Уроки 76–77 Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ. СЛОВО О ПОЭТЕ. «ОБРАЗ МИРОЗДАНЬЯ» В ЛИРИКЕ ЗАБОЛОЦКОГО
Уроки 76–77 н. а. ЗАБОЛОЦКИЙ.
слово о поэте. «образ мирозданья» в
лирике ЗАБОЛОЦКОГО
Цель: познакомить с жизнью и творчеством Н. А. Заболоцкого,
его стихами.
Ход уроков
I.
Работа по теме уроков.
1. Вступительное слово учителя о Н. А.
Заболоцком.
Впервые стихотворения Н.
А. Заболоцкого «Красная Бавария», «Футбол», «Поход» были опубликованы в конце
1927 г. в ленинградской периодике, хотя настоящая известность пришла к нему с
выходом в 1929 г. книги стихов «Столбцы», сразу обратившей внимание читателей
на творчество самостоятельного художника.
Склонность к сочинению
стихов обнаружилась у будущего поэта в детстве, в школьные годы. Но серьезные
занятия поэзией приходятся на начало 20-х, когда Заболоцкий учится сначала в
Московском университете, а затем в Педагогическом институте им. А. И. Герцена в
Петрограде. В «Автобиографии» об этом периоде сказано: «Много писал, подражал
то Маяковскому, то Блоку, то Есенину. Собственного голоса не находил».
На протяжении 20-х гг.
поэт проходит путь интенсивных духовных поисков и художественного эксперимента.
От подражательных юношеских стихотворений 1821 г. («Сизифово рождество»,
«Небесная Севилья», «Сердце – пустырь»), несущих следы влияний разнородных
поэтических школ – от символизма до футуризма, он приходит к обретению
творческой самостоятельности. С середины десятилетия одно за другим создаются
его оригинальные стихотворения, впоследствии составившие первую книгу.
Когда в 1929 г. вышла
книга «Столбцы», включившая 22 стихотворения 1926–1928 гг., она сразу же
привлекла к себе внимание и вызвала разноречивые отклики: с одной стороны, были
серьезные положительные рецензии, отмечавшие приход нового поэта со своим
оригинальным видением мира, с другой – грубые разносные статьи-окрики. Что же
вызвало такую неоднозначную реакцию?
В стихотворениях
«Столбцов» («Новый быт», «Ивановы», «Свадьба» и др.) проявилось резко
индивидуальное и отстраненное восприятие автором современной действительности.
Сам поэт позже писал, что темой его стихов был глубоко чуждый и враждебный ему
«хищнический быт всякого рода дельцов и предпринимателей», «сатирическое
изображение этого быта». В них возникают черты абсурдизма, реалистическая
конкретность соседствует с гиперболизацией и алогизмом образов.
Выступая в 1936 г. в
дискуссии о формализме и вынужденно соглашаясь с обвинениями критики в адрес
его экспериментальных стихов, Заболоцкий не отказывался от сделанного им в
начале пути и подчеркивал: «Столбцы» научили меня присматриваться к внешнему
миру, пробудили во мне способность пластически изображать явления. В них
удалось мне найти некоторый секрет пластических изображений».
Основная направленность
лирики Заболоцкого середины 30-х гг. – философская. Стихотворения 1936–1937 гг.
«Вчера, о смерти размышляя…», «Бессмертие» (позднее получившее название
«Метаморфозы») свидетельствуют о пристальном внимании поэта к вечным вопросам
бытия. Во «Второй книге» (1937) восторжествовала поэзия мысли. Произошли
существенные изменения в поэтике Заболоцкого, хотя найденный им еще в
«Столбцах» «секрет пластических изображений» получил здесь явное и весьма
выразительное воплощение.
Несмотря на кажущиеся
благоприятными внешние обстоятельства жизни и работы (выход книги стихов,
высокая оценка его перевода «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели, начало
работы над стихотворным переложением «Слова о полку игореве»), поэта подстерегала беда. В марте 1938 г. он был
арестован органами НКВД и после жесточайшего допроса, продолжавшегося четверо
суток, и содержания в тюремной психиатрической больнице получил пятилетний срок
исправительно-трудовых работ.
С конца 1938 и до начала
1946 г. Заболоцкий пробыл в лагерях Дальнего Востока, Алтайского края,
Казахстана, трудился в тяжелейших условиях на лесоповале, взрывных работах,
строительстве железнодорожной магистрали и лишь благодаря счастливому стечению
обстоятельств смог устроиться чертежником в проектное бюро, что и спасло ему
жизнь.
Это было десятилетие
вынужденного молчания. С 1937 по 1946 г. были написаны лишь два стихотворения,
развивающие тему взаимоотношений человека и природы («Лесное озеро» и
«Соловей»). В последний год Великой Отечественной войны и в первое послевоенное
время он возобновляет работу над художественным переводом «Слова о полку
Игореве», сыгравшим важную роль в возвращении его к собственному поэтическому
творчеству.
Послевоенная лирика
Заболоцкого отмечена расширением тематического и жанрового диапазона,
углублением и развитием социально-психологических, нравственно-гуманистических
и эстетических мотивов. Уже в первых стихах 1946 г. – «Утро», «Слепой»,
«Гроза», «Бетховен» и др. – как бы распахнулись открывшиеся горизонты новой
жизни и вместе с тем сказался опыт жестоких испытаний.
В эти годы Заболоцкий
пишет такие замечательные стихотворения, как «Слепой», «Я ищу гармонию в
природе», «Завещание», «Прощание с друзьями». Последнее посвящено памяти А.
Введенского, Д. Хармса, Н. Олейникова и других товарищей по группе Обериу, ставших в 30-е гг. жертвами
сталинских репрессий. Стихи этих лет отмечены поэтической конкретностью,
пластикой и живописностью образов и одновременно – глубоким осмыслением проблем
бытия, природы и искусства.
II. Реализация домашнего
задания.
1. Ответ на вопросы:
– Каким представляется вам
личность Заболоцкого?
– Что в воспоминаниях
современников остановило ваше внимание?
2. Сообщения учащихся о поэте с чтением стихов.
3. Чтение наизусть понравившихся стихов Заболоцкого с комментарием.
III. Продолжение работы над
новым материалом.
1. Чтение и анализ стихотворений.
1) «Завещание».
Элегия была написана в
1947 г. Образ природы воплощен в живом и целостном, субъективно окрашенном
лирическом переживании. В этих элегических стихах использован отвечающий жанру
размер – 5- и 6-стопный ямб.
При всей глубине и
серьезности стихотворение отмечено живой интонацией разговора с современником и
потомком о главных, жизненно важных вопросах. Это своего рода итог эволюции
философской лирики поэта, его многолетних размышлений о человеке и мире, о
личном бессмертии.
– В чем же видит смысл
жизни автор? Какая философская мысль определяет содержание этого лирического
стихотворения? (Лейтмотив стихотворения – утверждение вечно живого,
прекрасного, многоцветного, сияющего мира. Именно в нем сохраняются «живая
душа», ум, мысли, сознание человека, который остается в природе, «как медленная
птица», «как летний дождь».)
2) «Я не ищу гармонии в природе…».
Выразительное чтение стихотворения.
Стихотворение носит
программный характер для всего творчества Заболоцкого. Оно открывает раздел
«Книга вторая. Стихотворения 1932–1958 гг.» в подготовленном поэтом в 1957 г.
собрании своих сочинений. Написанное характерным для философской лирике
5-стопным ямбом, оно опирается на классическую (тютчевскую) традицию и в то же
время вступает с ней в полемику.
– Какой мы видим природу у
Заболоцкого?
Природа у Заболоцкого
живая, бесконечно изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном,
буйном движении, занята, как и человек, тяжким трудом и «бесплодною игрой». Мир
ее одухотворен, и это проявляется во всей системе тропов (находим в словаре,
зачитываем): эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений. Идя от частного к
общему, поэт создает в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и
разума, но обретающей их в деяниях человеческих. (Ответы подтвердить
цитатами.)
2. Самостоятельная работа.
Анализ стихотворений «О красоте человеческих лиц» и
«Можжевеловый куст» (по вариантам).
3. Заключительное слово учителя.
При всем многообразии
творчества Н. Заболоцкого следует подчеркнуть единство и цельность его
художественного мира. Художественно-философское осмысление противоречий бытия,
раздумья о человеке и природе в их взаимодействии и единстве, своеобразное
поэтическое воплощение современности, истории, «вечных тем» составляют основу
этой цельности.
В творчестве Заболоцкого
несомненно обновление и развитие русской поэтической мысли (философской лирики
XVIII–XIX вв.: Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева). С другой стороны,
Заболоцкий активно осваивает опыт поэтов ХХ в. (Мандельштама, Пастернака).
Жизненный и творческий
путь Н. А. Заболоцкого по-своему отразил трагические судьбы русской литературы
и русских писателей ХХ в. Заболоцкий унаследовал и развил достижения русской
поэзии, соединив лучшие традиции литературы прошлого с самым смелым
новаторством, характерным для ХХ столетия, по праву заняв место в ряду его
поэтов-классиков.
IV. Итог
уроков.
Домашнее
задание:
1) выучить наизусть
понравившееся стихотворение;
2) подготовиться к уроку
по творчеству М. Цветаевой.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.