Урок 14 Н. М. КАРАМЗИН – ПИСАТЕЛЬ И ИСТОРИК
Урок 14 Н. м. карамзин – писатель и историк
Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Н. М.
Карамзина; работать над выразительным чтением стихотворения, прозаических
отрывков.
Ход урока
I.
Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя о Н. М. Карамзине.
К чему ни
обратитесь в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике,
критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.
В. Г.
Белинский
Кто же он
такой, Николай Михайлович Карамзин? В чем его заслуги перед литературой,
отечеством?
Николай Михайлович Карамзин
родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина.
Детство его прошло в деревне на берегу Волги, там он овладел основами грамоты. затем – симбирский пансион, а вскоре
его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он
получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому.
С 1783 г. – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца.
Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, которая приводит Карамзина в Москву.
Ранний период творчества писателя связан с кругом Новикова. В годы, когда
Новиков возглавлял Типографическую компанию, он привлек Карамзина к
сотрудничеству и поручил ему редактирование первого в России специального
журнала для детей «Детское чтение» (1785–1789 гг.). Человек и его переживания
станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и
мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных
«систем» – масонства, о котором мы уже говорили, и просветительства. Воздействие
философских и эстетических идей английского, французского и немецкого
Просвещения испытывал Карамзин уже с молодых лет. Он верил в «изящность законов
чистого разума», усвоил урок просветителей о внесословной ценности личности.
Культура просвещения навсегда
стала в глазах Карамзина «палладиумом благонравия».
«Республиканец» в душе,
Карамзин переводит на русский язык шекспировского «Юлия Цезаря» (1787 г.) и
трагедию Лессинга «Эмилия Галотти» (1788 г.), восхищается в молодые годы ораторами французской буржуазной
революции, внимательно следит за развертыванием событий во Франции вплоть до
эпохи якобинской диктатуры, которую он переживает болезненно и под влиянием
которой испытывает глубокий внутренний кризис. В литературных письмах –
«Мелодор к Филалету» и «Филалет к Мелодору» (1793–1794 гг.) – слышно
трагическое разочарование писателя в идеалах Просвещения. «Век Просвещения! Я
не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя, среди убийств и разрушений не
узнаю тебя!» – восклицает Мелодор. В ответ на его сетование Филалет горестно
призывает искать «источник блаженства в собственной груди нашей».
Утверждая вслед за Руссо,
что республика – лучшая форма правления для малых стран, Карамзин отныне твердо
отстаивает благотворность для России и для крупных государств вообще монархии
как гарантии прочного общественного порядка. Он признает прочными лишь те
изменения государственного и общественного уклада, которые осуществляются
мирно, «посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума,
просвещения, воспитания, добрых нравов».
Карамзин-художник
формировался под широким влиянием западноевропейской культуры. Особенно сильным
было воздействие, оказанное на Карамзина творчеством Руссо.
Карамзин-просветитель с
горячим восхищением относился к Шекспиру, Т. Мору, Ричардсону, Гольдони, Гете.
Его знание европейской культуры – литературы, философии, общественной мысли –
носило подлинно энциклопедический характер.
Итогом длительного
пребывания за границей (с мая 1789 г. по сентябрь 1790 г.) стали «Письма
русского путешественника», надолго ставшие образцом для многочисленных
позднейших писателей-«путешественников» эпохи русского сентиментализма.
Карамзин побывал в германии, Швейцарии, Франции, Англии.
Его «Письма…» содержат обширный информационный материал об общественной и
культурной жизни этих стран. При этом писатель стремится передать чувства,
возникающие у него под влиянием увиденного. Анализ этих чувств ведет автора к
самоуглублению и самонаблюдению. Прощаясь с читателем в последнем письме,
Карамзин делает знаменательное признание: «Вот зеркало души моей в течение
осьмнадцати месяцев; оно через двадцать лет (если столько проживу на свете)
будет для меня еще приятно – пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я
был, как думал и мечтал; а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее
самого себя?»
«Письма русского
путешественника» печатались в «Московском журнале» (1791–1792 гг.), издание
которого Карамзин предпринял по возвращении из-за границы.
В «Московском журнале»
появилась и повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792 г.), с восторгом принятая
современниками.
Лаконизм повествования,
тонкость художественного письма, умение сделать читателя соучастником
переживаний героев, одухотворенность и лиричность то мрачного, то радостного
весеннего, то бурного и грозного пейзажа, созвучного чувствам автора и
персонажей повести, сложность психологического рисунка – все это было ново для
русского читателя. Повесть Карамзина воспринималась как быль (так же, как это
было в Германии со «Страданиями юного Вертера» Гете); окрестности Симонова
монастыря, где жила и погибла Лиза, «Лизин пруд» стали надолго любимым местом
паломничества образованной дворянской публики.
Прозаические опыты
Карамзина по жанровой структуре не повторяли друг друга. Среди них и образцы
бессюжетной лирической прозы, и любовно-психологическая повесть, и исторические
повести («Наталья, боярская дочь», 1792 г. и «Марфа-посадница», 1803 г.), и
ироническая повесть-сказка, и таинственный рассказ-миниатюра с элементами
проромантической готики («Остров Бурнгольм»). Пейзажные зарисовки, лирические
медитации, прозаические элегии делают достоянием его прозы мотивы, которые
прежде были исключительным владением поэзии. Большое значение приобретают
сложные перифразы, психологические эпитеты, лексические и синтаксические
повторы, звукопись, приемы музыкально-ритмиче-ского построения.
За «Московским журналом» в
1802–1803 гг. Карамзин основывает надолго ставший лучшим русским литературным
журналом «Вестник Европы», где появляются критические, публицистические,
исторические статьи писателя.
Венцом деятельности
Карамзина – писателя и историка – стала многотомная «История государства
Российского». Смерть писателя в 1826 г. прервала эту работу на XII томе, где
излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.
2. Доклады учащихся.
«Карамзин – историк
государства российского».
«История Государства
Российского» Карамзина познакомила несколько поколений русских читателей с
отечественной историей, содействовала процессу становления в стране
национального самосознания в годы, предшествовавшие восстанию декабристов.
Несмотря на то что она вызвала недовольство и возражения декабристской молодежи
(в том числе молодого Пушкина) из-за своей монархической тенденции, «История…»
была для того времени не только школой критики источников и вообще важной вехой
в развитии национальной исторической мысли, она имела большое воспитательное
значение и явилась одним из первых опытов многостороннего изображения
главнейших характеров и событий русской истории от ее истоков до начала XVII в.
«Языковая
реформа Карамзина».
И в прозе, и в стихах
Карамзин стремился устранить разрыв между языком письменным, книжным, и
разговорным языком «хорошего общества».
Языковая реформа Карамзина
противостояла ломоносовскому принципу «трех штилей». Отвергая высокий слог
классической трагедии и оды, так же как и бытовое просторечие низкого, Карамзин
ориентировался на единый для всех литературных жанров «средний» слог. И хотя
Карамзин значительно обогатил русскую лексику и семантику новыми смысловыми
оттенками, новыми словами и понятиями, разработанные им языковые формы
оставались оторванными от народной речи. Нормой для него служил разговорный
язык образованного общества, язык дворянской интеллигенции, и это делало его
реформу половинчатой и ограниченной. Неотшлифованный, повседневный бытовой язык
народа представлялся Карамзину грубым и непоэтическим. Сильные и слабые стороны
его позиции раскрыла полемика о «старом и новом слоге», разгоревшаяся в первом
десятилетии XIX в.
II. Итог
урока.
1. Слово учителя.
В XVIII в. русская
литература в своем стремительном развитии решала важную задачу, которую Пушкин
определил формулой: «…в просвещении стать с веком наравне». Задача эта являлась
естественным результатом выхода России как великой державы на мировую арену и усвоения
ею общеевропейских достижений. Оды Ломоносова и Державина, комедии Фонвизина,
«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, проза Карамзина и его «История
государства Российского» образовали тот прочный и необходимый фундамент, без
которого было бы невозможным построение здания русской классической литературы.
Наиболее сильную сторону
русской литературы XVIII в., в лучших ее образцах тяготевшей к сближению с
жизнью, к глубине и широте ее осмысления, составляли патриотизм,
гражданственность, высокая человечность и мужественность, восприимчивость к
передовым идеям века, могучая выразительность и музыкальность.
Все это подготовило
последующие великие достижения русской литературы XIX в.
2. Выразительное чтение стихотворений
Карамзина, подготовленных дома, с обоснованием учащимися своего выбора.
Домашнее
задание: сочинение «Бессмертные страницы литературы XVIII в.».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.