Конспект урока по Русской словесности 5 класс Тема: Выразительное чтение басни И.А.Крылова «Волк на псарне».
Цели:
- познакомить учеников: с творчеством
великого русского баснописца И. А. Крылова, с историческими событиями, отраженными в произведении басни «Волк на псарне»; методу
выразительного чтения басни;
- развивать в учениках способность
размышлять, правильно с точки зрения нравственности оценивать тот или иной
поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова; развивать навыки
выразительного чтения, умения описывать иллюстрации.
- воспитывать в учениках интерес к басне;
способствовать воспитанию в учениках чувства справедливости, жалости к слабому
и беззащитному;
Оборудование
урока: слайды о жизни и творчестве
И.А.Крылова, портреты Кутузова, Наполеона, запись басни «Волк на псарне»,
иллюстрации к басне «Волк на псарне».
Ход урока.
1. Повторение изученного.
Учитель: на предыдущем уроке мы
изучали новый литературный жанр-басню. А что такое басня? (Басня - это эпический литературный
жанр, создающий в ёмкой и простой форме аллегорическую картину взаимоотношений
человека с другими людьми и окружающим миром.)
- А как вы объясните понятие аллегории?
(Аллегория - художественный приём, когда животные, растения живут похожей на человека
жизнью.)
- Назовите двух античных литераторов,
которые разработали жанр басни; один-древнегреческий, другой-
древнеримский.(Эзоп и Федр)
- Какие ещё баснописцы вам известны? (Жан
де Лафонтен, Ф. А. Эмин и др.)
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: - Расскажите биографию и
творческий путь И.А.Крылова.
Ученик: И. А. Крылов родился в 1768
году в семье армейского офицера. Отец его рано умер, поэтому с отроческих лет
Иван Андреевич служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате.
Литературой Крылов начал заниматься с начала 80-х годов 18 века.
Ученик: Первые опыты его -
драматургические (комическая опера» Кофейница» (1782). Трагедии «Клеопатра»,
«Филомена», комедия «Бешеная семья»,
«Сочинитель в прихожей» и др.(1786- 1788).
Ученик: С 1789 по 1793 год И. А. Крылов выпускал сатирические журналы, которые
впоследствии были закрыты из-за цензуры. Басней Крылов начал заниматься с 1801
года. Его первые произведения в этом жанре -« Дуб и трость» и «Разборчивая невеста»
(переводы из Лафонтена) - были опубликованы в 1805 году.
Ученик: Иван Андреевич Крылов стоял у истоков реалистической
басни. Примечательно и то, что в своих баснях Крылов использовал живой русский
язык. Их новаторскими, отличительными чертами являются реалистическая
убедительность образов, острота между требованиями нравственности и
жестокостью, трусостью, лицемерием, корыстью, лестью и тщеславием.
Ученик: Умер Крылов в 1844 году. Этот
человек создал свыше двухсот басен. Во время Отечественной войны 1812 года Иван
Андреевич создал целый цикл басен, в которых так или иначе была отражена война
русского народа с Наполеоном.
Ученик: Главное же новшество басен
Крылова - успешное создание литературного образа русского характера и передачи
мудрости русского народа.
Учитель:
- Какие басни Крылова вы знаете, назовите
их.
Ученики перечисляют известные басни И. А.
Крылова («Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак», « Ворона и лисица», «Слон
и Моська» и др.)
3.Новая
тема.
Учитель:
- Сегодня мы познакомимся с басней И. А. Крылова
«Волк на псарне». Трудность работы над этой басней заключается не в
раскрытии идеи и образов, а в работе над текстом басни, над смысловым членением
его.
На
примере этой басни можете убедиться, что невнимательное отношение к пострению
предложения, к знакам препинания, затрудняет правильное понимание замысла
автора. А не поняв намерения автора, нельзя выразительно прочесть произведение,
так как выразительно читать – это прежде всего очень хорошо понимать то, что
читаешь.
Великий русский баснописец И.А.Крылов,
рисуя в своих баснях бесправие и угнетение народа, верил в силу и могущество
русского народа. Басня «Волк на псарне» посвящена событиям Отечественной войны
1812 года.
Крылов раскрывает в ней о том, как русский
народ встал на защиту своей Родины и победил. Таково историческое значение
басни.
Идея этой басни может быть выражена
словами: нет силы, большей, чем сила русского народа. Воспитательное значение
изучения этой басни – воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, к
русскому народу, воспитание чувства коллективизма.
Сила в коллективе, в сплоченности, в
спаянности масс.
В басне приведены исторические лица: Волк
– Наполеон, Ловчий – Кутузов.
Вам уже знаком образ голодного Волка.
Разница только в обстановке, в предлагаемых обстоятельствах.
- С кем имел дело Волк в басне «Волк и
Ягненок»? ( Волк имел дело со слабым ягненком).
Правильно,
он имел дело с физически слабым Ягненком, в басне же «Волк на псарне»
Волк показан лицом к лицу с сильным противником. Он пытается оправдать и скрыть
свои преступные намерения, уверить псарей, что он не только не враг, а даже
друг и пришел «совсем не ради ссоры».
Сквозное действие Волка – спастись. Для
этого прибегает к различным уловкам: обмануть, заверить в дружбе, пообещать
помочь.
Все слова Волка лицемерны, лживы. Он готов
утверждать какую угодно ложь и небылицу с самой притворной лестью и все с одной
целью: уцелеть!
Задача Ловчего – разоблачить лживые
уверения Волка и уничтожить его.
Трудно Волку обмануть опытногоЛовчего,
который так хорошо знает все волчьи повадки. Ловчий и слушать его не стал: «И
тут же выпустил на Волка гончих стаю»
Если последняя строчка в басне «Волк и
Ягненок» звучит как возмущение, протест против насилия, то здесь последняя
строчка звучит как торжество победителя.
4.Прослушивание в записи басни «Волк на
псарне». В это время учащиеся во время прослушивания записи следят по учебнику,
чтобы создать у учащихся впечатление от художественного произведения, и эмоционально
воздействовать на них живым увлекательным словом.
5.
Предложить учащимся рассказать ее содержание, чтобы проверить, верно ли
учащиеся поняли его.
- Какие выражения употребляет автор говоря
о Волке? (серый, забияка, сидит прижавшись в угол задом, зубами щелкая и
ощетиня щерсть, глазами хочет всех он съесть).
6.Чтение
басни учащимися для осмысления. Все слова которые будут читаться проецируются на экран.
Предложить прочитать первые две строчки:
Волк
ночью, думая залезть в овчарню,
Попал
на псарню.
Смысл этих строк таков: Волк ночью попал на псарню, рассчитывая попасть
в овчарню, ошибся («не измерив броду, сунулся в воду»). Этими словами Крылов
высмеивает Наполеона, который просчитался в своем нападении на Россию. Наполеон
был уверен, что и здесь его ждет слава победителя, а обрел он в России позор
поражения. На защиту Родины поднялся весь русский народ.
Нельзя читать
Волк (запятая) ночью думая залезть в овчарню,
Попал
на псарню.
Получается, что волк лишь «ночью думал», а
когда он попал на псарню – неизвестно.
Следующий кусок в рассказе является новым
этапом в развертывании событий.
Поднялся вдруг
весь псарный двор.
Почуя серого так
близко забияку,
Псы залились в
хлевах и рвутся вон на драку;
Псари
кричат: «Ахти, ребята, вор!»
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала
адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня! кричат, - огня!» Пришли с огнем.
- Что произошло? Волк попал на
псарню. Его почуяли собаки и залились лаем. Примчались псари, увидели волка,
сейчас же закрыли ворота, чтобы волк не мог убежать. Моментально псарня
превратилась в «ад». Кто бежит с ружьем, кто с дубьем, кто с огнем.
Развернувшиеся события раскрывают
содержание первой строчки: весь народ встал на защиту своей родины.
Следующий кусок посвящен описанию
Волка, описанию его состояния.
Мой Волк сидит,
прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня
щерсть,
Глазами,
кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что
тут не перед стадом,
И что приходит,
наконец,
Ему расчесться
за овец, -
Пустился мой
хитрец
В переговоры
И начал так …
В этом куске обособленное обстоятельство «Зубами
щелкая и ощетиня щерсть» находится
также между двумя предложениями .
Крылов описывает состояние Волка: шерсть у
него ощетинилась, зубы щелкают, глаза горят злобой –так бы, кажется, и съел
всех. У автора на конце первой строчки этого куска стоит точка. Большая пауза в
этом месте дает возможность читающему сосредоточить внимание слушателя на описании
того жалкого состояния, в котором оказался Волк.
Прижался в угол, боится двинуться с
места, чтобы чьи- нибудь вилы не угодили ему в бок; шерсть дыбом; зубы щелкают
– и , находясь в таком положении, Волк пускается в пространные переговоры.
Волку, в его положении, больше пристало бы просить о пощаде, а не
вступать в переговоры. Автор, чтобы подчеркнуть это несоответствие
унизительного положения Волка с его высокопарной речью, выделяет слово
«переговоры» в отдельную строчку, а перед прямой речью Волка ставит слова: «И
начал так…»
Ироническое отношение автора к фальшивой речи Волка сквозит в этих
словах. В бессильной злобе Волк
пускается на все. Волк уверяет, что он пришел (не залез!) с самыми добрыми
намерениями. Слова «Ваш старинный сват и кум» должны звучать как напоминание о
прежних дружественных отношениях и невозможности заподозрить его, Волка, в каких-то
дурных намерениях:
… Я, ваш
старинный сват и кум,
Пришел мириться
к вам, совсем не ради ссоры:
Забудем прошлое,
уставим общий лад! (знак восклицательный)
А я не только
впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с
другими грызться рад,
И волчьей клятвой
утверждаю,
Что я …
Как впервой басне Волк не знает границ своим лживым обвинениям и в
преувеличенно эмоциональной форме выражает свое удивление и негодование по
поводу поведения Ягненка, так и в этой басне Волк лживо удивляется поведению
псарей и не знает границ своим фальшивым заверениям в дружбе.
Лживость его слов становится совершенно очевидной, и Ловчий прерывает
его напыщенные фразы коротким,
презрительным обращением в повелительной форме: «Послушай-ка, сосед…», не
находя нужным слушать дальше наглые заверения Волка.
«Ты
сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С
волками иначе не делать мировой,
Как
снявши шкуру с них долой».
И
тут же выпустил на Волка гончих стаю.
4. Прочитать басню в лицах.
7. Подведение итогов урока.
- На уроке мы повторили и закрепили
пройденный ранее материал.
Познакомились с басней И. С. Крылова «Волк
на псарне»
8.
Кластер. Рассмотреть
одного и того же Волка в разных положениях, в разных обстоятельствах из двух
басен «Волк и ягненок» и «Волк на псарне».
9. Домашнее задание.
Подготовить
выразительное чтение басни И.А. Крылова «Волк на псарне», «Свинья под дубом» и
«Квартет».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.