Урок 69 ДРАМА А. Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА»
Урок
69
ДРАМА А. Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА»
Цели: дать общее представление о драме, вызвать к ней
интерес; помочь учащимся определить суть основного конфликта пьесы; отметить
характерные черты главной героини; определить, в чем сходство и различие Ларисы
Огудаловой с Катериной Кабановой.
Ход урока
I. Вступительное слово
учителя.
Драма «Бесприданница»
Лучшей психологической
драмой Островского, по праву, считается «Бесприданница». «Этой пьесой
начинается «новый сорт моих произведений», – пишет драматург, сознавая
необычность своей пьесы.
«Бесприданница» была
опубликована через 19 лет после «Грозы», то есть в 1879 году. «Бесприданница» –
драма буржуазной эпохи. Герои – дельцы новой формации. Но в центре произведения
Островского – судьба женщины.
II.
Беседа с учащимися по вопросам:
1. Когда и где происходит
действие в «Бесприданнице»?
2. Сопоставьте жизнь
города Калинова («Гроза») и города Бряхимова
(«Бесприданница»). Что изменилось в жизни приволжских городов за два
десятилетия и что осталось неизменным?
3. Какие
нравственно-психологические проблемы подняты в драме? В чем суть основного
конфликта?
4. «Значительные лица»
города Бряхимова. Какова
их жизненная позиция?
5. Что означает имя
Лариса? Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой?
6. Что общего и чем
отличаются героини Катерина Кабанова и Лариса Огудалова?
7. Финал драмы. Почему
Лариса не нашла в себе сил броситься в Волгу?
8. Как вы понимаете смысл
заглавия драмы – «Бесприданница»?
События в
драме «Бесприданница» разворачиваются на живописных берегах красавицы Волги, в
провинциальном городе Бряхимове. Тишину провинции нарушают гудки пароходов,
грохот повозок по булыжной мостовой. Живет в Бряхимове «теперь чистая публика».
Купцы совсем не похожи на Дикого и Кабаниху.
Это достаточно
образованные и культурные предприниматели, читающие европейские газеты,
посещающие промышленные выставки за границей, общающиеся с равными себе.
Но за внешним лоском и
образованностью новых хозяев жизни скрываются бессердечность, цинизм и
расчетливость. Отношения между людьми всецело начинают определять чековые
книжки и тугие кошельки.
А. Н. Островский своей
героиней делает женщину – «единственную живую душу» в мире «хищных, цепких и
умных дельцов».
Лариса
Огудалова резко отличается от окружающих своим богатым душевным миром,
способностью по-настоящему любить и чувствовать красоту. Она талантлива, любит
музыку и пение. (Имя Лариса в переводе с греческого языка означает – чайка.
Женщины с именем Лариса красивы и умны, в центре внимания.)
Конфликт
пьесы – столкновение доверчивой и честной девушки Ларисы Огудаловой с миром
холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы
– социальная тема: Лариса – бесприданница, этим и определяется ее трагическая
судьба.
Таким образом,
основная идея драмы состоит в том, что в обществе, где торжествуют
дельцы-хищники, подобные миллионеру Кнурову, не могут жить, «проявить себя»
честные и порядочные люди; их достоинство растоптано, гордость уязвлена. «Быть
сознающей себя личностью и не иметь
возможности проявить ее –
таково то трагическое
положение, в котором оказывался человек, лишенный материальной
обеспеченности» (Л. Тропкина) [19. С. 24].
Четверо героев
– мужчины (Кнуров,
Паратов, Вожеватов, Карандышев) – претендуют на
внимание и общество
Ларисы Дмитриевны Огудаловой. О ней говорят и ею восхищаются,
но Человека в ней не видят. Для бряхимовских богачей она – развлечение,
удобный случай потешить тщеславие, удовлетворить свое любопытство. «Они не
смотрят на вас, как на женщину, как на человека… Они смотрят на вас, как на
вещь», – бросает оскорбительные (но верные) слова Ларисе Карандышев. Лариса:
«Вещь!.. Да, вещь… Они правы, я вещь, а не человек!» Это слова измученной
женщины, но это и отчаянный протест против лживого и циничного общества.
Лариса Дмитриевна в
последнем монологе произносит: «Никогда, никто не постарался заглянуть
ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого,
сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не
нашла… ее нет на свете… нечего и искать».
Смерть для героини
оказывается желаннее. Выстрел Карандышева она принимает с радостью. («Милый
мой, какое благодеяние вы для меня сделали!»)
III. Обсуждение тем сочинений
по творчеству А. Н. Островского (если
останется время).
Примерные темы:
1. Быт и нравы
русской провинции. (По пьесам А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница».)
2. Люди-хищники и их
жертвы. (По пьесе «Гроза».)
3. Почему страдала в семье
Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?
4. Сила и слабость
характера Катерины.
5. Дикой и Кабаниха
– исключение в
русском купечестве или
они типичны?
6. Может ли Варвара в
будущем повторить свою мать?
7. Каким Катерина
представляла Бориса и каким он оказался?
8. Образ Кулигина и его
значение для понимания идейного смысла «Грозы».
9. Смысл заглавия пьесы
«Гроза» («Бесприданница»).
10. «Луч света в темном
царстве» – что имел в виду Н. Добролюбов, дав такое название своей статье?
Домашнее задание.
1. Сочинение
по творчеству А. Н. Островского на одну из тем. (срок исполнения – одна неделя.)
2. Биография И. А.
Гончарова (по учебнику).
3. Индивидуальные сообщения:
1) Краткий
пересказ романа Гончарова «Обыкновенная история», характеристика главного героя
Александра Адуева.
2)
Сочинение-миниатюра (3–4 человека) по
роману «Обломов». «Каким я представляю
себе Обломова?» или «Портрет Обломова», «День Обломова».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.