Уроки 29–30 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА. СВОЕОБРАЗИЕ ЕГО ЖАНРА. В. Г. БЕЛИНСКИЙ О РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Уроки 29–30
Художественные особенности романа.
Своеобразие его жанра. В. Г. Белинский
о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Цели: помочь учащимся понять художественное своеобразие
пушкинского романа, особенности жанра, композиции; расширить представление
школьников о литературном типе; на основе статей В. Г. Белинского
углубить представление учащихся о романе «Евгений Онегин» в целом и его героях;
обучение навыкам работы с критической статьей (подбор, где нужно, цитат,
составление планов, конспектов, устных сообщений).
Литература:
1. Кутузов А. Г. В мире
литературы. 10 кл. М.: Дрофа, 2000.
2. Лебедев Ю. В.,
Кузнецова М. Б. Литература. 10 кл: Методические советы. М.: Просвещение, 2000.
3. Кошелев В. А. Онегина
воздушная громада..: Цикл статей // Литература в школе. 1998. № 8; 1999. № 1,
3, 8.
4. Ревякин А. И. История
русской литературы XIX в. М.: Просвещение, 1985.
5. Демин Н. А. Изучение
творчества А. С. Пушкина. М.: Просвещение, 1971.
6. Белинский В. Г.
Сочинения Александра Пушкина, статьи 8 – 9.
I. Беседа по вопросам домашнего задания:
1. Как вы
понимаете пушкинское определение «свободный роман», «собранье пестрых глав»?
2. Почему Пушкин колебался
в определении жанра? Что значит «первый реалистический роман в русской
литературе» (В. Г. Белинский)?
(Прочитаем фрагменты из
писем Пушкина. П. А. Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах –
дьявольская разница». А. А. Дельвигу:
«Пишу теперь новую
поэму, в которой
забалтываюсь донельзя».
А. С. Тургеневу: «Я на досуге пишу новую поэму «Евгений Онегин», где
захлебываюсь желчью». Брату Л. С. Пушкину: «Он ожидал от меня романтизма, нашел
сатиру».)
3. Назовите особенности
жанра романа.
4. Почему поэту
потребовалось создавать «онегинскую строфу»? В чем ее сущность?
5. Как в романе отразилась
личность самого Пушкина?
Произведение Пушкина
«Евгений Онегин» называют «первым реалистическим романом в русской литературе».
В нем характерная особенность пушкинского реализма – широта и полнота
изображения жизни России того времени. Поэт правдиво изображает
общественно-политическую, экономическую и культурную обстановку той эпохи.
Действие романа
развертывается в Петербурге, в Москве, в помещичьих усадьбах и других уголках
России. Автор показывает различные группы дворянства, крепостного крестьянства,
трудового Петербурга.
По мнению критиков,
«реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение
типичных характеров в типичных обстоятельствах». (Тип – это обобщенный образ,
художественно объединяющий характерные черты группы людей.) Онегин – типичный
представитель молодого человека дворянского общества. Но в то же время он несет
в себе личные, только ему присущие индивидуальные черты. Онегин – «тип», но и
«вполне определенная личность».
Реализм романа отчетливо
выразился в языке, стиле пушкинского произведения.
Большой роман имеет четкую
структуру: делится на главы, а главы – на строфы. Изобретенная Пушкиным
«онегинская строфа», состоящая из 14 строк, отличается живостью и
необыкновенной гибкостью.
Роман «Евгений Онегин» –
роман сложный в жанровом отношении.
Выделим особенности жанра:
1) Социально-бытовой роман
(по охвату быта и нравов).
2)
Социально-психологический (по глубине и разнообразию в персонажах идей, мыслей,
чувств).
3) Лироэпический роман (по
наличию двух сюжетов: лирического и эпического).
4) Роман в стихах
(единственный в русской литературе стихотворный роман).
II.
Композиция романа.
Главы 1 и 2 –
развернутая экспозиция.
Глава 3 – завязка основной
сюжетной линии (письмо Татьяны).
Глава 4 – кульминация в
сюжетной линии Онегин – Татьяна – «отповедь» Онегина.
Главы 5–6 – развивают
линию Ленский – Ольга, давая кульминацию в сцене дуэли.
Глава 7 – дальнейшее
развитие событий.
Глава 8 – развязка
основной сюжетной линии – объяснение Онегина с Татьяной.
Выделим
сюжетно-композиционные особенности:
1) Наличие двух сюжетов
(лирический и эпический).
2) Наличие двух фабульных
линий (Онегин и Татьяна, Ленский и Ольга).
3) Роль
автора-повествователя.
4) Принцип
противопоставления (контраста).
5) Принцип параллелизма
(сходства), реализуемый в построении романа, в группировке действующих лиц, в
стилистике.
6) Роль главы 10 романа
«Отрывки из путешествия Онегина».
Многие
исследователи творчества Пушкина (Г. А. Гуковский, Д. Д. Благой, В. Н. Иванов,
А. И. Ревякин) в работах, посвященных «Евгению Онегину», указывают на
«перевернутость», как в зеркальном отражении, основных сюжетных ситуаций.
Пушкин ставит Онегина и Татьяну в про-тивоположные положения в начале и в конце
романа. Если сначала Татьяна пишет письмо Онегину и затем выслушивает от него
наставление, то в конце романа уже Онегин на свое любовное письмо выслушивает
назидание Татьяны. В начале романа пушкинский герой не понимает внутренней
красоты Татьяны, а в конце романа Татьяна не осознает всей глубины наступившего
перерождения Онегина.
III.
Художественное своеобразие произведения Пушкина.
1. Воссоздание
подлинной атмосферы эпохи.
2. Жанровые включения
(сны, песни и т. д.).
3. Роль пропущенных строк
(логические «отточия»).
4. Пересечение
литературных героев с реальными людьми.
5. Литературная полемика
на страницах романа.
6. Роль пейзажа и
портрета.
7. Речевая характеристика
героев.
8. Своеобразие авторского
описания.
IV.
Критические статьи В. Г. Белинского о
романе «Евгений Онегин».
«Статьи о
Пушкине» В. Г. Белинский написал в 1843–1846 гг.
Роману «Евгений Онегин»
критик посвятил 8 и 9-ю статьи.
(Какие виды работ можно
использовать? Чтение и комментирование отрывков статьи, составление плана,
конспекта, подбор цитат, устные сообщения, ответы на вопросы.)
Ориентировочные вопросы для организации
работы учащихся по критическим статьям:
1. С чего
начинается 8-я статья Белинского? Как она построена? (Начало статьи со слов:
«Признаемся, не без некоторой робости приступаем мы…» заканчивается цитатой из
Пушкина: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».)
2. С каких точек зрения
подходил великий критик к анализу романа?
3. Почему, по мнению
Белинского, русское общество «всегда будет любить этот роман»?
4. Какую роль в романе
играет личность автора?
5. В чем Белинский видит
причины трагедии Онегина и почему он называет его «страдающим эгоистом» или
«эгоистом поневоле»?
6. Совпадает ли ваша
оценка пушкинского героя с оценкой критика?
7. Почему в романе «Евгений
Онегин» «нет конца»? Как объясняет это Белинский?
8. В чем образ Владимира
Ленского, по мнению критика, противоположен образу Онегина?
9. Каковы основные
положения 9-й статьи Белинского? С чем вы согласны или не согласны в оценке
критиком образа Татьяны Лариной?
10. Чем Белинский
объясняет перемены в Татьяне? Как оценивает критик последнее объяснение героев?
11. Что вам понравилось в
статьях Белинского? С чем вы не согласились, читая критические статьи?
12. Выпишите понравившиеся
цитаты о романе «Евгений Онегин» из статей Белинского.
Домашнее
задание.
1. Подготовить
сообщение «Язык романа «Евгений
Онегин». (Наблюдения над лексикой и синтаксисом.)
2. «Онегинская строфа». В
чем ее своеобразие?
3. Выписать цитаты из
критических статей Белинского о героях пушкинского романа.
4. Прочитать трагедию
«Борис Годунов».
5. Индивидуальные сообщения или доклады учащихся о
произведении А. С. Пушкина «Борис Годунов».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.