Урок 20 ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ «ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (карандаш, гуашь)
Цели: ознакомить с произведениями
декоративно-прикладного искусства; развивать творческое воображение детей;
систематизировать знания учащихся о некоторых художественных традициях
народного творчества в области художественной резьбы и росписи по дереву;
воспитывать бережное отношение к народным традициям на примере творчества
мастеров богородской игрушки.
Оборудование:
Изобразительный ряд: образцы (фотографии) богородской деревянной
резной игрушки; образец педагогического рисунка «Веселые игрушки» (карандаш,
гуашь).
Литературный ряд: стихотворение А. Блока «Как прозрачен…».
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие
учащихся.
2. Проверка
готовности к уроку.
3. Подготовка
красок к работе.
II. Постановка темы урока.
Учитель. Сегодня мы составим эскиз подарочного изделия,
которое можно будет потом выполнить на уроках технологии или в группе
продленного дня. Тема сегодняшнего урока – «Веселые игрушки».
III. Актуализация знаний учащихся.
Через многие уроки изобразительного искусства и в
первом, и втором, и в третьем классах проходит тема народного искусства,
связанная с различными видами художественной обработки дерева. Сегодня мы будем
знакомиться с забавными игрушками с движением и звуком из села Богородское
Московской области.
IV. Вводная беседа.
Слово учителя. Сюжеты сказок и герои из сказок волновали людей всегда. Мастера резьбы и
росписи по дереву использовали темы сказок для создания своих изделий, например
игрушек. Послушайте замечательное стихотворение русского поэта:
Как прозрачен, белоснежен
Блеск узорных окон!
Как пушист и мягко нежен
Золотой твой локон!
Как тонка ты в красной шубке,
С бантиком в косице!
Засмеешься – вздрогнут губки,
Задрожат ресницы.
Веселишь ты всех прохожих –
Молодых и старых,
Некрасивых и пригожих,
Толстых и поджарых.
Подивятся, улыбнутся,
Поплетутся далее,
Будто вовсе, как смеются
Дети, не видали.
И пойдешь ты дальше с мамой
Покупать игрушки
И рассматривать за рамой
Звезды и хлопушки.
Ты сама нарядишь елку
В звезды золотые
И привяжешь к ветке колкой
Яблоки большие,
Чтоб оттягивать большими
Яблоками ветки
И привязывать под ними
Для орехов сетки.
Ты на елку бусы кинешь,
Золотые нити,
Ветки крепкие раздвинешь,
Крикнешь – посмотрите!
Крикнешь ты, подымешь ветку
Тонкими руками…
А уж там смеется дедка
С белыми усами.
А.
Блок
Кто из вас знает что-нибудь о создателях
деревянной игрушки в селе Богородском (Московская область)?
Народные мастера из села Богородское создают
деревянную резную игрушку, в которой отражены ценные традиции искусства резьбы,
заключена богатая пластика.
Посмотрите, как остроумно действуют эти игрушки.
Вы поняли, что главные персонажи богородской игрушки – зайцы, медведи,
лисицы – трудятся у станка, ездят на лыжах, летают в космос, фотографируют
Луну. Современные темы решаются по-игрушечному весело, с выдумкой. Особенно близки
мастерам басня, сказка.
Дополнительный материал
Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел
резьбы по дереву находится в селе Богородском. Близость к Троице-Сергиевой
лавре (нынешний город Загорск) обеспечивала хороший сбыт продукции мастеров. По
примеру других промыслов в Богородском на рубеже XVI–XVII вв. стали вырезать из
дерева игрушку. В XVIII веке она приобрела достаточно самобытный характер по
тематике и в манере исполнения. XIX в. дал новые стимулы развитию творчества
богородских мастеров. Не без влияния статуэток из фарфора, изображающих
горожан, крестьян, игрушка становилась скульптурой, сюжеты и мотивы которой шли
от лубка, но трактовались по-своему, с учетом особенностей дерева. На этом
этапе развития в богородской игрушке и скульптуре появились многофигурные
композиции, а сами изображения фигур стали более динамичными, раскованными в
движении. С этим связано и введение в богородскую скульптуру окраски. Правда,
раскраску некоторой части изделий выполняли уже ремесленники Сергиева Посада,
куда поступала продукция богородских резчиков.
Для изготовления игрушки и скульптуры издавна применяется древесина липы,
ольхи, осины. Она легко обрабатывается и позволяет в скульптурном изображении
воспроизводить любые мелкие детали. Однако богородские мастера умело используют
«разделку» поверхности. И в игрушке, и в скульптуре форма строится на
обобщении, передающем характерные особенности изображаемого человека или
животного. Необходимые детали или порезки орнаментального узора выгодно
контрастируют с чистыми поверхностями светлого дерева.
Инструмент богородского резчика несложен. Топор, набор полукруглых стамесок
и нож, остро отточенный и законченный треугольным срезом, позволяют выполнять
все приемы обработки древесины, начиная с заготовки болванки и кончая отделкой,
завершающей процесс создания скульптуры.
Для одинарной игрушки или скульптуры типична собранность формы,
продиктованная объемом заготовки, которая получается в результате раскалывания
полена на четыре части. Таковы фигуры гусаров, барынь и других типажей в
скульптуре конца XIX в.
Богородский промысел имеет активную тенденцию к развитию своего искусства.
Кадры мастеров готовятся в местной профтехшколе и в художественном училище,
расположенном в Загорском районе. Обучение проводится и непосредственно на
производстве путем передачи основ ремесла опытными мастерами молодому
поколению.
Профессиональная подготовка кадров резчиков позволяет находить новые
оригинальные решения игрушек и все чаще создавать работы, представляющие
оригинальную декоративную скульптуру из дерева.
V. Анализ произведений
изобразительного искусства.
Учитель. Перед вами настоящие богородские игрушки (показывает
фотографии). Рассмотрим остроумные эти игрушки.
В отличие от игрушек Севера и Поволжья, в Богородском и Сергиевом Посаде
делают фигурки реалистические. Их сначала обрубают топором, а затем детально
отделывают ножом и стамесками. Тщательно прорабатывают шерсть животного или
оперение птицы, но выполняются они орнаментально и декоративно. Рельефные,
плоские и заглубленные порезки создают удивительно живописную игру поверхности
и выявляют красоту неокрашенного дерева. Все это помогает сохранить
определенную меру условности и подчеркнуть выразительность формы.
Знаменитые «Кузнецы» стали символом русской народной деревянной игрушки. По
сторонам наковальни укреплены на планочках резные фигурки кузнеца и медведя.
Привлекают не только занимательный сюжет, теплый юмор, типичность персонажей,
но и движение игрушки – весело стучат молоточки по наковальне, когда двигаешь
планочки.
В облике богородского коня привлекают гордо поднятая голова, крутой выгиб
шеи, динамичная линия силуэта – так создается прекрасный и могучий образ.
Медведь в богородской игрушке – большой и добродушный зверь. Вместе с
тем мастер подчеркивает
в его характере
черты, присущие человеку.
Интересно отметить, что игрушечный медведь может выполнять не только
традиционную крестьянскую работу: пилить дрова, косить траву, ловить рыбу,
подметать, носить воду, пахать, – но и играть в хоккей, мыться под душем и даже
работать на компьютере.
Игрушка получается запоминающейся и веселой. Так в народной игрушке нашли
отражение старые и современные сюжеты.
Самое притягательное в народной деревянной игрушке – яркая образность,
сочетающая реальность с поэтическим преувеличением и сказочным вымыслом.
Изображение любимых игрушек поможет вам в оформлении подарочных изделий,
которые можно сконструировать из коробков, коробочек, катушек на уроках труда.
Это могут быть звери, машины, мебель, куклы.
VI. Работа над новым материалом.
Что вы знаете о художественных
традициях народного творчества в области художественной резьбы и росписи по
дереву?
Что вы знаете об украшениях крестьянских
деревянных изб?
Почему эти дома напоминают сказочные?
Какие мастера делают кухонную утварь, украшенную
травкой, купавами и розанами?
Какие деревянные игрушки народных мастеров вы уже
знаете?
Какие образцы народной деревянной игрушки
встречаются в глиняной игрушке?
Каковы излюбленные изображения в народной
росписи, вышивке и игрушке?
VII. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения
рисунка и показывает на образцах.
– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок
богородской игрушки (см. Приложение).
1. Определяю положение листа в зависимости от
композиции. У меня будет игрушка, состоящая из двух героев, поэтому лучше лист
расположить по горизонтали. Намечаю размеры каждого из героев – медведя и
мужичка.
2. Намечаю движение каждого из героев. Мужик сидит
прямо, а медведь наклонился вперед, чтобы бить по наковальне. У каждого из них
– молоток. А сидят они на двух бревнах. Эти «бревна» движутся и приводят в
действие игрушку – каждый из героев попеременно бъет молотком по наковальне.
3. Точно прорисую движение каждого из героев.
Изображаю одежду мужика – длинную рубаху, широкие штаны и лапти, на голове –
высокая шапка. Уточняю фигуру медведя и прорисовываю его морду.
4. Выполняю цветом охры заливку всей игрушки. Для
проработки объема выполняю коричневым цветом складки одежды, отдельные части
тела у медведя. Тонкой кистью темно-коричневым цветом прорисовываю мелкие
детали. Рисунок закончен.
VIII. Самостоятельная работа
учащихся.
Задание. Выполните самостоятельно рисунок богородской
игрушки карандашом и гуашевыми красками.
IX. Итог урока.
1. Выставка
работ учащихся.
Учитель. А сейчас перед вами ребята продемонстрируют
самые оригинальные работы. Посмотрите, как творчески … (фамилии, имена
учеников) подошли к выполнению этого трудного задания.
2. Обобщение
изученного материала.
Вы поняли, что народная игрушка позволяет нам
лучше узнать историю народа, учит ценить и понимать традиции и народную
мудрость.
Какие деревянные игрушки
народных мастеров вы уже знаете?
Что является изюминкой народной деревянной
игрушки?
Самое притягательное в народной деревянной игрушке
– яркая образность, сочетающая реальность с поэтическим преувеличением и
сказочным вымыслом.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.