Урок 63 «КОЛУМБ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ» (ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Н. ОСТРОВСКОГО)
Урок
63
«КОЛУМБ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ»
(ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Н. ОСТРОВСКОГО)
Цели: вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга;
познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как
изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути; рассказать об
общественной деятельности Островского и его роли в создании русского
национального театра; определить место Островского в литературной и идейной
борьбе XIX века.
Наглядные пособия: портрет А. Н.
Островского, иллюстрации постановок пьес Островского в Малом театре, фотографии
актеров, игравших в пьесах Островского.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества
Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто
изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий
родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и
вновь пустишься в дорогу.
А. Р. Кугель
I. Вступительное слово учителя.
Жизнь и творчество А. Н. Островского
Александр Николаевич
Островский (1823–1886) – талантливый русский драматург и театральный
деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.
Но читатель открывает в
нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и
лирика.
Островский родился в 1823
г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и
ремесленники.
Его отец – Николай
Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна
Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными
качествами.
После ранней смерти матери
о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.
В 1840 году Островский
успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и
продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.
Но будущего драматурга
интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много
читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил
университет и решил заняться литературой.
С 1843 года по настоянию
отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где
рассматривались уголовные и гражданские дела.
С 1845 года Островский на
службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт
будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев
населения.
II. Объяснение нового
материала.
Лекция учителя (краткое изложение).
1. Этапы творческого пути А. Н. Островского
1847–1851 гг. – начало
литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов
Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки
замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья.
В автобиографических
заметках А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14
февраля 1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без
сомнений и колебаний поверил в это призвание». Именно в этот день Островским
были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои
люди – сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие
типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих
лиц. Пьеса имела успех.
Выступления
учащихся с кратким обзором содержания комедии «Свои люди – сочтемся!».
Отзыв В. Ф.
Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе
от ума», «Ревизор».
На «Банкроте» я
поставил нумер четвертый».
1852–1854 гг. –
москвитянинский период в творчестве Островского. Это время активного участия
драматурга в журнале «Москвитянин». Создание пьес «Не в свои сани не садись»,
«Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Драматург иначе подходит к
изображению типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями,
сложившимися в купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками.
1855–1860 гг. –
предреформенный период, когда Островский сближается с редакцией «Современника»
и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные
записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее
произведение этого периода – «Гроза» (1859), которое И. С. Тургенев
охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского
могучего… таланта».
1861–1886 гг. –
пореформенный период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет
сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги»,
«Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и
овцы», сказку «Снегурочка». Перед читателем проходят представители
разорившегося барства («Бешеные деньги»): Чебоксаров, Кучумов, Телятев,
Глумов... Их объединяет то, что живут они на «бешеные деньги», которые попадают
к ним случайно и, естественно, долго не задерживаются.
Моральное разложение
коснулось и помещиц преклонного возраста Гурмыжской («Лес») и Мурзавецкой
(«Волки и овцы»). Гурмыжская занята, несмотря на возраст, любовными приключениями.
Мурзавецкая не прочь пойти на обман, лишь бы поддержать свое благосостояние.
Островский пишет и о
дельцах, пришедших на смену помещикам-самодурам. Кнуров и Вожеватов
(«Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»), Беркутов («Волки и
овцы») – энергичные, образованные, смелые и изворотливые «рыцари наживы».
2. А. Н. Островский в 70–80-е годы
Александр Николаевич не
был революционером-демократом, в своих пьесах непосредственно не затрагивал
вопросы политики. Но путь его и взгляды были достаточно противоречивы. В
комедии «Свои люди – сочтемся!» он безжалостно осудил купцов. В
«славянофильских» пьесах он нарисовал
запоминающиеся фигуры купцов,
крутых нравом, но
совестливых.
Проходит немного времени,
появляется комедия «В чужом пиру похмелье», в которой впервые в литературе
произнесено слово «самодур». Со страниц последующих пьес звучит голос
драматурга в защиту свободы человека.
Жизнь драматурга на склоне
лет не была счастливой и обеспеченной. Однажды он написал актеру Ф. Бурдину:
«Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины
вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим
репертуаром! Я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь
переводчика. По крайней мере, я приобрету себе спокойствие и независимость
вместо хлопот и унижения».
Безвыходность положения
вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.
Тяжелое положение русского
театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной
деятельностью.
1865 г. – инициатор
создания «Артистического кружка».
1874 г. – организатор
«Общества русских драматических писателей и композиторов».
1881 г. – составитель
записки правительству о создании русского национального театра.
1886 г. – заведующий
репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.
Но здоровье Островского
подорвано. Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской
губернии. Умер Островский за письменным столом в Щёлыкове, работая над
переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра».
Высокую оценку
драматургической
деятельности Островского дал И. А. Гончаров: «Вы один достроили
здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов,
Гоголь. Но после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой
русский национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр
Островского».
Домашнее задание.
1. Прочитать пьесу
«Гроза». Назвать действующих лиц, выяснить, что означают их имена и фамилии.
2. Ответить на вопросы: Соответствуют ли данные имена и
фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии пейзаж?
3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Основа сюжета
пьесы «Гроза» (по учебнику).
4. Распределить роли,
подготовиться к чтению по ролям.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.