Урок 133 «ПУСТЬ НА СЦЕНЕ ВСЕ БУДЕТ... КАК В ЖИЗНИ» (А. П. ЧЕХОВ) (ЧЕХОВ – ДРАМАТУРГ)
Урок 133
«ПУСТЬ НА СЦЕНЕ ВСЕ БУДЕТ... КАК В ЖИЗНИ»
(А. П. ЧЕХОВ) (ЧЕХОВ – ДРАМАТУРГ)
Цели: рассказать о Чехове-драматурге, дать представление о
некоторых особенностях чеховской драматургии; выявить первоначальное
впечатление о пьесе «Вишневый сад».
Ход урока
I. Вступительное слово
учителя.
Рассказ –
основной литературный жанр Чехова. В многочисленных рассказах писателю удалось
отразить сложность жизни «эпохи безвременья», с ее гнетом пошлости и
обывательщины, и типичные настроения представителей интеллигенции.
Параллельно с рассказами и
повестями Чехов работал над драмами. Драматическая форма позволяла в течение
нескольких актов рассказать о судьбе нескольких персонажей, показать
многоплановую картину жизни. Главный тезис Чехова: «Пусть на сцене все будет
так же сложно и вместе с тем так же просто, как в жизни. Люди обедают, а в это
время слагается их счастье и разбиваются жизни».
Пьеса «Иванов» (1887),
комедия «Леший» (1889) при первом появлении в театре вызвали споры. На сцене
просто люди надорвавшиеся, разочарованные в жизни. «...Утомился, не верю, в
безделье провожу дни и ночи. Не слушаются ни мозг, ни руки, ни ноги», «Откуда
во мне эта слабость, что стало с моими нервами?» – вот что говорит о себе
Иванов.
Лучшими драмами Чехова
критика считает следующие: «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры»
(1901), «Вишневый сад» (1903). Основная тема – изображение судьбы
провинциальной интеллигенции, лишенной каких-либо интересных жизненных
перспектив.
II. Выступления учащихся о прочитанных самостоятельно пьесах «Чайка»,
«Дядя Ваня».
III. Объяснение нового материала.
Основные черты новаторства чеховской
драматургии
Отсутствует деление на
главных и второстепенных действующих лиц; нет деления акта на явления;
«подводное течение», то есть наличие текста и подтекста как двух уровней
реальности: бытового, конкретного, ясного и духовного, глубинного, скрытого.
Взаимодействие текста и подтекста создает ощущение подводного течения, ощущение
двойственности человеческого существования. На этом строится приглушенный
конфликт. С этим связаны диалоги и монологи. Герои зачастую «не слышат друг
друга». Иносказания и недомолвки «присутствуют» в разговорах героев.
IV. Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).
Поставлена на
сцене Московского Художественного театра
в том же году.
Выяснение первоначального
впечатления о пьесе, героях.
V. Чтение по ролям I акта.
Домашнее задание.
Подготовить сообщения или доклады (по группам).
Примерные темы:
1) «Вишневый сад» –
драма или комедия?
2) Прошлое, настоящее
и будущее Раневской и Гаева.
3) Лопахин. Можно ли
его считать человеком будущего?
4) Как вы
понимаете символический смысл
названия пьесы «Вишневый сад»?
5) Какую роль в жизни
Ани играет Петя Трофимов?
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.