Уроки 65–66 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА: МНОГООБРАЗИЕ ЖАНРОВ И НАПРАВЛЕНИЙ
Уроки 65–66 русская литература
хх века: многообразие жанров и направлений
Цели: продолжать обучать конспектированию; учить
обмениваться мнением о прочитанном.
Ход уроков
I.
Проверка домашнего задания. Работа по теме урока.
1. Беседа по вопросам статьи (с. 41–42, II ч.), конспектирование.
– Какие традиции
сохранялись в русской литературе на рубеже XIX–XX вв.? (Традиции русской
классической литературы.)
– Почему после 1917 г.
русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно? (Часть
писателей эмигрировала.)
– Какая тема
господствовала в литературе 20-х гг.? (Тема гражданской войны.)
– Какие события нашли
отражение в литературе 30-х гг.? (Художественное осмысление свершившихся в
стране событий.)
– Что исследовали
писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне? (Политические
и нравственные истоки победы.)
– Каковы основные
особенности литературы 50–70-х гг.? (Происходит переосмысление роли войны,
отражаются противоречия наступившей мирной жизни; в пьесах – острота
нравственных конфликтов; период «оттепели»: критический подход к истории и
современной жизни народа и государства; взлет поэзии; «деревенская проза».)
– Какие имена драматургов,
поэтов, прозаиков этого периода вам знакомы? (Драматурги: Вампилов, Арбузов,
Розов, Шварц; поэты: Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский,
Рубцов; прозаики: Шукшин, Распутин, Астафьев, Белов и др.)
– Как вы понимаете
выражение «авторская песня»?
– Что принципиально нового
было осуществлено в литературе 80–90-х гг.? (Стали доступны произведения
писателей русского зарубежья, писателей – узников сталинских лагерей:
Солженицына, Шаламова; новое звучание получила тема народного подвига в Великую
Отечественную войну; увидели свет произведения известных авторов: Ахматовой,
Твардовского и т. д., писавшиеся «в стол».)
– В последнем абзаце
статьи сказано, что история русской литературы ХХ в. – трагическая. Почему?
1) Губительное
воздействие цензуры на литературу («запрет» на Б. Пильняка, Е. Замятина, М.
Булгакова и др.);
2) 30-е гг. – репрессии
(расстрелы, лагеря) (И. Бабель, О. Мандельштам), публичные преследования (М.
Цветаева);
3) эмиграция цвета
русской литературы (И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев);
4) тенденция приведения
литературы к единому методу – социалистическому реализму.
2. Работа со словарем литературоведческих терминов:
понятие социалистический реализм.
3. Обмен мнениями о прочитанном, прослушивание
отзывов.
1) А. И. Куприн. «Олеся»;
2) М. И. Цветаева. «Мой
Пушкин»;
3) Ю. Н. Тынянов. «Смерть
Вазир-Мухтара»;
4) М. А. Шолохов. «Донские
рассказы»;
5) А. И. Солженицын.
«Крохотки»;
6) К. Д. Воробьев. «Убиты
под Москвой»;
7) Ф. Искандер. «Праздник
ожидания праздника».
II. Итог
уроков.
Домашнее
задание:
1) прочитать статью о И.
А. Бунине (с. 44–49, II ч.), рассказ «Темные аллеи»;
2) индивидуальное задание:
подготовить литературный монтаж о жизни и творчестве писателя, включив его
стихотворения, высказывания о нем критиков, других писателей.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.