Главное меню

  • К списку уроков
Урок 28 «ПЕВЕЦ ЛЮБВИ, ПЕВЕЦ СВОЕЙ ПЕЧАЛИ» (ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА) (урок развития речи)
28.03.2013 18677 2581

Урок 28 «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика А. С. Пушкина)
(урок развития речи)

Цели: познакомить с адресатами любовной лирики Пушкина; обучать выразительному чтению.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

1. Лирика А. С. Пушкина удивительно богата содержанием, и чтобы раскрыть это богатство, надо назвать основные ее темы (такое тематическое деление, разумеется, условно):

1) Патриотическая лирика:

– любовь к родной природе;

– гордость героическим прошлым русского народа;

– чувство национальной гордости.

2) Вольнолюбивая лирика Пушкина:

– разоблачение самодержавия и крепостного права;

– призыв современников к борьбе за свободу народа;

– воспевание борцов за свободу народа.

3) Интимная лирика:

а) дружба:

– дружба как прочный братский союз;

– дружба как союз единомышленников;

– дружба-вражда;

б) любовь:

– любовь как чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления (любовь юноши, любовь «человека возмужалого», любовь человека, умудренного жизнью);

– любовь как мимолетное влечение;

– гуманизм как основа любви;

– любовь и чувства, неразрывно связанные с ней: радость, грусть, печаль, ревность.

4) Пушкин о поэте и поэзии:

– поэзия и действительность;

– назначение поэзии;

– поэт и народ;

– поэт и толпа;

– положение поэта в современной Пушкину России;

– оценка собственной поэзии.

2. Поэзия Пушкина – «союз волшебных звуков, чувств и дум»:

1) высоким вольнолюбивым мыслям поэт нашел выражение в стиле ораторской призывной речи;

2) интимные чувства любви и дружбы раскрыл в пленительных напевных звуках;

3) патриотическое чувство национальной гордости воплотил в звуках, разящих врага «как удар меча»;

4) картины родной природы Пушкин опоэтизировал словами, точно передающими ее краски, запахи и звуки;

5) философские размышления о добре и зле, о жизни и смерти, о поэте и бессмертии поэтического дела передал в выражениях удивительной простоты и краткости.

3. Взглянем на мир глазами Пушкина – его сердцем и мыслью…

А что такое «поэзия мысли»?

Конечно же, поэзия – это по преимуществу «память сердца»… Какие пушкинские строки слышатся вам за этой формулой?

1) Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».

– Ваши впечатления от пушкинских строк? В чем тайны пленительности стихотворения, в котором мы словно уже слышим романс Глинки?

– Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? вслушайтесь в само звучание, в инструментовку пушкинских строк, в их мелодию.

Тайна звуков у Пушкина – гласных и даже согласных.

– Услышали ли вы звуковые и лексические повторы, сквозные рифмы (мгновенье – вдохновенье – упоенье; безнадежный – нежный – мятежный; ты – красоты – мечты – черты) и даже повтор строк? Случайно ли это? И почему поэт избрал для повтора именно эти слова?

2) Останьтесь наедине с пушкинским признанием, перечитайте его.

Самостоятельное чтение учащимися стихотворения про себя.

– Ваши новые открытия?

– Как построено стихотворение? Сравните начальную и заключительную строфы, соотнесите их со стихотворением в целом.

– Остались ли в вашей памяти слова, из которых соткано «чудное мгновенье», образ любимой? В чем их тайна?

– Наконец, сюжет пушкинского стихотворения: ведь в нем жизнь поэта, его судьба (лирическая автобиография).

– Кому оно посвящено, кто его адресат?

3) Сообщение учащегося об А. П. Керн (домашнее задание).

II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии…» и «Я вас любил…».

1. Слово учителя.

Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику его не следует рассматривать как поэтический аналог «донжуанского списка». В шедеврах пушкинской лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил…» или «На холмах Грузии…», искать ответ на вопрос, кого именно имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви или повторяя, как заклинание: «печаль моя полна тобою, / тобой, одной тобой…».

2. Чтение стихотворения «На холмах Грузии…».

– Всего 8 (!) строк. Почему оно так кратко?

– Что поразило вас в этом пушкинском шедевре? Сопоставьте его с предыдущим («Я помню чудное мгновенье…»).

3. Чтение стихотворения «Я вас любил…».

Сколько раз произносили человеческие уста эти простые слова: «Я вас любил…», но только в пушкинских строках они стали высочайшей и трепетной поэзией. Почему? Да и все стихотворение соткано из самых обыкновенных слов; как они преображаются в строках поэта?

Вернемся к начальным словам, к времени глагола: «Я вас любил…». Ведь это прощание не только с любимой, но и с любовью, с недавним чувством.

– Вы поверили в это? В чем тайна пушкинского «расставания» с любимой?

– Сравните «Я вас любил…» с предыдущей страницей Пушкина. (Как тонко, деликатно подчеркивает Пушкин силу прошедшей любви! В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь; относясь к ней бережно, с теплотой, он желает, чтобы «другой» любил ее так же искренно и нежно, как он.)

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадонна».

В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает первообраз, который именуется Мадонной, Марией-девой, Матерью Господа Христа, Пречистой.

1830 год. И вот его «Мадонна»!

Чтение стихотворения учащимися.

– Что вызывает в памяти пушкинское стихотворение? Сравните с мадоннами Рафаэля и Леонардо да Винчи (репродукции женских портретов художников Возрождения).

– В чем совершенство поэтической формы «Мадонны»? Что поразило вас в ее строфах?

– Составьте строфическую схему пушкинского стихотворения. Ваши открытия? Встречались ли вы с подобной стихотворной формой?

Да, верно, перед нами сонет, пушкинский сонет. Но почему поэт избрал столь усложненную форму? в чем ее преимущество? С этой стихотворной формой связаны два бессмертных имени: Петрарка и Шекспир – гениальные поэты Италии и Англии.

Вслушайтесь в стихи Петрарки.

Чтение по выбору сонетов XVII, XVIII, XX, XXI или других.

– А теперь сонеты Шекспира (чтение сонетов 18, 23, 58 или др.).

– Ваши впечатления? Вам понятно пристрастие этих поэтов к форме сонета?

– Еще раз сопоставим их сонеты с пушкинским: почувствовали, уловили ли вы своеобразие «Мадонны» русского поэта, неповторимую прелесть этого стихотворения?

– Каково «преображение» Мадонны в его заключительных строках? Понятен ли вам замысел поэта?

В сонете две героини: образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины (чаще всего этот образ связывается с именем Натальи Гончаровой).

Очень важна для понимания образа возлюбленной последняя строка, состоящая всего из 4 слов, из которых два – это эпитет «чистейший», почти буквально повторяющийся.

– В какой форме употреблено здесь прилагательное «чистый»? (В форме превосходной степени.)

– В чем смысл такого соседства двух одинаковых прилагательных в превосходной степени? (Поэт усиливает отмечаемые сходства.)

– Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (Эталон, идеал, пример.)

Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Один из виднейших русских религиозных философов С. Соловьев определял смысл любви тем, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.

IV. Заключительное слово учителя.

Главной задачей сегодняшнего урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала, Мадонны.

Домашнее задание: письменный анализ одного из стихотворений о любви; ответить (устно) на вопрос в хрестоматии (на усмотрение учителя).

 

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.