Конспект к уроку русского языка "В.Распутин «Уроки французского» (внеклассное чтение)" 6 класс
19.01.2015
5934
996
Дюсембаева Самал Наукановна
Память о добре.
Урок «Педагогическая мастерская»
Задачи урока:
- помочь учащимся сформулировать ответ «на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого, кто приходит к сознанию человека» (Л. Толстой): «Что такое добро?»
- развивать навыки анализа самостоятельно прочитанного произведения, воспитывать чувства доброты и отзывчивости, стремления помочь человеку, оказавшемуся в сложной ситуации.
Оборудование: «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, этимологический словарь, портрет писателя.
Ход урока:
1. «Нарисуйте портрет» слова добрый. Ученики записывают в тетрадях и на доске словосочетания с этими прилагательными, дают определения понятиям:
добрые сердца – это те сердца, которые умеют любить, чувствовать жалость и сострадание к другим;
добрые слова – это слова, которые выражают чувства доброго сердца;
добрые мысли – это мысли, которые зарождаются в добром сердце, это мысли о тех, кто нуждается в тебе;
добрые дела – это осуществление добрых мыслей, добрых слов, дела доброго сердца.
2. Работа со «Словарем русского языка» С.И. Ожегова. Ученики зачитывают определения слова добрый.
3. Работа по этимологическому словарю. Добрый – общеслав. От доба «пора, время». Первоначальное значение – «большой, крепкий, вошедший в добу (пору)». Однокоренные слова: доброта (сущ.), добряк (сущ.), добреть (глагол), добро, добре (частица, прост.), добродетель (сущ.), добродушный (прил.), доброжелатель (сущ.) и др.
4. Раскройте значение слова добрый в устойчивых сочетаниях и пословицах.
Доброе слово человеку что дождь в засуху. Добрые дела. Доброго здоровья. В добрый час. Доброе старое время.
5. Ученики записывают в тетради слова Л.Н. Толстого (с доски): «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра». Эти слова становятся эпиграфом к уроку.
6. Краткая беседа по содержанию рассказа.
1. Когда происходит действие рассказа?
2. Где происходят события?
3. От чьего имени ведется повествование?
4. Как живется герою рассказа?
5. Почему мать отправила его в районный центр?
6. Что происходит с подростком вдали от дома?
7. Слово учителя. Произведение это автобиографично.
8. Один из учеников выступает с сообщением о судьбе Валентина Григорьевича Распутина. «Писателю было четыре года, когда отец ушёл на фронт. Одно из воспоминаний голодного послевоенного детства Распутин описал в рассказе «Уроки французского». Главная героиня его – Лидия Михайловна – названа в рассказе своим именем (фамилия её Молокова) «Этот рассказ, - вспоминает писатель, помог мне найти мою учительницу. Она прочитала его и узнала меня и себя, только не помнит, как высылала мне посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи». Рассказ посвящен матери замечательного драматурга Александра Вампилова – учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой».
9. Работа с текстом, анализ его «вслед за автором». Предварительно класс разбит на три группы, каждая из них получает задание, которое ребята выполняют после работы над текстом:
- описать душевный мир мальчика;
- рассказать об уроках человечности Лидии Михайловны;
- раскрыть авторское отношение к описываемым событиям.
10. Читаем и комментируем текст.
А) Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать свою сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса, ржи, чтобы развести посадки в животе, - тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались.
Вопросы:
1. Какие чувства вызывает прочитанный отрывок?
2. Только ли одному мальчику было голодно и трудно? Найдите приметы трудного послевоенного времени.
Б) Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда ездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у неё, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так в одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь.
Вопросы и задания:
1. Назовите слова и выражения, которые указывают на приметы жизни и биографии, объединяющие героя и автора.
2. Чья точка зрения представлена в тексте?
В) Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет! Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. Кажется, я до того не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных.
Вопросы и задания:
1. Почему мальчик отказывался от помощи?
2. Вспомните, что такое фразеологический оборот. Найдите фразеологизмы в тексте.
Г) В этот день мы занимались французским минут пятнадцать, а затем и того меньше, у нас появился другой интерес. Лидия Михайловна заставляла меня прочесть отрывок. Делала замечания, по замечаниям выслушивала ещё раз, и мы, не мешкая, переходили к игре. После двух небольших проигрышей я стал выигрывать. И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко – теперь уже в мороженных кружках… Ничего, жить можно было, а в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время.
Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я всякий раз чувствовал себя неловко, но успокаивал себя тем, что это честный выигрыш. Я никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала её сама. Отказываться я не смел. Мне казалось, что игра доставляла ей удовольствие, она веселела, смеялась, тормошила меня.
Вопросы и задания:
1. Удалось ли Лидии Михайловне найти способ помочь ученику, не задевая его гордость?
2. Догадывался ли мальчик, что в действительности заставляло учительницу играть с ним на деньги?
Идет обсуждение прочитанного в парах. Представители группы знакомят всех с результатами своей работы. Так дети учатся понимать героев и самих себя. Ребята выделяют в тексте рассказа приметы голодного быта: «Колхозник в те годы был рад любой копейке», «Жили мы без отца, жили совсем плохо», «В одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь», «Нас у матери было трое, я самый старший», «Корову не держали», «Денег у нас не водилось».
11. Ученики комментируют сцену драки мальчиков. Отмечают, как рисует её автор, как «работает» его слово. Им, по их признанию, стало даже не по себе, «как будто тебя бьют». Они восхищаются мальчишкой, которого так жестоко «проучили», а он вновь приходит в компанию Вадика, где его, без сомнения, снова изобьют. Находят опорные слова – глаголы состояния: «Я не выдержал и спустился к ним. Я знал, что иду на унижение…Меня зудило посмотреть…»
2-я группа размышляет над эпизодами, связанными с Лидией Михайловной. Ученики отмечают её привычку внимательно осматривать каждого, «мелкий и легкий голос». Но когда подросток убеждается в благородстве учительницы, её слабый голос перестает ему казаться голосом «птички в клетке».
Говоря о портретных описаниях героев, ученики отмечают прием антитезы, использованный автором: аккуратная, умная и красивая учительница, особого французского языка и тощий, диковатый мальчик с разбитым лицом, в старом, застиранном пиджачишке. Ребята из этой группы, говоря о душевной щедрости, доброте, истинной любви Лидии Михайловны к детям, обращают внимание класса на её чувство собственного достоинства. Это, по их признанию, сближает героев рассказа. Они согласны с утверждением, что «для учителя самое важное – понимать, что он может научить совсем немногому».
12. Учитель дополняет ответы учеников. «Рассказу предшествует посвящение (Анастасии
Прокопьевне Копыловой) и слова: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после».
В рассказе три плана: реальный мир, его отражение в мальчишеском сознании, воспоминания зрелого человека о своем детстве. Все части рассказа (посвящение, предисловие, послесловие, сюжет, характеры героев, название) рождают главную мысль, то, ради чего он написан. Вместе попытаемся ответить на вопрос: «О чем говорит название рассказа?»
13. Идет поиск смысла слова урок. Используем прием свистка. Ребята завершают предложение: «Урок, как я считаю, - это …» (форма учебной деятельности; опыт общения ученика с педагогом; жизненные наблюдения; результат раздумий; духовный опыт человека).
14. Размышляем над вопросом: «Какие «уроки» получил главный герой рассказа?»
Первый урок, по мнению ребят: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это».
Второй урок: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих. Оправдывай доверие других».
Третий урок: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь. Научись прощать обиды».
Четвертый урок: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся перед теми, кто сильнее тебя».
Пятый урок: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей. Помоги человеку в безвыходной ситуации».
15. Делаем вывод: мальчик приобрел жизненный опыт, но память об уроках доброты он сохранил на всю жизнь.
16. Урок-мастерская заканчивается заданием каждому ученику выбрать свой, нужный только ему в этот момент жизни урок, который преподал В. Распутин.
17. Задание на дом: написать сочинение-миниатюру «Мой путь к доброте», порассуждав в нем, как стать добрым.
Урок «Педагогическая мастерская»
Задачи урока:
- помочь учащимся сформулировать ответ «на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого, кто приходит к сознанию человека» (Л. Толстой): «Что такое добро?»
- развивать навыки анализа самостоятельно прочитанного произведения, воспитывать чувства доброты и отзывчивости, стремления помочь человеку, оказавшемуся в сложной ситуации.
Оборудование: «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, этимологический словарь, портрет писателя.
Ход урока:
1. «Нарисуйте портрет» слова добрый. Ученики записывают в тетрадях и на доске словосочетания с этими прилагательными, дают определения понятиям:
добрые сердца – это те сердца, которые умеют любить, чувствовать жалость и сострадание к другим;
добрые слова – это слова, которые выражают чувства доброго сердца;
добрые мысли – это мысли, которые зарождаются в добром сердце, это мысли о тех, кто нуждается в тебе;
добрые дела – это осуществление добрых мыслей, добрых слов, дела доброго сердца.
2. Работа со «Словарем русского языка» С.И. Ожегова. Ученики зачитывают определения слова добрый.
3. Работа по этимологическому словарю. Добрый – общеслав. От доба «пора, время». Первоначальное значение – «большой, крепкий, вошедший в добу (пору)». Однокоренные слова: доброта (сущ.), добряк (сущ.), добреть (глагол), добро, добре (частица, прост.), добродетель (сущ.), добродушный (прил.), доброжелатель (сущ.) и др.
4. Раскройте значение слова добрый в устойчивых сочетаниях и пословицах.
Доброе слово человеку что дождь в засуху. Добрые дела. Доброго здоровья. В добрый час. Доброе старое время.
5. Ученики записывают в тетради слова Л.Н. Толстого (с доски): «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра». Эти слова становятся эпиграфом к уроку.
6. Краткая беседа по содержанию рассказа.
1. Когда происходит действие рассказа?
2. Где происходят события?
3. От чьего имени ведется повествование?
4. Как живется герою рассказа?
5. Почему мать отправила его в районный центр?
6. Что происходит с подростком вдали от дома?
7. Слово учителя. Произведение это автобиографично.
8. Один из учеников выступает с сообщением о судьбе Валентина Григорьевича Распутина. «Писателю было четыре года, когда отец ушёл на фронт. Одно из воспоминаний голодного послевоенного детства Распутин описал в рассказе «Уроки французского». Главная героиня его – Лидия Михайловна – названа в рассказе своим именем (фамилия её Молокова) «Этот рассказ, - вспоминает писатель, помог мне найти мою учительницу. Она прочитала его и узнала меня и себя, только не помнит, как высылала мне посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи». Рассказ посвящен матери замечательного драматурга Александра Вампилова – учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой».
9. Работа с текстом, анализ его «вслед за автором». Предварительно класс разбит на три группы, каждая из них получает задание, которое ребята выполняют после работы над текстом:
- описать душевный мир мальчика;
- рассказать об уроках человечности Лидии Михайловны;
- раскрыть авторское отношение к описываемым событиям.
10. Читаем и комментируем текст.
А) Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать свою сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса, ржи, чтобы развести посадки в животе, - тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались.
Вопросы:
1. Какие чувства вызывает прочитанный отрывок?
2. Только ли одному мальчику было голодно и трудно? Найдите приметы трудного послевоенного времени.
Б) Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда ездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у неё, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так в одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь.
Вопросы и задания:
1. Назовите слова и выражения, которые указывают на приметы жизни и биографии, объединяющие героя и автора.
2. Чья точка зрения представлена в тексте?
В) Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет! Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. Кажется, я до того не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных.
Вопросы и задания:
1. Почему мальчик отказывался от помощи?
2. Вспомните, что такое фразеологический оборот. Найдите фразеологизмы в тексте.
Г) В этот день мы занимались французским минут пятнадцать, а затем и того меньше, у нас появился другой интерес. Лидия Михайловна заставляла меня прочесть отрывок. Делала замечания, по замечаниям выслушивала ещё раз, и мы, не мешкая, переходили к игре. После двух небольших проигрышей я стал выигрывать. И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко – теперь уже в мороженных кружках… Ничего, жить можно было, а в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время.
Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я всякий раз чувствовал себя неловко, но успокаивал себя тем, что это честный выигрыш. Я никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала её сама. Отказываться я не смел. Мне казалось, что игра доставляла ей удовольствие, она веселела, смеялась, тормошила меня.
Вопросы и задания:
1. Удалось ли Лидии Михайловне найти способ помочь ученику, не задевая его гордость?
2. Догадывался ли мальчик, что в действительности заставляло учительницу играть с ним на деньги?
Идет обсуждение прочитанного в парах. Представители группы знакомят всех с результатами своей работы. Так дети учатся понимать героев и самих себя. Ребята выделяют в тексте рассказа приметы голодного быта: «Колхозник в те годы был рад любой копейке», «Жили мы без отца, жили совсем плохо», «В одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь», «Нас у матери было трое, я самый старший», «Корову не держали», «Денег у нас не водилось».
11. Ученики комментируют сцену драки мальчиков. Отмечают, как рисует её автор, как «работает» его слово. Им, по их признанию, стало даже не по себе, «как будто тебя бьют». Они восхищаются мальчишкой, которого так жестоко «проучили», а он вновь приходит в компанию Вадика, где его, без сомнения, снова изобьют. Находят опорные слова – глаголы состояния: «Я не выдержал и спустился к ним. Я знал, что иду на унижение…Меня зудило посмотреть…»
2-я группа размышляет над эпизодами, связанными с Лидией Михайловной. Ученики отмечают её привычку внимательно осматривать каждого, «мелкий и легкий голос». Но когда подросток убеждается в благородстве учительницы, её слабый голос перестает ему казаться голосом «птички в клетке».
Говоря о портретных описаниях героев, ученики отмечают прием антитезы, использованный автором: аккуратная, умная и красивая учительница, особого французского языка и тощий, диковатый мальчик с разбитым лицом, в старом, застиранном пиджачишке. Ребята из этой группы, говоря о душевной щедрости, доброте, истинной любви Лидии Михайловны к детям, обращают внимание класса на её чувство собственного достоинства. Это, по их признанию, сближает героев рассказа. Они согласны с утверждением, что «для учителя самое важное – понимать, что он может научить совсем немногому».
12. Учитель дополняет ответы учеников. «Рассказу предшествует посвящение (Анастасии
Прокопьевне Копыловой) и слова: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после».
В рассказе три плана: реальный мир, его отражение в мальчишеском сознании, воспоминания зрелого человека о своем детстве. Все части рассказа (посвящение, предисловие, послесловие, сюжет, характеры героев, название) рождают главную мысль, то, ради чего он написан. Вместе попытаемся ответить на вопрос: «О чем говорит название рассказа?»
13. Идет поиск смысла слова урок. Используем прием свистка. Ребята завершают предложение: «Урок, как я считаю, - это …» (форма учебной деятельности; опыт общения ученика с педагогом; жизненные наблюдения; результат раздумий; духовный опыт человека).
14. Размышляем над вопросом: «Какие «уроки» получил главный герой рассказа?»
Первый урок, по мнению ребят: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это».
Второй урок: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих. Оправдывай доверие других».
Третий урок: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь. Научись прощать обиды».
Четвертый урок: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся перед теми, кто сильнее тебя».
Пятый урок: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей. Помоги человеку в безвыходной ситуации».
15. Делаем вывод: мальчик приобрел жизненный опыт, но память об уроках доброты он сохранил на всю жизнь.
16. Урок-мастерская заканчивается заданием каждому ученику выбрать свой, нужный только ему в этот момент жизни урок, который преподал В. Распутин.
17. Задание на дом: написать сочинение-миниатюру «Мой путь к доброте», порассуждав в нем, как стать добрым.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.