Урок 46 ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ ЭПИЗОДА ПО ГЛАВЕ «ТАМАНЬ»
Урок 46 обучение анализу
эпизода по главе «тамань»
Цели: учить анализировать эпизод прозаического текста;
закрепить изученное о понятиях «микросюжет», «авторская позиция»,
«самораскрытие героя».
Ход урока
I. Проверка домашнего
задания.
Тестовая работа, составленная учащимися, с целью проверки знания
текста главы «Тамань».
II.
Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и целей урока.
– Хорошее знание текста
поможет нам при его анализе. Рассмотрим эпизод (гл. «Тамань») по плану:
1) микросюжет;
2) композиция;
3) детали;
4) способы выражения
авторской позиции.
– Установите ближние
связи, рассмотрите эпизод в системе других эпизодов.
– Обратите внимание на
возможные «переклички» эпизода с другими произведениями.
– Свяжите свои наблюдения
с темой, идеей произведения, авторским мировоззрением, мастерством.
2. Работа с развернутым планом сочинения на тему «Роль главы
«Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
1) Деление текста на
части, различающиеся сюжетом и героями, – отличительная особенность романа
«Герой нашего времени».
2) Роль главы «Тамань» в
романе.
3) Сюжет главы, ее
композиция.
4) Характер Печорина,
вырисовывающийся из описываемых событий; как способствует выявлению его
характера центральная ситуация главы.
5) Лаконизм повести,
точность и простота как отличительные особенности повествования.
6) Пейзаж, контрастность,
романтические мотивы, точное воссоздание быта, изображение экзотического мира –
способы выражения авторской позиции.
7) «Тамань» – первая часть
дневниковых записей Печорина, с которой начинается «самораскрытие» героя.
8) Высокая оценка «Тамани»
В. Белинским: «Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она
решительно не допускает их: это словно какое-то лирическое стихотворение, вся
прелесть которого уничтожается одним выпущенным или измененным не рукою самого
поэта стихом…»
3. Работа с таблицей.
«Герой нашего времени» –
это «история души человеческой», история развития одной личности, воплотившей в
своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода.
Фабула –
совокупность событий художественного произведения в их естественном
хронологическом порядке.
Обратимся
к таблице: в чем причина такого расположения частей?
Сюжетный
порядок |
Хронологический (фабульный) |
«Бэла» – Путешествие по военно-грузинской
дороге офицера-повествователя с Максимом Максимычем. – Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. – Переезд через крестовый
перевал. – Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле. – Концовка «Бэлы». заключение
от имени офицера-повествователя |
7 5 8 6 9 |
«Максим Максимыч» – Встреча Максима Максимыча с Печориным. – Включение сообщения о том, что Печорин умер |
10 11 |
«Предисловие к "Журналу
Печорина"» – Предыстория того, как Печорин попал на Минеральные
Воды на Кавказе |
1 |
«Тамань» – Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью |
2 |
«Княжна Мери» – Окончание повести – запись, сделанная Печориным по
памяти в крепости |
3 |
«Фаталист» – История с Вуличем
в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы |
4 |
Такое
построение дает возможность автору:
– максимально
заинтересовать читателя судьбой Печорина;
– проследить историю его
внутренней жизни;
– раскрыть образ Печорина
двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего
самораскрытия;
– показать, как бы
оставляя героя в живых, свою, авторскую, позицию.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.