Доклад на тему: Три исполнительских компонента музыкальности будущих танцовщиков.
Абазова Елена
Викторовна
Казахстан
Актобе
Средняя школа №
29
Балет – это искусство музыкального
театра.
Каким
же послушным, гибким, отзывчивым и тонким должно быть искусство танцовщика,
если оно призвано верно отображать и раскрывать смысл музыки.
Настоящему
танцовщику необходимо не только уметь слушать музыку и проникаться ее
содержанием, но и любить ее, понимать, чувствовать, увлекаться ею. Поэтому и
преподаватель, и его питомцы должны уделять в своих занятиях особое внимание не
только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и
танца. И, конечно, сознавать, что музыка – это искусство, в котором идеи,
чувства и переживания выражаются ритмически и интонационно организованными
звуками; что в танце идеи, чувства и переживания выражаются тоже ритмически и
интонационно средствами организованной пластики сценического движения, то есть
при помощи хореографической композиции, позы и актерского жеста; что
музыкальность – это способность к музыке, тонкое понимание ее; что
танцевальность – это способность к танцу и тоже тонкое понимание его. Без
подлинной музыкальности нельзя овладеть подлинной танцевальностью, ибо
содержание музыкального произведения и сценического действия – едины, неделимы.
Образ музыкальный и хореографический – это синтез художественности в
исполнительском искусстве театрального танца.
Музыкальность
будущего танцовщика слагается как бы из трех взаимосвязанных между собой,
исполнительских компонентов.
Первый компонент – это способность верно согласовывать свои действия
с музыкальным ритмом.
Известно, что каждое музыкальное
произведение имеет свой ритм, средствами измерения и сознания которого является
метр – строение музыкального такта, и темп – степень скорости исполнения и
характер движения музыкального произведения.
Вначале
учащиеся должны хорошо освоить простейшие музыкальные и хореографические ритмы
размером 2/4 и 4/4, затем более сложные: на ¾ и 6/8 и т.д., постепенно переходя
от медленных темпов к быстрым и к усилению динамики исполняемых упражнений, что
будет способствовать воспитанию более чуткой, художественно верной связи музыки
и танца.
Второй компонент музыкальности – это умение
учащихся сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему-мелодию,
художественно воплощая ее в танце. Известно, что содержание каждого
музыкального произведения распознается по теме-мелодии, которая способна своим
выразительным звучанием передать самые различные образы и состояния, обладающие
интонационными, ритмическими, динамическими и тембровыми особенностями. Каждый
танец стремится раскрыть тему музыкального произведения, определяя тем самым
образ, характер и суть сценического действия. Следовательно, музыкальная тема
должна восприниматься учащимися не отвлеченно и параллельно, а художественно,
как единое целое.
Способность внимательно и верно
воспринимать музыку, увлекаться ее содержанием необходимо воспитывать с первого
года обучения, как только ученики твердо встанут на ноги, хорошо усвоят
исполнительские приемы своих экзерсисов как у станка, так и на середине зала.
Работу эту надо развивать и углублять постепенно, но не вообще, а в самой
теснейшей связи с освоением техники танца.
Третий компонент музыкальности – это умение учащихся внимательно
вслушиваться в интонации музыкальной темы, стремясь технически верно и
творчески увлеченно воплотить их звучание в пластике танца.
Словом, музыка и хореография должны стать
для ученика единым объектом его внимания во всех отношениях.
Уроки классического танца – это
необыкновенно трудоемкая и сложная учебная работа, которая наполнена бесконечно
скурпулезно повторяемой отработкой ранее пройденных и новых примеров
исполнительской техники. Такого рода работа должна музыкально оформляться в
строгом соответствии с ее истинным содержанием. Поэтому очень хорошо, когда
ритм музыки свободно и точно согласуется с учебным заданием.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.