Уроки 66–67 БЫТ И НРАВЫ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА». МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
Уроки
66–67
БЫТ И НРАВЫ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА». МОЛОДОЕ
ПОКОЛЕНИЕ В ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
Цели: помочь осмыслить созданные автором образы
Дикого и Кабановой, их мораль, утверждающую право сильного, право тиранить и
«топтать» тех, кто слабее и беспомощнее, кто думает и живет по-другому;
показать неизбежность крушения «темного царства»; отметить характерные черты
представителей молодого поколения в пьесе Островского.
Ход уроков
Эпиграф к урокам:
Ничего
святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над
ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание
чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано
самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье.
Н. Добролюбов
I. Вступительное слово учителя.
Быт и нравы «темного царства»
Критик Н. А. Добролюбов
назвал мир, изображенный драматургом, «темным царством».
Дикой и Кабаниха –
типичные представители «темного царства». Это люди-хищники.
Беседа с
учащимися по вопросам:
1. Что
подразумевал Добролюбов под «темным царством»? Каковы его основные черты?
2. Что значит слово
«самодур»?
3. Как Дикой понимает выражение
«выйти в люди»?
4. Что является причиной
необузданного произвола Дикого?
5. Как он относится к
Кабанихе, Борису, Кулигину?
6. Марфа Игнатьевна
Кабанова. Каково ее
отношение к «новым
порядкам»?
7. Как относится она к
Катерине, Тихону, Варваре?
8. Уверены ли самодуры в
безграничности своей власти?
9. В чем сходство и
различие характеров Дикого и Кабанихи?
10. Охарактеризуйте речь,
манеру говорить, общаться Дикого и Кабановой. Приведите примеры.
Дикой Савёл
Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий,
крутой сердцем, властный человек.
Власть денег – основа
самодурства. Цель жизни Дикого – обогащение, а способы обогащения всякие:
обсчет работников, ограбление ближних, невыплата денег по наследству.
Грубость, невежество,
брань, ругань привычны для Дикого, более того, это и содержание его жизни, это
и оборона от всего непонятного и враждебного. Кудряш про Дикого: «Как с цепи
сорвался!» Страсть к ругательству еще сильнее, если у него просят денег.
Кабанова
Марфа Игнатьевна – воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Кулигин
о ней: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Постоянно и изощренно
точит она своих домочадцев. Для нее не существует любви, материнских чувств к
своим детям, к снохе Катерине. Чувства вытравлены бездушием, произволом и
притворством. Кабаниха – «блюстительница»
и защитница обычаев
и порядков патриархальной старины.
Н. А. Добролюбов пишет:
«Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и
страх, сами того не зная перед чем и почему. Все, кажется, по-прежнему все
хорошо: Дикой ругает кого хочет… Кабанова держит по-прежнему в страхе своих
детей, заставляет невестку соблюдать все этикеты старины, ест ее, как ржа
железо, считает себя вполне непогрешимой… А все как-то неспокойно, нехорошо им.
Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами» (Из
статьи «Луч света в темном царстве».)
Жестокость Кабанихи и
самодурство Дикого имеют и жизненные конкретно-исторические основания: чем
острее они ощущают непрочность своего положения, тем ожесточеннее отстаивают
они свои устои, подавляют тех, кто думает по-другому, кто внушает хоть
какие-нибудь подозрения. Главным «орудием» подчинения, подавления оказывается
страх. Как норма жизни – страх, возведенный в закон. Закон в «темном царстве» и
страх нераздельны, надо бояться, на этом держится порядок.
II. Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.
Тихон, Борис,
Варвара, Кулигин, Кудряш – «жертвы» «темного царства».
Тихон –
добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказами Кабанихи, он
думает, как бы вырваться из дома. Но во всем покорный матери, Тихон все же
открыто обвинил ее (!) в гибели жены. Вот его слова после смерти жены: «Хорошо
тебе, Катя! А я-то зачем остался жить…» Страшно, если живые завидуют мертвым.
Борис –
мягкий, добрый человек. Он действительно понимает Катерину, но помочь ей не в
силах; нерешительный, неспособный бороться за свое счастье, Борис выбирает путь
смирения.
Кулигин
– талантливый человек из народа. Его фамилия напоминает нижегородского
изобретателя Кулибина. В решительную борьбу с самодурами он не вступает, больше
уговаривает их, убеждает что-то сделать для общего блага. Образ самоучки
Кулигина помогает понять основную идею пьесы: идею неминуемой гибели «темного царства».
Варвара
понимает бессмысленность протеста, она живет по принципу: «Делай, что
хочешь, только бы
шито да крыто было». для
Варвары ложь – норма жизни. Она убежала из дому, но не покорилась.
Кудряш
– отчаянный, хвастливый, но вместе с тем способный на искренние чувства. Он
тревожится о Катерине. Своего хозяина не боится. «Я грубиян считаюсь, за что же
он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же
он меня боится».
III. Чтение и обсуждение продолжения пьесы «Гроза» («Что стало с
жителями Калинова после самоубийства Катерины?»)
Домашнее задание (по группам):
1-я группа: Рассказ о Катерине.
(Чем она отличается от
других героев пьесы? Круг ее увлечений в девичестве. Взаимоотношения с Тихоном,
Борисом, Варварой. Могла ли она найти счастье в семье? При каких условиях?
Смерть героини – поражение или победа?)
2-я группа: Оценка образа Катерины Добролюбовым и Писаревым.
3-я группа: Смысл заглавия. Как вы его понимаете?
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.