Уроки 43–44 ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ
Уроки 43–44
Идейный замысел романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени». Жанр и композиция
Цели: напомнить учащимся о характерных особенностях жизни
русского общества 30-х годов XIX века, о судьбе молодого поколения; рассказать
об идейном замысле романа «Герой нашего времени» и об откликах на выход
произведения; выяснить первоначальные читательские впечатления о романе
Лермонтова; остановиться на важнейших особенностях композиции (отсутствие
единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей
произведения, наличие в романе трех рассказчиков – автора, Максима Максимовича
и Печорина).
Эпиграф к уроку:
«Герой
нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это
роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.
В. Г. Белинский
I. Вступительное слово
учителя.
Роман «Герой нашего
времени» был задуман Лермонтовым в конце 1837 года. Основная работа над ним
развернулась в 1838 году и была завершена в 1839 году. В журнале «Отечественные
записки» появилась повесть «Бэла» (1838 г.) с подзаголовком «Из записок офицера
с Кавказа», в конце 1839 г. увидела свет повесть «Фаталист», а затем и
«Тамань». Своему роману Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала
века». Отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени» вышло
в 1840 г.
1830–1840-е годы в истории
России – мрачные годы николаевской реакции, жестокого полицейского режима. Невыносимо
было положение народа, трагична судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали
у Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет будущего».
Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней –
главные черты современников писателя.
Лермонтов в своем
произведении хотел показать, на что обрекала молодое поколение николаевская
реакция. Само название романа «Герой нашего времени» – свидетельство о его
важности.
В образе Печорина
Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет
«современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто
встречал» (А. И. Герцен).
Печорин – натура, богато
одаренная. Герой не переоценивает себя, когда говорит: «Я чувствую в душе моей
силы необъятные». Своим романом Лермонтов отвечает, почему же энергичные и
умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без
борьбы» в самом начале жизненного пути. Внимание автора обращено на раскрытие
сложного и противоречивого характера героя.
Лермонтов в предисловии к
«Журналу Печорина» пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой
души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»
Особенности жанра. «Герой нашего времени» – это первый русский психологический
роман.
II. Выяснение первоначальных
впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».
Вот некоторые из вопросов:
1. Какая из
прочитанных повестей произвела
на вас наибольшее впечатление?
2. Расскажите о своем
отношении к главному герою.
3. О каких событиях из
жизни Печорина мы узнали из главы «Бэла»?
4. От чьего имени ведется
повествование? Какую это играет роль?
5. Кто такой Максим
Максимыч? Что вы о нем узнаёте?
6. Является ли Максим
Максимыч тем человеком, который способен понять Печорина?
7. Какое впечатление
сложилось у вас о проезжем офицере?
8. Прочитайте
понравившееся описание природы. Какие слова помогают почувствовать присутствие
человека, рисующего пейзаж?
III. Особенности композиции
романа.
Вопросы:
1. Что такое сюжет
художественного произведения?
2. Какие элементы сюжета
вам известны?
3. Что называется
композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы
встречались раньше при изучении произведений?
4. В чем особенность
композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в
нем выделить известные
вам элементы сюжета?
(Особенность композиции – отсутствие единой сюжетной линии. Роман
состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой
сюжет и свое заглавие.
Но главный герой
объединяет все эти
части в единый роман.)
5.
Попробуем представить разницу между хронологическим и композиционным порядком.
Печорин едет к месту своей службы, останавливается в
Тамани, затем посещает Пятигорск, где за ссору и дуэль с Грушницким сослан в
крепость. В крепости с ним происходят события, описанные в повестях «Бэла» и
«Фаталист». Через несколько лет Печорин встречается с Максимом Максимычем. Хронологический порядок расположения повестей: 1.
«Тамань». 2.
«Княжна Мэри». 3.
«Бэла». 4.
«Фаталист». 5. «Максим Максимыч». |
Лермонтов
нарушает порядок повестей. В романе они следуют так: 1.
«Бэла». 2.
«Максим Максимыч». 3.
«Тамань». 4.
«Княжна Мэри». 5.
«Фаталист». Последние три
повести – это дневник главного героя, |
Вопросы:
1) Почему именно так
строит свой роман Лермонтов?
2) О чем заставляет
задуматься такая композиция?
3) В какой форме написаны
первые две повести? три последние?
Выводы.
«Печорин – главный
герой романа. Действующие
лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин
является центром повествования, Героем
своего времени. Композиция произведения (смена
рассказчиков, нарушение хронологии
событий, жанр путешествий и
дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер
Печорина, выявить причины, породившие его»*.
IV. Отклики на
роман М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего вре-
мени».
1. С. Бурачек:
Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».
2. С.
Шевырев: «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».
3. В.
Белинский: «Печорин… герой нашего времени».
4. А.
Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».
Вопросы:
1) Кто из критиков более
объективен в оценке Печорина?
2) Как сам Лермонтов
говорит о Печорине в предисловии?
Чтение предисловия.
(«…Герой Нашего
Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего
нашего поколения, в полном их развитии…»)
Домашнее задание.
1. Повести «Бэла», «Максим
Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к
Печорину.)
2. Составить план повести
«Бэла», озаглавить части.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.