Уроки 113–114 «ТОЛСТОЙ – ЭТО ЦЕЛЫЙ МИР» (М. ГОРЬКИЙ) (ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО)
Уроки
113–114
«Толстой – это целый мир» (М. Горький)
(Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого)
Цели: вызвать интерес к жизни и личности великого Толстого,
его общественной и педагогической деятельности; помочь учащимся понять
художественное мировоззрение писателя, сложное и противоречивое, менявшееся на
протяжении его долгой жизни; дать краткую характеристику творчества (с
обобщением изученного).
Наглядные пособия: портрет Л. Н. Толстого
работы художника И. Е. Репина (1887) и другие портреты писателя; выставка книг
Толстого; иллюстрации художников к произведениям «После бала», «Люцерн», «Война
и мир» и др.
Ход уроков
Эпиграфы к урокам:
Граф
Лев Толстой – гениальный художник… Это самый удивительный человек, коего я имел
наслаждение видеть. Я много слушал его, и вот теперь, когда пишу это, он стоит
передо мной чудесный, вне сравнений.
М. Горький
Какое
чудо творчества, ума, души, страсти гения!!! Что за счастье, что есть такие
люди на свете и что мне привелось быть его (Толстого) современником…
В. Стасов
I. Вступительное слово учителя.
жизнь и творчество Л. Н. Толстого (1828–1910)
Лев Николаевич Толстой
(1828–1910) – писатель огромного дарования и
трудолюбия, автор известных
всему миру гениальных
произведений.
Вот портрет писателя
(работы И. Е. Репина). Вы видите прежде всего глаза: небольшие, круглые – и в
этом их особенность, – совершенно плоские и одноцветные, но всегда сияющие;
точно на сильный источник света смотришь: видишь сплошное сияние и различить не
можешь, откуда и как оно происходит… Остальное – и широкий нос, и высокий
лоб, и брови густые, и даже все тело – кажется пристроенным к этим глазам.
Сначала – глаза, а затем уже прочее…
Те современники, которые
имели наслаждение видеть, общаться и слушать Толстого, считали себя счастливыми
людьми.
В служении людям видел
писатель смысл своей жизни. («Счастливые периоды моей жизни были только те,
когда я всю жизнь отдавал на служение людям» (Л. Толстой). А жизнь его
была наполнена писательским трудом. Каждый день, каждый час он трудился, не
зная лени; был беспощадно строг и требователен к себе как к художнику слова.
Литературное наследие
Толстого – это 90 томов Юбилейного издания сочинений! Литература была для него
делом, в которое он вкладывал всю свою душу. В книгах гениальный Толстой
выражал мысли и чувства русского народа, показывал всю силу и величие народного
духа, народного патриотизма и народной любви к родине.
Но писатель был и
обличителем зла, отказывался мириться с какими бы то ни было проявлениями
лицемерия, фальши. Он не любил людей самоуспокоенных и равнодушных. «Спокойствие –
душевная подлость», – считал он. По мнению Толстого, человек должен постоянно
находиться в поиске, «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать,
и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».
Основной путь к преобразованию
мира, путь к счастью Лев Николаевич Толстой видел в нравственном
самоусовершенствовании, в непротивлении злу насилием и в опрощении. Это
учение получило название – «толстовство».
Величайшее открытие
писателя – метод «диалектики души». В чем смысл этого? Толстой изображает
внутренний мир своего героя в постоянном развитии. «Диалектика души» –
изображение процесса душевных движений через борьбу противоположностей в
характере человека» (Н. Н. Наумова) [14].
Обратимся к драгоценным
событиям биографии великого художника слова Льва Николаевича Толстого.
II. Рассказы учащихся о
жизни Л. Н. Толстого, богатой
событиями.
1. Детство, отрочество и юность писателя
Родился 28 августа 1828
года в дворянской усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии и был четвертым сыном
графов Толстых. Происхождение как бы предопределило жизненный путь будущего
писателя: типичное для богатых дворян воспитание и образование, учеба в
Казанском университете, разочарование в университетских занятиях («Эта жизнь,
которую я веду здесь, не по мне»), увлечение светской жизнью.
1847 г. Толстой, не
закончив учебу, уезжает в Ясную Поляну, чтобы посвятить себя хозяйственной
деятельности, а также улучшить быт своих крестьян.
Автобиографическая
трилогия – повести «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852–1856). Главный
герой – Николенька Иртеньев. Автор «прослеживает» историю трех периодов в
жизни человека. Методом «диалектики души» показывает развитие характера героя.
Анализ
некоторых сцен, выразительное чтение диалогов и монологов героя – по выбору
учащихся.
2. Л. Н. Толстой на Кавказе.
Начало литературной деятельности
В 1851 г. вместе с братом
Николаем Л. Н. Толстой отправляется на Кавказ. Эпизоды Кавказской войны он
описал в произведениях «Набег»,
«Разжалованный», «Казаки». С января 1854 г. Толстой служит сначала в Дунайской
армии, затем в Севастополе. За редкое бесстрашие его награждают орденом Анны с
надписью «За храбрость» и медалями. Служа на страшном четвертом бастионе, он не
прекращает литературной работы, черпая в «живой обстановке войны» богатый
материал для «Севастопольских рассказов».
«Военная карьера – не
моя…» – записывает Толстой в дневнике (1855) и отправляется в путешествие за
границу.
3. Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого
1859 г. Для крестьянских
детей Толстой открывает в Ясной Поляне школу, а затем еще 20 в окрестных
деревнях. В журнале «Ясная Поляна» он описывает опыт своей работы с учениками.
В центре педагогического процесса – личность
ученика, обучение ведется
методом свободной беседы.
«Школьная деятельность Толстого
носила разнообразный характер, но
более других заметно
было в ней
все-таки литературное направление» (Е. Маймин).
4. Литературная деятельность Л. Н. Толстого
до и после идейного перелома.
Религиозно-этические взгляды писателя
1862 г. Толстой женился на
дочери московского врача – Софье Андреевне Берс.
И. А.
Гончаров: «Он, то есть граф (Толстой), сделался настоящим львом
литературы», работал быстро, страстно, с увлечением.
Лучшие произведения Л. Н. Толстого:
џ «Война и мир»
(1864–1869).
џ «Анна Каренина»
(1870–1877).
џ «Власть тьмы»
(1866).
џ «Крейцерова
соната» (1887–1889).
џ «Воскресение»
(1889–1899).
џ «Хаджи-Мурат»
(1896–1905).
џ Комедия «Плоды
просвещения» (1900).
џ Публицистические статьи
«Не могу молчать»,
«Не убий» и др.
(1908).
џ «После бала» (1903).
Религиозно-этические
взгляды Л. Н. Толстого опираются, как объясняет Ю. В. Лебедев[13], на учение
об истинной жизни. В чем ее смысл? В духовной любви к миру и к ближнему,
как к самому себе. Пути человека к истинной жизни конкретизируются в учении о
нравственном самосовершенствовании человека, которое включает в себя пять заповедей Христа:
1) Заповедь
о непротивлении злу насилием. (Злом нельзя уничтожить зло, бороться с насилием
– значит, необходимо воздержаться от насилия, только добро способно в активном
духовном противостоянии злу победить его.)
2) Не прелюбодействуй,
соблюдай чистоту семейной жизни.
3) Не мсти никогда и
никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды.
4) Не клянись и не
присягай ни в чем, никому.
5) Помни, что все люди –
братья – и учись во врагах доброе видеть.
Л. Н. Толстой
развертывает критику современных ему общественных институтов: церкви,
государства, собственности и семьи. Следует сказать, что в основу воспитания
детей в семьях должен быть положен закон об истинной жизни, ведущей к духовному
братству и единению людей.
5. «Весь мир, вся земля смотрит на него…» (М.
Горький)
Л. Н. Толстой в конце
концов приходит к разрыву с дворянским классом, а затем и к отрицанию своей
предшествующей литературной деятельности. В последующих произведениях он «учит
народ нравственности».
1896 г. «И опять молюсь,
кричу от боли. Запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и свою жизнь» (Л.
Толстой).
7 ноября 1910 года
на маленькой станции Астапово умер Лев Николаевич Толстой.
Домашнее
задание.
Прочитать «Севастопольские
рассказы».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.