С. А. ЕСЕНИН. «ПОРОША» (акцентное вычитывание лирического стихотворения)
Цели:
учить, вслушиваясь в стихотворение, определять настроение автора и
характеризовать его; обратить внимание на лексику стихотворения;
совершенствование словарного запаса: толкование слова «пороша».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
–
Ребята, мы знаем, что прочитать художественное произведение выразительно очень
трудно. Для этого мало выучить его наизусть. А что еще нужно? (Нужно понять,
о чем пишет автор, какие картины он рисует.)
– А что еще надо понять? (Стихотворный ритм,
чтобы при чтении его передать голосом.)
– И многое другое. Попробуем облегчить себе задачу
по выразительному чтению предварительной работой – попытаться понять картину
жизни, выявить рассказчика, его настроение.
II. Работа со
стихотворением.
Строфа 1.
Герой (прямо говорит о себе: «еду») едет на коне («под копытом») и
смотрит вокруг. Все,
что он видит,
вызывает у него «тихое» («тихо») и «звонкое» настроение
(«слышны звоны под копытом на снегу»). И этому настроению мешают «только серые
вороны» своим шумом («расшумелись на лугу»).
Строфа 2. Настроение героя меняется,
становится сказочным. Лес – не простой, а «заколдован невидимкой», он «дремлет»
«под сказку сна». И сосна будто живая: «словно белою косынкой подвязалася
сосна». Герой любуется сказочной картиной.
Строфа 3. Герой продолжает рассматривать
сосну. Снова сравнивает ее с человеком («понагнулась, как старушка»). Ему
нравится эта сосна-старушка (а не «старуха»), и слово-то какое он выбирает –
«понагнулась», ласковое, теплое.
Строфа 4. Герой доволен тем, что «скачет
конь», что «вокруг простору много», что «валит снег», а не просто идет сильный
снег, а зима как бы «стелет шаль», покрывая землю. Любуется он и бесконечной
дорогой, которая «убегает лентой вдаль». И не просто «убегает», но убегает
«лентой». Красота природы вызывает у рассказчика чувство любования, но ему и
немного грустно от этого простора, бесконечной дороги.
III. Выявление
стихотворного ритма и рифмы.
– Вот какие картины видит рассказчик, вот как они
меняются, вот как меняется и настроение самого рассказчика. Второе, что нам
надо выяснить и что поможет нам выразительно читать стихотворение – это
выявление стихотворного ритма и рифмы. Закон конца строки поможет нам делать
паузы в конце стихотворных строк, а рифма, подчеркивая этот закон, требует еще
и дополнительного внимания к себе, рифмующиеся слова необходимо немного
выделять голосом. И наконец, сам закономерный повтор ритмического рисунка в
строках поможет нам передать, выразить музыку стиха.
Учитель
заполняет на доске схемы под хлопки. Дети отмечают конец строки чертой.
Строфа
1.
/ / / / –– –– –– –– –– –– –– –– |
/ О НЫ |
а |
/ / __ __ __ __ __ __ __ |
/ ГУ |
б |
/ / / –– –– –– –– –– –– –– –– |
/ О НЫ |
а |
/ / __ __ __ __ __ __ __ |
/ ГУ |
б |
Строфа
2.
/ / / __ __ __ __ __ __ __ __ |
/ И МКАЙ |
в |
/ / / __ __ __ __ __ __ __ |
/ СНА |
г |
/ / / __ __ __ __ __ __ __ __ |
/ Ы НКАЙ |
в |
/ / __ __ __ __ __ __ __ |
/ СНА |
г |
Строфа
3.
/ / / __ __ __ __ __ __ __ __ |
/ УШ КА |
д |
/ / __ __ __ __ __ __ __ |
/ КУ |
е |
/ / / __ __ __ __ __ __ __ __ |
/ УШ КАЙ |
д |
/ / / __ __ __ __ __ __ __ |
/ КУ |
е |
Строфа
4.
/ / / / __ __ __ __ __ __ __ __ |
/ О ГА |
ж |
/ / / / __ __ __ __ __ __ __ |
/ АЛ’ |
з |
/ / __ __ __ __ __ __ __ __ |
/ О ГА |
ж |
/ / / __ __ __ __ __ __ __ |
/ АЛ’ |
з |
IV. Вывод.
– Ритмический рисунок очень четкий и красивый.
Повторяется даже количество слогов в рифмующихся строках. Первая строка
«задает» повтор группы слогов вокруг ударного:
__ __ .
Но затем этот повтор четко не повторяется: то два,
то три, то опять четыре ударных слога в строке. Можно, конечно, добавить
ударений, но красиво ли это будет звучать при чтении?
Дети
и учитель скандируют с добавочными ударениями, чтобы получился четкий повтор
группы слогов «ударный + безударный». Выясняют, что это звучит нарочито, не
помогает передать настроение рассказчика, а, наоборот, мешает.
–
Другой вариант – снять лишние ударения, чтобы выявить одинаковый ритмический
рисунок во всех строках. Лучше всего – по два ударных в строке. Но и этот
рисунок нельзя выполнять жестко. Например, первая строка начинается двумя
маленькими односложными предложениями – после каждого точка, то есть автор
рассчитывает на паузы. Надо ли с этих слов снимать ударение, или это нарушит
настроение героя?
– Теперь, думаю, вы готовы читать эти стихи
выразительно. А мы все будем критиками. Оценим выразительность вашего чтения.
Тех, кто
не успеет прочитать
в классе, выслушать
во внеурочное время.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.