Литература 5-11 класс. Доклад на тему: Казахстанская карта детского чтения
Цели
Организация системной работы по формированию и совершенствованию читательской
грамотности современного школьника в условиях сельской школы
Задачи
Учебные:
повысить интерес к чтению, сделать чтение
привлекательным для школьника;
формировать читательские умения и
навыки;
формировать навыки самостоятельной
работы;
обогатить словарный запас;
формировать умение выразить
собственную точку зрения
Воспитательные:
развивать духовно- нравственный мир
посредством чтения книги;
формировать гражданскую
ответственность, национальное самосознание и казахстанский патриотизм путем
знакомства с лучшими образцами художественной литературы;
организовать досуг обучающихся чтением книг
Развивающие:
развивать творческое мышление и
воображение;
развивать у школьников полиязычие через
чтение произведений на трех языках
Актуальность
социологические исследования в
нашей стране и за рубежом выявили следующие тенденции
заметное снижение интереса к чтению у
школьников
Резкое сокращение доли чтения в
структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео,
аудиотехника, а также компьютер вытеснили книгу из жизни
Подмена
подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой
культуры
Исчезновение традиций семейного
совместного чтения с детьми
Ни
для кого не секрет, что последнии десятилетия ознаменовлись тем, что книга и
чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа
жизни людей.
Проблема чтения в наши дни приобрела
мировой характер. Общественность бьёт тревогу по поводу падения общего уровня
культуры, справедливо связывая это в том числе и с падением престижа
чтения.
Результаты тестирования в рамках PISA свидетельствуют, что казахстанские школьники в
значительной мере уступают своим
сверстникам в умении работать с текстом, демонстрируют недостаточный уровень
читательских умений и навыков(из 65 стран-участниц в 2009 году – 59 место, в
2012 – 63 место).
В связи с этим на основе Послания
Президента РК, Государственной программы
образования РК на 2011-2020 годы, Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы
составлен проект «Казахстанская карта детского чтения». Концептуальными
положениями при выборе художественных произведений для проекта является не отражение литературного процесса, как
смены хронологических периодов, развития
направлений и стилей, а отбор нравственных, доступных для школьника
произведений с целью привития интереса к чтению.
В проекте представлен список произведений
казахской, русской и зарубежной литературы с целью развития у обучающихся
полиязычия.
Тема моего доклада « Реализация проекта «Казахстанская карта детского чтения»
в условиях сельской школы».
Сегодня идет процесс падения уровня
читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно
у тех, кто живет в неблагополучных условиях и лишен доступа к книжной культуре.
Уже в нескольких поколениях сельских
семей книга не значится в приоритетных
духовных ценностях. Если у родителей отсутствует культура чтения, дети также формируются вне её. Наша школа обеспокоена сложившейся
тенденцией. Это проблема неоднократно звучала на педагогических советах, родительских
собраниях.
С какими
проблемами при реализации проекта мы сталкиваемся в условиях сельской
школы?
Недостаточная укомплектованность
библиотечного фонда в организациях образования.
(Ежегодно ухудшается положение с комплектованием библиотечного
фонда. Библиотеки годами не получают
новинок художественной литературы, особенно детской, также ощущается
нехватка литературы на казахском, английском языках или литература
поступает в одном-двух экземплярах.
Среди так называемых новых поступлений большую часть составляет
литература прежних лет издания, подаренная или
сданная взамен утерянных. Фонды
библиотек, обслуживающих детей, изнашиваются. Во многих библиотеках процесс
естественного выбытия книг из фондов
устойчивого превышает новые поступления).
Повышение профессонального уровня кадров
библиотек в условиях сельской школы.
Затруднение в приобритении нужной литературы (отсутствие в сельской местности книжных киосков, магазинов или низкий социальный статус семьи).
Отсутствие домашних библиотек.
(Почти у трети семей нет личных домашних
библиотек,а в сельской местности –
единицы семей имеют личные библиотеки.)
Перенасыщение школьной программы по литературе
при ограниченном количестве
учебных часов приводит к тому, что задачи, стоящие перед учебным предметом , не
выполняются, учебный материал плохо
усваивается, учащиеся обращаются не к
художественному тексту, а к его краткому содержанию.
Разрыв между жизненным, нравственным,
читательским опытом ученика и содержанием, формой изучаемых
произведений.
Отсутствие широкополосного Интернета в
школах.
«Люди перестают мыслить, когда перестают
читать. Ни о чём не думает лишь тот, кто ничего не читает,»-писал Д.Дидро.
Причины, по которым школьники редко
читают:
Нехватка времени (большие нагрузки в
школе, много дополнительных заданий).
Сложно найти подходящую (нужную) книгу .
Увлечение электронной культурой,
видеопродукцией и разнообразной мультимедией.
(Компьютерные игры, новые информационные
и телекоммуникационные технологии, доступность различных каналов массовой
коммуникации).
Несоответствие интересов програмного материала
и интересов школьников (востребованными являются приключения,
фантастика,фэнтези, юмор, «весёлые» книги, ужастики, детские детективы, романы
о любви. Поэзию и классику предпочитают лишь некоторые).
Лень, нежелание.
Что же можно сделать, чтобы книга стала
другом, помощником, советчиком для каждого ребенка?
Приобщить его к книге, тем самым помочь
ему стать успешным в жизни должны, в первую очередь, мы, учителя литературы,
семья, библиотека. Они должны влиять на ребёнка взаимосвязанно и дополнять друг
друга. Известный поэт Самуил Маршак подчеркнул, что имеется талант писателя и
талант читателя. Талант читателя мы должны развивать, раскрывать, поощрять.
Своеобразие моей системы работы вижу в
том, что прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный
вкус, я использую разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, общественностью
(литературные конкурсы, работа в библиотеке, проектную деятельность и т. д.),
так как только кропотливая совместная
работа, усилия взрослых, окружающих детей, смогут приобщить детей к чтению
книг. Система активной разнообразной творческой внешкольной деятельности
включает живой личный интерес к посещению библиотек , занятиям в кружках,
литературных, театральных студиях (в сельской школе – меньше возможностей).
Формы
работы:
-занятия
-культурно-досуговая деятельность:
литературные конкурсы, праздники, интеллектуальные
игры и т. д.
-свободная от занятий деятельность: экскурсии в
районную, областную детскую библиотеку, в музеи; оформление тематических
выставок, макетов; проведение «Недели книги»; игровая деятельность:
сюжетно-ролевые игры, игры- драматизации, режиссерские игры.
Сотрудничество
с родителями.
Формы работы:
-родительские собрания
- индивидуальные консультации
- семенары-практикумы
- фотопрезентации
-участие родителей в проектной
деятльности, литературных конкурсах, создание библиотечного фонда, в оформление
выставок.
Сотрудничество со школьной библиотекой.
-совместное проведение праздников,
викторин, интеллектуальных игр,выставок, занятий и т. д.
Поделюсь,
какие активные методы и приемы обучения
я использую на своих уроках, чтобы своих учеников не только ввести в мир
прекрасного, приобщить их к образцам
отечественной и мировой художественной
культуры, к духовным исканиям выдающихся
писателей, но и воспитать потребность в чтении, развивать речевое творчество,
умение владеть богатствами родной речи.
Меня давно интересовал вопрос: что чувствует
современный школьник к герою классической литературы. Как он относится к
Онегину, Печорину, Раскольникову? И сразу возникли проблемы: нежелание читать,
воприятие и самих авторов, и их героев как «дела минувших дней»? Поэтому
главной задачей было пробудить интерес к чтению художественного произведения.
Здесь мне помогает прием, так сказать, «осовременивая» героев. Такие уроки, как «Онегины» (Печорины,
Чичиковы и т.д.) наших дней? «Если бы Высоцкий (Есенин, Пушкин)был жив …»,
«Лариса Огуданова и девочки – бесприданницы 21 века». Этот приём способствует
формированию у учащихся таких компетенций,как
умение работать с книгой;
умение находить и выделять главное;
умение выделять причинно-следственные
связи;
умение формулировать и отстаивать свою
позицию;
умение анализировать и сопоставлять.
Подробнее остановлюсь
на фрагменте работы с
произведением А.С. Пушкина «Евгений Онегин».Например,чтобы раскрыть вопрос «
Как вы воспринимаете монолог Онегина?»,я использую приём «Инсерт».
Текст можно промаркировать с позиции:
+ Я согласен с героем. Это соотносится с моими нравственными убеждениями.
Онегин очень искренен, способен оценить «души доверчивой признанья».
- Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. У меня было другое
решение. Онегин ошибается, когда говорит: «Но я не создан для блаженства;// Ему
чужда душа моя…» Он обрекает себя на одиночество, отказываясь от любви.
? Мне трудно определиться в этом вопросе.
Онегин вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится его откровенность,
благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви,
учит Татьяну «властвовать собою».
Чтобы раскрыть образы главных героев ,использую приём «Кластер».
Прием «Кластер» - это приём, в котором информация располагается в виде «гроздей
винограда».
Нашей отправной точкой являются герои
романа «Евгений Онегин». Первых «ягод» будет четыре по числу основных героев
романа. Последующие «гроздья» содержат характеристики героев с учетом их
сюжетных взаимосвязей.Кроме создания своей работы каждый автор должен выступить
в защиту своего «кластера».Такие приёмы развивают,кроме творческого
воображения,ещё и речевое,художественное творчество учащихся,развивают
независимость суждений и неоднозначность восприятия героя,отделяют от
штампов,принятых ранее по отношению к данному персонажу и,самое
главное,пробуждают интерес к автору и его творчеству в целом.
Также применяю след. методы: синквейн, фишбоун, трехчастный дневник, эссе.
«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы
раскрываем образ героя следующим образом
Пример 1:
1. Онегин.
2. Скучающий, «лишний».
3. Отвергает, убивает, влюбляется.
4. Онегин отвергает любовь Татьяны.
5. Пессимист.
Пример 2:
1. Татьяна.
2. Скромная, влюблённая.
3. Любит, страдает, мечтает.
4. Выходит замуж за нелюбимого человека.
5. Идеал (поэта).
Приём ассоциации
продуктивно работает на уроках литературы(образы
Онегина,Печорина,Чичикова,Хлестакова и других героев иногда в детском
воображении приобретают неожиданные метаморфозы)
Стратегия «фишбоун» позволяет учащимся
выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев произведения. В
данном случае эта стратегия помогает более ярко раскрыть образ Евгения Онегина.
«Фишбоун» - «скелет рыбы».
Перед нами
схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.
В голове рыбы ставится «толстый вопрос».
Верхние плавники – это аргументы или причины.
Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы.
В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».
В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «Могла ли иначе сложиться судьба
Евгения Онегина?».
Аргумент 1:
«Скука».
Факт 1: «Онегин скучал и в Петербурге, и в деревне, все радости жизни ему рано
наскучили».
Аргумент 2: «Душевные метания».
Факт 2: «Онегин искал смысл жизни, его душа не знала покоя».
Аргумент 3: «Любовь».
Факт 3: «Онегина полюбила Татьяна, но он не ответил на её любовь, а когда
полюбил, то было уже слишком поздно».
Аргумент 4: «Убийство».
Факт 4: «Онегин убивает на дуэли Ленского, совершая при этом огромную
жизненную ошибку».
Аргумент 5: «Лишний человек».
Факт 5: «Онегин – это тип молодого дворянина начала XIX века, разочарованного в
жизни»
Вывод: «Судьба Онегина могла бы сложиться иначе, если бы он принял любовь
Татьяны и отказался от поединка с другом. Но разочарование в жизни свело на нет
все его положительные устремления .Онегина можно считать глубоко несчастным и
одиноким человеком».
Трехчастный
дневник
Письмо Татьяны.
- Что есть любовь для героини?
- Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир,
проникнуть в тайны ее души? Учащиеся заполняют трехчастный дневник. (Эта форма
работы может быть выполнена дома)
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.