Урок 125 «НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ) (ОБРАЗЫ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА)
Урок 125
«НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ,
ДОБРА И ПРАВДЫ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ)
(ОБРАЗЫ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА)
Цели: расширить представление учащихся о Кутузове и
Наполеоне как носителях противоположных начал; раскрыть толстовский идеал
«простоты, добра и правды», воплощенный в образе Кутузова.
Ход урока
I. Опрос по домашнему
заданию.
Вопросы (или письменные ответы):
1. Как вы
понимаете смысл названия «Война и мир»?
2. Раскройте взгляды
Толстого на народ и на роль личности в истории.
3. Как Толстой объясняет
происхождение, сущность и смену исторических событий? В чем причины начала войн?
4. Расскажите об
отношениях писателя к войне. Как Толстой объясняет разницу между войной
справедливой и несправедливой? (Война может быть захватнической
(несправедливой), может быть освободительной, героической, то есть
справедливой. Писатель ненавидит и осуждает тех, кто ведет захватнические
войны.)
II. Слово учителя.
Л. Толстой
отрицает роль личности в историческом процессе. Призвание исторической личности
он видит лишь в умении «прислушаться к воле большинства, направлять эту волю».
По Толстому, именно
русский народ является носителем высоких нравственных качеств. Писатель
восхищается и поэтизирует народ «как целостное духовное единство людей,
основанное на прочных, вековых культурных традициях, и беспощадно обличает толпу,
единство которой держится на агрессивных, индивидуалистических инстинктах» (Ю.
В. Лебедев) [13]. Лучшие черты русского народа воплощены в образе
полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Наполеон в изображении писателя –
это прежде всего захватчик, агрессор, претендующий на мировое господство.
III. Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.
Беседа по вопросам:
1. Каково
традиционное представление о внешнем облике Кутузова и Наполеона?
2. Зачитайте
«портреты» толстовских героев. На какие выразительные особенности «портретов»
обращает внимание читателей Толстой?
(Рисуя французского
императора, Толстой подчеркивает его телесность. Наполеон – «маленький»,
«малый ростом», с «жирными ляжками коротких ног», «круглым животом». «Он,
пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстою спиною, то обросшей жирной
грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело», выхоленное тело
императора Франции. И этот маленький человек думает уничтожить Россию! Наполеон
изображен остро сатирически.
Кутузов
«в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник
его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые
старческие руки на подлокотники, и почти спал. ...с усилием открыл единственный
глаз». У него «огромное толщиной тело», «вытекший белый глаз на оплывшем лице»,
«сутуловатая спина». Но Кутузов обнял Болконского, «прижал его к своей жирной
груди и долго не отпускал от себя». Обаятельность полководца Кутузова нисколько
не страдает от того, что у него «жирная грудь» или «жирная шея». Кутузов связан
с народом и прост как человек.)
3.
Охарактеризуйте поведение Кутузова и Наполеона в Аустерлицком, Шенграбенском и
Бородинском сражениях.
(Наполеон в
романе несет с собой кровь, смерть, страдания и слезы. С удовольствием он
оглядывает пленных русских, любуется полем сражения. Увидав Болконского, он
говорит: «Вот прекрасная смерть». Наполеон любит вести возвышенные разговоры,
разыгрывать благородство.
Кутузов в
сражениях 1805–1807 гг. не мог сосредоточить в своих руках всю полноту
командования. Его действия «связывали» два императора и генералитет. Но он
сделал все, чтобы уберечь русскую армию от разгрома. Кутузов, в
изображении Толстого, чутко и умело ориентируясь в живом бою, не верит в
возможность заранее бой распланировать, так же как не верит в это
писатель, и презирает диспозиции так же, как презирает их Толстой.
В 1812 г. Кутузов
избран главнокомандующим. «Пока Россия была здорова, ей
мог служить чужой,
и был прекрасный
министр, но как только она в опасности, нужен свой родной
человек», – говорит Болконский Пьеру.
Давая решающее
сражение, Кутузов у Толстого повиновался воле народа, «объединялся с народом и
вместе с ним чувствовал, что именно сейчас настал момент решительного отпора
врагу... Бородино – это момент наивысшего напряжения всех его сил, наибольшей
его активности, последовательно направленной на усиление и укрепление
нравственной силы армии» (Н. Н. Наумова) [14].)
4. Выделите
основные черты Кутузова и Наполеона. Кто из них претендует на роль героя в
истории? Каково отношение Кутузова и Наполеона к солдатам?
5. Отношение
Толстого к Кутузову и Наполеону. (Ослепленный славой, самонадеянный и
властолюбивый император Франции превыше всего ставит свою личность, считает
себя сверхчеловеком. Автор отмечает актерство Наполеона, его эгоизм и
индивидуализм. Толстой отказывает ему в величии, так как считает, что «нет
величия там, где нет простоты, добра и правды».
Кутузов в романе
изображается как подлинный полководец
народной войны, думающий прежде всего о славе и свободе Отечества. Слитность с
народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом
исторического деятеля и идеалом человека.
«Сила Толстого в
изображении Кутузова заключается в том, что он показал его истинно народным
полководцем, патриотом, исполненным народного духа; слабость – в том, что он
отрицал в действиях полководца руководящую роль разума, принижал значение
Кутузова как стратега и организатора» (Н. Н. Наумова) [14].)
Домашнее задание.
1. Сочинение
на одну из тем (4–5 человек).
Примерные темы:
1) Портрет князя
Андрея.
2) Встреча князя
Андрея в Отрадном с Наташей Ростовой.
3) Лучшие минуты в
жизни Андрея Болконского.
4) Пьер на
Бородинском поле.
5) Встреча Пьера с
Платоном Каратаевым в плену.
2. Дочитать
роман до конца. Рассказать о жизни героев в эпилоге.
3. Сообщение по вариантам:
Вариант I.
Путь исканий князя Андрея.
Вариант II.
Путь исканий Пьера
Безухова.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.