Урок 72 ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Урок 72
ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Цели:
составление плана сравнительной
характеристики Обломова и Штольца; беседа по составленному плану с
использованием цитат из романа, высказываний критиков
Н. А. Добролюбова, А. В.
Дружинина, Д. И. Писарева.
Ход урока
Составление плана по теме. беседа с учащимися.
Обломов и Штольц
I. Современное общество,
представленное в романе И. А. Гончарова «Обломов».
II. Обломов
и Штольц – сверстники, товарищи, образованные, мыслящие и чувствующие люди.
III.
Противопоставление героев.
1. Черты характера:
1) Обломов – натура
кроткая, мечтательная, доверчивая, нежная («голубиная» душа), благородная,
добрая, чистосердечная: «невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко…
Обломов любезен всем нам и стóит
беспредельной любви…» (А. В. Дружинин); Штольца отличают
энергия, сильная воля, подвижность;
2) Обломов лишен
самодовольства, честолюбия, в нем сердце преобладает над разумом; Штольц –
натура рациональная, расчетливая;
3) отвлеченный ум,
развитое воображение у Обломова, склонность к философским раздумьям о высоком
назначении человека; трезвый, практический ум Штольца;
4) отсутствие у Обломова
интереса к науке, скептическое отношение к жизни деловых людей; стремление
Андрея Штольца к постоянному пополнению знаний, к деловым связям.
2. Образ
жизни, идеалы:
1) праздность, пассивность
Обломова; активность, кипучая коммерческая деятельность Штольца;
2) культ покоя,
абсолютного безделья (Обломов);
культ труда (Штольц).
3.
Обстоятельства, влиявшие на формирование характеров героев:
1) крепостническая среда,
взрастившая лень Обломова, сформировавшая его психологию и «гнусную привычку
получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других…» (Н.
Добролюбов); деятельная атмосфера в семье Штольца;
2) Обломов воспитан нежно…
ни холода, ни голода «никогда не терпел, нужды не знал…», Штольц воспитан в
непрестанной деятельности;
3) отсутствие у Обломова
связи с внешним миром; связи Штольца с деловыми людьми.
4.
Несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой Ильинской: Обломов
познает счастье настоящей жизни и ничтожество прошедшей благодаря чувству к
Ольге и самой Ольге, однако инертность, апатия Обломова оказались сильнее
любви; замкнутый круг интересов прозаически неутомимого, деятельного Штольца
неприемлемы для требовательной, ищущей, самоотверженной Ольги, стремящейся идти
вперед.
5. Способы художественной
типизации образов:
1) внешность: леность,
медлительность движений, отсутствие «всякой определенной идеи, всякой
сосредоточенности в чертах лица» Обломова; мускулистость, костистость фигуры
Штольца;
2) диалоги, споры –
основной способ раскрытия характеров героев, их взглядов;
3) внутренние монологи;
4) своеобразие языка
героев: особенности лексики, манеры говорить;
5) характеристика
сопоставляемых героев другими персонажами;
6) ретроспекция
(отступление в прошлое героев);
7) бытовая деталь;
8) роль пейзажа в
раскрытии характеров;
9) контраст – главный
идейно-композиционный прием, позволяющий глубже понять мысли, чувства, поступки
героев;
10) полнота,
обстоятельность, яркость, пластичность обрисовки Обломова, изображенного в
типичных патриархально-крепостнических условиях; схематизм, бледность,
эмоциональная безликость Штольца, не показанного в типичных для него
обстоятельствах;
11) доверительный тон
повествования, сочетающий в себе мягкий юмор (а порой и иронию) и лиризм.
IV.
Идейно-нравственный смысл образов.
1. Неспособность к
труду, неприспособленность к
жизни Обломова («Началось с
неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить»), отсутствие высокой цели;
предприимчивость, кипучая деятельность Штольца, для которого содержанием, целью
жизни является труд (как средство собственного обогащения, личного
благополучия).
2. Позиция автора:
добродушное отношение к Обломову, к изображаемой жизни – при отрицании ее основ
(Обломов – порождение и следствие «обломовщины», исторически уходящий тип
носителя дворянской культуры); бесстрастное отношение к Штольцу: делец новой
формации, представитель людей новой эпохи, однако практицизм Штольца,
ограниченность его интересов далеки от нравственных идеалов [16. С. 72–74].
V. Оценка
героев русскими критиками (Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»; А. В. Дружинин. «"Обломов", роман И. А. Гончарова»; Д. И. Писарев.
«"Обломов". Роман И. А. Гончарова»).
Домашнее задание.
1. Женские образы в романе
(Ильинская, Пшеницына).
2. Индивидуальное задание по теме:
Захар. Что общего между Захаром и Обломовым?
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.