Уроки 85–86 «СТИХИ ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ФЕТА» (А. ЖЕМЧУЖНИКОВ)
Уроки
85–86
«СТИХИ ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ФЕТА» (А. ЖЕМЧУЖНИКОВ)
Цели: познакомить учащихся с поэтической судьбой А. А.
Фета; помочь понять причину непростых отношений поэта с собратьями по перу;
выделить основные темы и особенности фетовской лирики; на примере стихотворений
показать, что произведения Фета, отображая природу в ее тончайших переливах и
нюансах, несут в себе огромный заряд жизнеутверждающей силы.
Наглядные пособия: фотографии поэта,
поэтические сборники Фета (выставка).
Ход уроков
I. Вступительное слово
учителя.
Жизнь и творчество А. А. Фета
Афанасий Афанасьевич
Фет (1820–1892) – выдающийся поэт-лирик XIX века, публицист и переводчик.
Его стихами восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев, Л. Толстой и Н. Щедрин*;
А. Блок считал Фета своим учителем. П. И. Чайковский высоко
ценил поэта, который «сумел шагнуть в область музыки». На стихи Фета крупнейшие
русские композиторы написали много великолепных романсов: «Сад весь в цвету»
(Аренский), «Свеж и душист твой роскошный венок» (Римский-Корсаков), «В
дымке-невидимке» (Танеев), «Я тебе ничего не скажу…» (Чайковский), «На заре ты
ее не буди…» (Варламов) и др.
Очень точно
сказал о значении творчества А. А. Фета его
современник – поэт А. Жемчужников:
Памяти Шеншина-Фета
Он в мире грезы и мечты,
Любя игру лучей и тени,
Подметил беглые черты
Неуловимых ощущений,
Невоплотимой красоты.
И пусть он в старческие
лета
Менял капризно имена
То публициста, то поэта –
Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета.
Беседа с учащимися по вопросам:
1. В чем же
«пленительность» стихов Фета?
2. Почему его
судьбу называют одновременно
счастливой и печальной?
II.
Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.
1. Начало жизненного пути А. А. Фета
Мать Фета, Каролина
Шарлотта Фёт, в 1820 г. покинула Германию с русским дворянином А. Н. Шеншиным.
Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Настоящий отец будущего
поэта Иоганн Фёт – чиновник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам Орловская
духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была и
фамилия.
Поэт ставит цель –
вернуться в дворянское лоно Шеншиных – и с фантастическим упорством добивается
ее: с 1873 года по разрешению Александра II Фет становится дворянином Шеншиным.
Образование.
Учился в
немецком пансионе в г.
Верро, начал сочинять стихи. Московский университет
(словесное отделение) Фет окончил в 1844 г. Свою поэтическую увлеченность не
скрывал, наоборот, стремился обрести популярность.
2. Основные этапы творческой биографии А. А.
Фета
Творческий дебют –
первая книга «Лирический пантеон» (1840), стихи на страницах журналов
«Москвитянин» и «Отечественные записки». Восхищенные отзывы о произведениях
Фета Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и Ап. Григорьева.
Военная
служба. (Цель – вернуть дворянское звание и фамилию). Военную службу в
Херсонской губернии поэт подчиняет тренировке воли и выработке непоколебимого
упорства «мгновенному достижению цели кратчайшим путем» [30. С. 228].
Цикл
стихотворений о любви. «В душе, измученной годами…», «Ты отстрадала, я еще
страдаю…», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок…», «Не вижу ни красы твоей
нетленной…», «Долго снились мне вопли рыданий твоих…» и др.
Выразительное
чтение стихотворений.
Большинство
стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с которой
встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел
«существенное препятствие в продвижении по службе» [5]. Совсем не подозревал
поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот
благополучия, произойдет непредвиденное: он станет рваться из счастливого
настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка.
Преобладающая тональность
любовной лирики Фета – трагическая.
Стихи о природе.
Сборник «Вечерние огни» – необычайный творческий взлет А. А. Фета.
Цикл стихотворений о
природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Море». Растворяясь в природном
мире, погружаясь в самые таинственные его глубины, лирический герой Фета
обретает способность видеть прекрасную душу природы.
Выразительное
чтение стихотворений о природе.
Прозаические
произведения Фета. С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря»
и др. были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из
деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская» проза: циклы
состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы – «защита» своего
помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда.
(Фет купил имение Степановка Орловской губернии, затем имение Воробьевка
Курской губернии, приобрел большой дом в Москве, стал расчетливым хозяином и
коммерсантом.)
Поэзия и проза Фета –
художественные антиподы. По мнению Фета, проза – язык жизни обыденной, а поэзия
– жизнь человеческой души и природы.
Заключительный
этап поэтического творчества Фета (1870–1892). «В вечер такой золотистый и
ясный…» (1886), «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887), «Никогда» (1879),
«Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» (1892) и др.
Если раньше поэт в своих
стихах находил «душевное успокоение и усладу, то теперь она его тревожит и
мучит» [15].
Четыре сборника «Вечерние
огни» (1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением
того, что мир как бы «распадается на части, потеряв «стройность». Все больше
тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.
Переводческая
деятельность Фета. Переводит стихи античных поэтов, Гете, Шиллера, Гейне,
Байрона, трагедии Шекспира и др. В переводах стремится к точности. «Конечно,
перевожу буквально», – пишет Фет в письме В. С. Соловьеву.
3. А. А. Фет – поэт «чистого искусства»
Фет постоянно подчеркивал,
что поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует вмешиваться в
житейские дела, по его выражению, «бедного мира».
Таким
образом, вопросов общественной жизни в своих стихотворениях он не касался. Фет
«никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо
красоты», и выступал защитником «чистого искусства» [6]. (как и его единомышленники по взглядам
на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и
др.). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь
от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно
волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: природа,
любовь, искусство. Поэт писал:
Неизбежно, В мир стремлений,
Страстно, нежно Преклонений
Уповать, И
молитв;
Без усилий Радость чуя,
С плеском крылий Не хочу я
Залетать Ваших
битв.
Поэзия Фета –
поэзия намеков, догадок, умолчаний. Его стихи – это лирические миниатюры,
с помощью которых он передает «едва уловимые переживания человека, органически
связанного с природой».
Домашнее
задание.
1. Ответить на
вопросы:
1) В чем, по вашему
мнению, необычность жизни и творчества Фета?
2) Что поражало
современников в характере поэта?
3) В чем суть теории
«чистого искусства»?
4) Что составляет
неумирающую прелесть стихов Фета?
2. Выучить
наизусть понравившееся стихотворение, проанализировать его.
3.
Индивидуальные сообщения и задания по
темам:
1) А. А. Фет –
поэт-музыкант.
Подобрать романсы русских
композиторов на стихи Фета.
2) Почему стихи поэта
подвергались критике? Какие пародии на стихи Фета вы знаете?
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.