Урок 7 ИЗУЧАЕМ АЗБУКУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ КОРОБКИ
Вид деятельности: рисование с натуры.
Цели: помочь
освоить приемы изображения объемных предметов простейших геометрических тел;
изучить конструктивные особенности строения формы призмы; дать представление о
простейших изображениях линейной перспективы: линия и уровень горизонта, точка
зрения, точка схода; развивать умение анализировать и сравнивать формы
предметов окружающей действительности.
Оборудование: для учителя – натуральная постановка, методическая таблица
(последовательность выполнения призмы); для
учащихся – художественные принадлежности для работы простым карандашом.
Зрительный ряд: репродукции картин Ф. Васильева «Деревенская
улица»; И. Левитана «Осенний день. Сокольники»; Ю. Подлянского «Разбуженная
тайга»; П. Федотова «Сватовство майора»; Б. Кустодиева «Морозный день».
Ход урока
I. Организация класса.
II. Работа по теме урока.
1. Беседа по репродукциям картин.
– Почему деревенская улица на картинах Ф.
Васильева, Б. Кустодиева изображена с уменьшением домов: чем дальше
расположение дома от зрителя, тем он меньше?
– Почему уходящая тропинка на картине И. Левитана «Осенний день.
Сокольники» и железная дорога на картине Ю. Подлянского «Разбуженная тайга»
становятся уже?
– Почему Подлянский изобразил тепловоз меньше, чем последний вагон состава?
2. Понятие
о линейной перспективе.
Обобщая ответы учащихся, формулируется
закономерность линейной перспективы.
Перспектива (французское слово – ясно вижу) – изображение предметов
на плоскости в
соответствии со зрительным
восприятием их человеком, то есть изображение предмета таким, как
воспринимает его глаз человека.
Перспектива бывает линейная и воздушная.
Линейная перспектива:
1. Фронтальная – расположение предмета
одной видимой стороной по отношению к зрителю.
2. Угловая – расположение предмета под
углом к зрителю, то есть зритель видит две или три грани предмета.
Воздушная перспектива – ослабление резкости и четкости очертаний и
цвета предметов по мере их удаления: чем ближе предмет, тем он изображен четче
и ярче.
Предметы, равные по величине, по мере их удаления кажутся меньше. Это мы
видим на картинах, а железная дорога вообще превратилась в одну линию, хотя вы
все знаете, что она имеет два рельса, по которым и бегут поезда.
При построении перспективы используются линия горизонта, точка зрения и
точки схода.
Линия горизонта – линия, находящаяся на уровне глаз рисующего.
Точка зрения – точка, с которой рисующий смотрит на предмет, она может быть
низкой, высокой или на уровне линии горизонта.
Точки схода – все наклонные линии, обозначающие границы сторон предмета,
должны при продолжении пересекаться в одной точке, которая находится на линии
горизонта.
При построении боковой перспективы точек схода две.
При выполнении перспективы выполняются три
основных правила:
– для изображения глубины дальний предмет следует частично закрывать
ближним;
– ближний предмет следует изображать крупнее удаленного;
– основание ближнего предмета следует изображать ниже основания удаленного.
Эти правила построения перспективы четко
просматриваются на репродукциях картин Ф. Васильева «Деревенская улица» и Б.
Кустодиева «Морозный день».
III. Самостоятельная работа.
Обратите внимание на картонную коробку.
– Что она вам напоминает? Что мы видим в действительности
похожим на коробку? (Форма здания похожа на коробку.)
Анализ формы коробки:
длина, ширина и
высота, их соотношения.
– Поставим коробку в угловое положение, чтобы
можно было увидеть три грани – верхнюю, левую и правую.
Начиная изображение коробки, отметим основную
пропорцию, то есть отношение параметров коробки. Определим, на сколько одна
грань меньше другой и отметим штрихами. Определим направление нижних
горизонтальных ребер, уходящих в глубину. Нарисуем верхние горизонтальные
ребра, наметим их наклон, который меньше наклона нижних ребер. На последнем
этапе изображаем верхнее основание коробки. После построения общих очертаний
коробки, приступаем к штриховке.
Осветим натуру верхним левым светом. Наиболее освещена грань верхней
поверхности, менее освещена левая грань и самая темная – правая грань.
Определяем самое темное пятно и начинаем штриховку с самой темной грани. От
самого темного пятна постепенно переходим к светлому. Штриховка может
выполняться как вертикальная и горизонтальная так и по диагоналям.
После построения коробки сравниваем изображение с натурой. Проверим
отношение светлых граней, фона и предметной плоскости. (См. Приложение.)
IV. Итог урока.
Демонстрация и анализ лучших
рисунков, сравнение их с натурой.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.