Урок 47 ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Урок 47 итоговая работа по
творчеству М. ю. Лермонтова
Цель: выявить усвоение темы.
Ход урока
I. Чтение и анализ 1–2
сочинений (сильных учеников), с комментарием степени раскрытия темы и речевой
грамотности.
II. Тестовая работа.
Задание 1.
Михаил Юрьевич
Лермонтов жил:
1. В
1814–1841 гг.
2. В
1824–1849 гг.
3. В
1812–1837 гг.
Задание
2.
Определите мотивы
(темы) лирики М. Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений:
1.
«Письмо», «Чаша жизни», «Монолог», «Ангел», «К***».
2.
«Монолог», «Кладбище», «Исповедь», «Смерть», «Земля и небо».
3.
«Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».
4.
«Новгород», «Жалобы турка», «Парус», «Желание», «Прощай, немытая Россия…»,
«Кинжал».
5.
«Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия…».
6. «И
скучно и грустно…», «Утес», «На севере диком», «Узник», «Сосед», «Соседка»,
«Пленный рыцарь».
7. «Я к
вам пишу», «Кавказ».
тема
поэта и поэзии
любовная лирика
мотив богоборчества
тема родины
тема природы
философская лирика
вольнолюбивая лирика
Задание
3.
Определите размер
стихосложения:
И гордый Демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом небесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
1. Ямб.
2. Хорей.
3. Дактиль.
4. Амфибрахий.
5. Анапест.
Задание
4.
Укажите количество стоп
в стихе: «Сижу за решеткой в темнице сырой...»
1. 2
стопы.
2. 3 стопы.
Задание
5.
Определите период
творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы
Лермонтова:
1.
«Мцыри», «Демон», «Что толку жить…».
2.
«Молитва», «Памяти А. И. Одоевского», «Завещание».
романтический
реалистический
Задание
6.
Найдите метафоры и
сравнения в приведенных строках:
1. «В
пространстве брошенных светил…»
2. «Под
ним Казбек, как грань алмаза…»
метафора
сравнение
Задание
7.
Гипербола – это:
1. Один
из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобии, художественном
преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя.
2.
Такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они
наделяются свойствами живых существ.
3. Один
из тропов: художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или
результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.
Задание
8.
Подчеркните гиперболы,
использованные в тексте:
Я тот, чей взор надежду губит,
Я тот, кого никто не любит,
Я бич рабов моих земных.
Я царь познанья и свободы.
Я враг небес.
Я зло природы.
И, видишь, – я у ног твоих!
Тебе принес я в умиленьи
Молитву тихую любви,
Земное первое мученье
И слезы первые мои.
Задание
9.
По идейному содержанию
произведений Лермонтова определите их названия:
1.
Возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию
мира, поиск «вечного обновления», «вечного возрождения», «история души» главного
героя – могучей личности с нереализованными возможностями.
2.
Протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как
естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к
родине.
3.
Защита чести, прав и достоинства человека, призыв к свободе, столкновение двух
противоборствующих сил.
«Песня
про купца Калашникова...».
«Мцыри».
«Демон».
Задание
10.
К какому
идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего
времени»?
1. Романтизм.
2. Критический реализм.
3. Сентиментализм.
4. Просветительский
реализм.
5. Классицизм.
Задание
11.
Тема художественного
произведения – это:
1.
Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и
определенным образом преображенные в системе данного художественного мира.
2.
Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их
художественной последовательности, предусмотренной композицией данного
произведения.
3.
Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема,
поставленная в нем писателем.
Задание
12.
Определите идею романа
«Герой нашего времени»:
1.
Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения
восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.
2.
Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной
среды.
Задание
13.
О ком сказано: «Ни
в чем не видит для себя закона, кроме самого себя»?
1. О Печорине.
2. Онегине.
3. Докторе Вернере.
4. Грушницком.
Задание
14.
В чем трагедия Печорина?
1. В
конфликте его с окружающими.
2. В
неудовлетворенности окружающей действительностью и в свойственном ему
индивидуализме и скептицизме. В ясном понимании им своей противоречивости,
пропасти «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В. Г. Белинский).
3. В
безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.
4. В
эгоистичности.
Задание
15.
Определите, кому
принадлежат приведенные характеристики:
1.
Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий,
«честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения,
смиренный, верноподданный.
2. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к
действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный,
хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.
3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по
убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек
большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.
4. Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно
любящая.
5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.
Грушницкий.
княжна
Мери.
Максим
Максимыч.
доктор
Вернер.
Бэла.
Задание 16.
О
ком из героев романа идет рассказ?
«Славный был малый, смею вас уверить, только немного
странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут,
устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет,
уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне
ходил на кабана один на один. бывало,
по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так
животики надорвешь от смеха... Да-с, с большими был странностями...»
1. Грушницкий.
2.
Печорин.
3.
Максим Максимыч.
4.
Доктор Вернер.
Задание 17.
Чтобы
подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряженность, усилить
впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и
показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий
романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий в
«Герое нашего времени».
1.
«Бэла».
2. «Максим Максимыч».
3. Предисловие к журналу
Печорина.
4. «Тамань».
5. Окончание журнала
Печорина.
6. «Княжна Мери».
7. «Фаталист».
Задание
18.
Определите, чей это
портрет.
«...Был
человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист... а
вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах,
хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца
человеческого... Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок... Его маленькие
черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его
одежде были вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-желтых
перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета».
1.
Грушницкий.
2.
Печорин.
3. Вернер.
4. Максим Максимыч.
Задание
19.
Психологичность пейзажа
в романе предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию
предшествует данный пейзаж?
«...Кругом,
теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и
Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между
которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю
площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу
казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и
временем, ожидали своей добычи».
1.
Дуэль Печорина и Грушницкого.
2. Похищение Карагеза.
3. Гибель Бэлы.
4. Выстрел Вулича.
Задание
20.
По характерным
признакам определите, к какому жанру относится произведение М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»:
1. В
русской средневековой литературе так называлось любое произведение,
рассказывающее о каком-либо событии.
2.
Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.
3. Жанр
эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который
стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с
окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.
Задание
21.
Печорина звали:
1.
Максим Максимыч.
2. Григорий Александрович.
3. Сергей Александрович.
4. Александр Григорьевич.
III. Итог урока.
Г. М. Фридлендер пишет:
«Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы; попадая в новые
обстоятельства, он каждый раз ставит новую пьесу, в которой сам же герой играет
главную роль. Каждая новелла является очередной такой "пьесой",
поставленной и разыгранной самим героем».
Какая из поставленных и
сыгранных Печориным «пьес» ему больше всего удалась? В какой из ролей он
показывает свое истинное лицо?
Домашнее задание:
1) повторить биографию
Гоголя по учебнику;
2) индивидуальное задание:
сообщение «Интересно о Гоголе».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.