени. Природа
на этих полотнах живая.
– Какое настроение вам навевают эти картины?
Если внимательно вглядеться в эти пейзажи, можно
услышать шум сосен, вечернее дуновение ветра и шум волн утихающей стихии на
море.
– Как, по вашему, что хотели донести художники до
зрителя?
Природа всегда радовала глаз человека, и только
бережное отношение к ней сохранит эту красоту.
Живая природа никогда прежде так не нуждалась в защите человека, как
сегодня. Особая роль в этом всенародном деле принадлежит искусству.
Общеизвестна огромная сила его эмоционального воздействия на сердца людей.
Образ природы нужно уметь эмоционально воспринимать, выделять главное в
пейзаже, определять изменение цвета в зависимости от расстояния изображаемых
объектов, различать цветовой тон зелени деревьев и заходящего солнца. Если внимательно
вглядеться, как окрашивается небо при лучах заходящего солнца, то можно четко
увидеть переход цвета от темно-голубого к багровому диску солнца. Этот переход
от одного цвета к другому мы и будем учиться выполнять.
Очень важно найти верные пропорции кустарников и деревьев.
На пейзажных рисунках глубина пространства создается не только линейной
перспективой, но и воздушной.
III. Самостоятельная работа.
На отдельном листе выполняются упражнения вливания
одного цвета в другой и перехода от одного цвета к другому. Такие упражнения
дадут возможность более точно передать цвета заходящего солнца.
Сначала выполняется линейный рисунок, намечается
перспективное расположение объектов.
Пейзаж с большим простором лучше начинать рисовать
с нанесения крупного объекта переднего плана, высоту которого можно выбрать
произвольно. Этот предмет будет исходным для сравнения с ним остальных. По нему
определяется расположение дальних планов. После линейного построения пейзажа
рисунок анализируется, исправляются допущенные ошибки в построении
пространственной композиции.
IV. Завершение работы.
Основная задача при выполнении рисунка – передача изменения
цветовой гаммы заходящего солнца.
Учащиеся делятся своими впечатлениями,
приобретенными во время наблюдений, после этого приступают к оформлению рисунка
в цвете, выполняя упражнение перехода от одного цвета к другому.
V. Итог уроков.
Выставка рисунков, их анализ
и оценка.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.