Уроки 84–85 ПОЭМА АННЫ АХМАТОВОЙ «РЕКВИЕМ». «Я ГОЛОС ВАШ, ЖАР ВАШЕГО ДЫХАНЬЯ, Я ОТРАЖЕНЬЕ ВАШЕГО ЛИЦА…»
Уроки 84–85 поэма анны
ахматовой «реквием». «Я голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего
лица…»
Цели: познакомить с поэмой «Реквием».
Ход уроков
I.
Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
Исследователь жизни и
творчества А. А. Ахматовой М. Кралин попытался выделить в творческой жизни
поэтессы три периода («пролог», «центральная часть» и «эпилог»). О «прологе» мы
говорили на предыдущем уроке, а сегодня остановимся на «центральной части»:
1923–1935 гг. и 1946–1955 гг. Помогут понять суть поэтического завещания,
сформулировать поэтическое кредо Анны Андреевны «исследователи жизни и
творчества поэта» (подготовленные ученики).
Ваша задача – выслушать
сообщения и сделать записи об основных событиях и фактах биографии А.
Ахматовой.
2. Сообщения учащихся (в виде монтажа с чтением стихов).
Исследователь жизни. 8 декабря 1924 г. состоялось знакомство А.
Ахматовой с Павлом Лукницким, который начал работать над биографией Н.
Гумилева, мужа поэтессы.
Исследователь творчества. А чуть раньше, в 1923 г., выходит
вторым изданием сборник «Anno Domini», который продолжил темы ее первых книг,
указав гражданскую позицию поэта, не принявшего новых властей и порядков.
Исследователь жизни. Страшный для
Ахматовой 1921 г., год известия о самоубийстве любимого брата, год смерти А. А.
Блока и расстрела Н. С. Гумилева, обвиненного в участии в белогвардейском
заговоре, и 1922 г. были отмечены, вопреки тяжелому настроению, творческим
подъемом. Именно тогда родились знаменитые строки:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам…
Исследователь творчества. Противопоставляются
в нем не только уехавшие («бросившие землю») и оставшиеся, но и «бросившие» и
«изгнанники». Это люди разные. К первым сочувствия нет. Зато ко вторым: «Но
вечно жалок мне изгнанник, / Как заключенный, как больной…». Мы явно слышим
политический протест против высылки цвета русской интеллигенции из Советской
России в 1922 г. в качестве враждебного элемента. Этот протест сочетается с
величественным приятием собственного жребия. Исторически «оправдан будет каждый
час» мученической жизни.
Исследователь жизни. Апрель и май 1925 г. Ахматова
провела в санатории в Детском Селе в связи с обострением туберкулеза.
Демонстрируется фотография
Ахматовой 1925 г.
Исследователь творчества. Здесь Анна Андреевна начинает
изучать жизнь и творчество А. Пушкина и архитектуру старого Петергофа.
Исследователь жизни. Решением Резолюции ЦК 1925 г.
Ахматова, по ее словам, «была изъята из обращения до 1939 г.» за «Новогоднюю
балладу», не понравившуюся кому-то «в верхах». А потом были не менее страшные,
ужасные годы: с 1927 г. заведенное на нее в ОГПУ «дело»; арест в 1928 г. Л.
Гумилева, ее единственного сына; 1934 г. – арест Мандельштама, с которым
Ахматову связывала многолетняя дружба; 27 октября 1935 г. – арест Н. Пунина и
Льва Гумилева, мужа и сына Ахматовой (30 октября М. Булгаков помог Анне
Андреевне составить письмо Сталину об облегчении участи этих двух близких ей
людей; 3 ноября Н. Пунин и Л. Гумилев были освобождены).
Исследователь творчества. 3 ноября 1935 г. Ахматова начала
работать над циклом стихотворений «Реквием».
Исследователь жизни. 10 марта 1938 г. – третий арест
сына, за участие в молодежной террористической организации в ЛГУ. Приговорен
сначала к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, а затем, после пересмотра
дела, к пяти. В мае этого же года второй арест Мандельштама и его смерть в
пересыльном лагере (декабрь 1938 г.).
Исследователь творчества. В ноябре 1940 г. Анна Ахматова
вступает в Союз писателей СССР.
В июне 1941 г., за
несколько дней до начала войны, в Москве произошла личная встреча двух
выдающихся поэтов-женщин – А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Исследователь жизни. В конце сентября 1941 г. Ахматову в
тяжелом состоянии эвакуировали самолетом из осажденного Ленинграда в Москву. 14
октября на поезде вместе с другими деятелями культуры и искусства она была
вывезена из прифронтовой Москвы в Казань, а через некоторое время – в Ташкент,
где и прожила до 15 мая 1944 г.
1 июня 1944 г. поездом она
вернулась в Ленинград.
В 1944–1946 гг. много
выступает в Ленинграде и Москве, выезжает на фронт.
Фото: Ахматова и Пастернак,
1946 г., Москва; Ахматова выступает в Большом драматическом театре на вечере
памяти А. Блока, 1946 г., Ленинград.
Исследователь творчества. 4 сентября 1946 г. президиум
правления СП СССР постановил «…исключить М. Зощенко и А. Ахматову из Союза
советских писателей как не соответствующих в своем творчестве требованиям
параграфа 2 Устава Союза, гласящего, что членами СП могут быть писатели,
«стоящие на платформе советской власти и участвующие в социалистическом
строительстве».
Исследователь жизни. 26 августа
1949 г. вновь арестовали Н. Пунина. 6 ноября – обыск в квартире Ахматовой и
арест Л. Гумилева. Он осужден на 10 лет лагерей. В мае 1951 г. – инфаркт
миокарда у Ахматовой. 21 августа 1953 г. умер в воркутинском лагере Н. Пунин.
Исследователь творчества. В этом же году
Ахматова восстановлена в СП СССР. В мае 1955 г. Ленинградский литфонд выделил
Ахматовой дачу в Комарове, которая известна в литературе под названием «Будка».
Исследователь жизни. 15 мая 1956 г.
возвращается из лагерей Л. Гумилев.
Учитель. Но гражданское мужество поэтессы неизменно. Тема родины
становится ведущей в поздней лирике Ахматовой.
Чтение стихотворений «Клятва» (июль 1941 г.), «Мужество» (было
напечатано в «Правде» 8 марта 1942 г.), «Родная земля» (1961 г.).
– Как вы считаете, почему
Ахматова, в разные годы критически относясь к тому, что происходило на ее
родине, все же никогда не могла ее покинуть?
– Как соотносятся для нее
личное и общее?
3. Знакомство с поэмой «Реквием».
В
предисловии к поэме «Реквием», которую А. А. Ахматова создает в 1935–1943 гг. и
посвящает жертвам сталинских репрессий, она писала: «В страшные годы ежовщины я
провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде». Свою драму и
судьбу Ахматова умещает в лаконичные строки:
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Первый смысловой пласт
«Реквиема» автобиографичен (арест в 1935 г. Н. Пунина, затем, в 1938 г., –
арест и заключение сына). Но за автобиографическим пластом вырисовывается
второй, обобщенно-содержательный.
Композиция «Реквиема»
уникальна:
|
Пролог |
|
Сюжетный центр |
|
Эпилог |
|||||||||
№ стих. |
I |
II |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
I |
II |
число строк |
25 |
12 |
8 |
8 |
5 |
11 |
14 |
8 |
12 |
16 |
20 |
8 |
12 |
34 |
Сюжетный центр
поэмы – главки 5 и 6: обе посвящены сыну и движению Времени – времени его
заключения… Однако в поэме больше говорится об общем, чем о своем, личном:
героиня (она же автор) словно никак не может перейти к собственному горю, ее
устами «…кричит стомильонный народ».
Лирический сюжет наряду с
эпическими элементами и позволяет говорить о «Реквиеме» как о поэме. По
родовому принципу она в основном лирическая, по проблематике и основному тону –
эпическая. В ней преобладает высокий стиль. Прозаизмы и разговорные слова его
не разрушают.
Над лирическим циклом
Ахматова работала и в начале 60-х гг. По словам Л. К. Чуковской, «Реквием»
заучивался наизусть людьми, которым Ахматова полностью доверяла, а таких было
не более десятка. Рукописи, как правило, сжигались. Только в 1962 г., в годы
«оттепели», Ахматова решилась передать «Реквием» в редакцию «Нового мира», но
там его не приняли. К этому времени поэма имела уже широкое хождение среди
читателей в «самиздатовских» списках. Один из списков попал за границу, и
впервые (без ведома автора) был опубликован отдельной книгой в Мюнхене (1963
г.). В нашей стране поэма была впервые опубликована в журнале «Октябрь» (1987
г., № 3).
II. итог урока.
Учитель. Наши уроки по творчеству А.
Ахматовой – это лишь первое приобщение к ее стихам, которое продолжится в 11
классе. А пока мне очень хотелось бы, чтобы вы прочитали самостоятельно
«Реквием» и подумали, прав ли был критик Ю. Ф. Карякин, когда писал: «Если бы я
был учителем сейчас, я бы выпустил детишек с одним, хотя бы с одним прекрасным
впечатлением. Я бы их выпустил с глубоким, прекрасным и трагическим
впечатлением от «Реквиема». Чтобы полюбили они «Реквием» навсегда, как судьбу
России и судьбу женщины, которая оказалась мужественнее миллионов мужчин. И это
был бы заряд и сострадания, и мужества».
домашнее задание: индивидуальное задание: сообщение «Шолохов: жизнь и творчество».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.