Уроки 97–98 «Я ПИСАТЕЛЬ, В ЭТОМ МОЕ ПРИЗВАНИЕ» (М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН) (ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА)
Уроки
97–98
«Я писатель, в этом мое призвание»
(М. Е. Салтыков-Щедрин) (Очерк жизни
и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина)
Цели: познакомить учащихся с личностью писателя-сатирика
Салтыкова-Щедрина, с важнейшими страницами его жизни, сложным, но интересным
литературным наследием; показать связь Салтыкова-Щедрина с
сатириками-предшественниками (Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем); вспомнить
ранее прочитанные произведения сатирика, определить, какие пороки обличает
автор в сказках «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил».
Наглядные пособия: портреты М. Е.
Салтыкова-Щедрина, выставка книг, иллюстрации к произведениям.
Ход уроков
Эпиграф к урокам:
Я люблю
Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.
М. Е. Салтыков-Щедрин
I. Вступительное слово учителя.
Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович
Салтыков-Щедрин (Николай Щедрин – псевдоним) (1826–1889) – публицист,
критик, писатель-сатирик, пришедший в русскую литературу, чтобы сказать свое
веское слово, отдать свои силы борьбе с крепостничеством и с самодержавным
строем, с миром диких помещиков и глупых генералов. Писатель много лет своей
жизни отдал государственной службе, он в меру сил защищал интересы русского
мужика, укрощал бесчинства помещиков, вызывая ненависть официальных кругов
России, которые называли его «вице-Робеспьером».
Салтыков-Щедрин – человек
необычайной работоспособности. Работа для него – непреодолимая потребность. «Он
не мог не писать: ни какие-нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни
знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого… Он
садился к письменному столу и писал своим сжатым почерком «страничку – другую,
сколько мог» (С. Н. Кривенко).
Обратимся к
портретам писателя (Один из самых известных создан И. Н.
Крамским в 1887 г.)
К. К.
Михайловский: «Внешность Салтыкова-Щедрина усиливала впечатление его
грубоватой манеры: резкая
перпендикулярная складка между
бровей на прекрасном открытом и высоком лбу, сильно выпуклые, как бы выпяченные
глаза, сурово и как-то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый
голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти
по-детски добродушной улыбкой, что даже люди, мало знавшие Щедрина, но
попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется
«под его угрюмой внешностью».
А. В.
Луначарский: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо… Какая суровость! Какие
глаза судьи! Какая за всем этим чувствуется особенная, подлинная доброта! Как
много страдания, вырезавшего морщины на этом лице, поистине лицо подвижника!»
М. Е. Салтыков-Щедрин –
гениальный писатель-сатирик. Все, что он делал и писал, это во имя любви к
своей родине, своему народу. Он бесконечно верил в силы и возможности человека,
в торжество добра и справедливости.
«Не давайте окаменеть…
сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально
в светящиеся точки,
которые мерцают в перспективах будущего», – говорил Щедрин, обращаясь с
горячим приветом к молодым читателям России.
II. Реализация домашнего задания (рассказы учащихся).
1. Детство и юность будущего писателя
Родился 15 января 1826 г.
в селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Властной и
расчетливой помещицей была мать – Ольга Михайловна, отец же Евграф Васильевич
Салтыков – слабохарактерный человек. В атмосфере вражды, лицемерия и жестокости
прошло детство будущего сатирика.
М. Е. Салтыков-Щедрин: «Я
видел глаза, которые ничего не могли выражать кроме испуга, я слышал вопли,
которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного
деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в свое
время не причинила бы мне боли».
1836–1844 г.
Салтыков-Щедрин учился в Московском дворянском институте, а затем в
Царскосельском лицее. «Для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных,
Кутейкиных… Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы
внушал, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний», –
вспоминал Салтыков об учебе в лицее.
Но тем не менее лицеисты
жили напряженной духовной жизнью: читали запрещенные книги, слушали пламенные
речи В. Г. Белинского («То было время поклонения Белинскому»),
спорили о будущем России. Знакомство Салтыкова с социалистом-утопистом М. В.
Петрашевским переросло в дружбу.
2. Начало литературной деятельности
Повести «Противоречия»
(1847) и «Запутанное дело» (1848). В них писатель затронул тему
социального неравенства и выступил с критикой существующего строя. Иван
Самойлович Мичулин («Запутанное дело») – «маленький» человек, доведенный нуждой
и голодом до отчаяния: «Россия – государство обширное, обильное и богатое, – да
человек-то иной глуп, мрет себе
с голоду в
обильном государстве!» – сказал
Иван Самойлович.
Повесть наполнена
негодованием против угнетения
человека человеком.
Прогрессивные идеи в
первых
повестях привели в гнев реакционные круги общества. А Николай I
усмотрел в произведениях Салтыкова «стремление
к распространению идей,
потрясших уже всю
Западную Европу».
Высказывание одного из
современников писателя: «Не могу надивиться глупости цензоров, пропускающих подобные сочинения. Тут ничего
больше не доказывается, как необходимость гильотины для всех богатых и
знатных».
Несмотря на то что
Салтыков служил чиновником в канцелярии военного министерства, по решению
Николая I был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции.
«Вятский плен» продолжался
около восьми лет. После смерти Николая I Салтыков возвратился в Петербург с
огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов: «Я
видел все безобразия провинциальной жизни, но не вдумывался в них, а как-то
машинально впитывал их телом, и только по выезде из Вятки и по возвращении в
Петербург, когда снова очутился в литературном кругу, я надумал изобразить
пережитое в «Губернских очерках» [10. С. 277].
3. «Губернские очерки» (1856–1857)
Вышли в
журнале «Русский вестник» под псевдонимом – Николай Щедрин. Это произведение –
разностороннее исследование провинциальной жизни.
В «записках»
Н. Щедрина, пейзажах, зарисовках,
сценах и лирических монологах перед читателем открылся
мир несправедливости и насилия, мир чиновников-хищников, купцов-стяжателей,
взяточников и казнокрадов.
Автор обличал не отдельные
лица и не «частные» злоупотребления властей, а самодержавно-крепостническую
систему в целом.
В «Губернских очерках»
наметились такие черты писательской индивидуальности Салтыкова-Щедрина, которым
еще предстояло развиться в последующих произведениях. Это «живое ощущение
времени, умение в большом и малом обнаружить и обобщить скрытую суть явления,
отсюда тяготение к сатирическим обобщениям, к иронии» [10. С. 281].
4. М. Е. Салтыков-Щедрин на государственной службе
В
Министерстве внутренних дел (вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель
казенной палаты – в Пензе, Туле, Рязани).
Справедливый и
принципиальный, Салтыков-Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало
нарушений, возбудить несколько дел о жестоком обращении помещиков с
крестьянами, отстранить от службы погрязших в должностных преступлениях местных
чиновников.
Современник писателя С.
Н. Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и
человечен... Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря
на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не тяготились,
потому что он всякого ценил по достоинству…»
Отношение
Салтыкова-Щедрина к крестьянской реформе 1861 г. сложное. Сознавая ее
половинчатый характер, писатель «предвидел и далеко идущие последствия
юридической ликвидации крепостного рабства» [20. С. 46].
5. Работа М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике»
и «Отечественных записках»
С 1862 года
Салтыков-Щедрин работает в «Современнике», а с 1868 года сначала вместе с
Некрасовым, а с 1878 года после смерти Некрасова возглавляет «Отечественные
записки». Журнальной деятельности писатель-сатирик отдает все свои силы и
знания.
Служба для писателя
закончилась. В чине действительного статского советника М. Е. Салтыков-Щедрин
ушел в отставку: «…о времени моей службы я стараюсь забыть… Я – писатель, в
этом мое призвание».
6. Создание произведений «История одного города» (1869–1870);
«Господа Головлевы» (1875–1880); «Пошехонская старина»
(1887–1889); «Сказки (для детей изрядного возраста)»
В условиях постоянных
цензурных гонений Салтыков-Щедрин умел говорить читателям правду.
В апреле 1884 г. «любимое
детище» Салтыкова-Щедрина – журнал «Отечественные записки» был закрыт навсегда.
«Теперь у меня все… отняли. Можно ли представить себе что-нибудь более
жестокое, унизительное, позорное», – писал он.
Последние пять лет жизни
писателя были особенно трудны. Он чувствовал себя одиноким. Единственным
спасением была работа.
«Он работал… до последнего
вздоха… продолжая выпускать произведение за произведением, умирал в полном
смысле этого слова воином на поле битвы», – рассказывал один из современников
писателя-сатирика.
«Пошехонская
старина» – итоговое произведение писателя, завещание людям. М. Е.
Салтыков-Щедрин незадолго до смерти написал «завет» своему семнадцатилетнему
сыну Косте: «Милый Костя, так как я каждый день могу умереть, то вот тебе мой
завет: люби мать и береги ее, внушай то же и сестре… Старайся хорошо учиться и
будь безусловно честен в жизни. Вот и все. Любящий тебя отец. Еще паче всего
люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому»*.
7. Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
Вопросы:
1) Какими изображает автор
генералов и помещика? Как и в чем
проявляется авторское отношение к генералам и помещику?
2) Каким изображает
Салтыков-Щедрин русского мужика?
3) Что в сказках правдиво
отражает действительность тогдашнего времени?
4) Над чем смеется автор?
Какие человеческие пороки отмечает?
Домашнее
задание.
1. Чтение «Истории одного
города» (главы «Опись градоначальникам» и «Органчик», «Подтверждение
покаяния»).
2. Биография писателя.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.