Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития.
13.09.2014
5122
896
Зимина Елена Владимировна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития.
Зимина Елена Владимировна, воспитатель
п. Осакаровка, КГКП ДО «Балдырған»
Готовность к жизни в современном обществе, устрем¬ленность к поиску и определению себя во многом обус¬лавливается способностью человека к самопознанию, го¬товностью понять и принять культурные образцы - нормы и ценности, созданные человеческой цивилизацией на про¬тяжении тысячелетней истории. Педагоги многих стран мира испытывают потребность в эффективных методиках социализации, обучения и подготовки к самостоятельной жизни детей и молодежи. Не стал исключением и Казахстан: к 1990-м годам в отечест¬венной педагогике, философии и психологии возникла насущная потребность в реализации новых подходов раз¬вития личности, которые соответствовали бы требова¬ниям современности и базировались на лучших достиже¬ниях мировой и этнонациональной нравственно-духовной культуры.В условиях реформирования, совершенствования национальной системы образования в свете поставленных задач курс «Самопознания» выполняет ключевую роль в нравственно-духовном образовании и воспитании подрастающего поколения, ориентированных на гармоничный синтез общечеловеческих, общенациональных, этнокультурных и личностных ценностей.
Высокие нравственные, духовные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека , не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются и решаются тем успешнее ,чем гуманнее сами взрослые ,чем добрее и справедливее они относиться к детям. В послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030» в разделе «Миссия Казахстана» изложены основные идеи воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со стремлением к цивилизации: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центральноазиатским Барсом. Это будет Казахстанский Барс, с присущими ему элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью и хитростью. Он не будет ни на кого нападать первым, но если под угрозой окажутся его свобода и жилище, его потомство он будет защищать их любой ценой. Он будет мудр в воспитании потомства, заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении… они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей страны, известной и уважаемой во всем мире». Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является формирования духовно – нравственного потенциала личностной культуры ребенка на основе традиций казахского народа. Приобщая детей к традициям и культуре Казахстана, мы решаем задачи по становлению у детей ценностного отношения к обществу, по созданию условий для их развития и самореализации, по образованию культурного ядра их личности. Одним из эффективных способов закладывания у детей ценностных предпосылок, составляющих фундамент личности, я считаю, является воссоздание национальных традиции через совместную игровую деятельность педагога и ребенка. Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений. Путь к пониманию будущего любой науки, в том числе и педагогической, лежит через постижение ее настоящего и прошедшего. Поэтому считается, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся и широко бытующих древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и интернациональном, чем больше национального в воспитании, тем культурнее, духовно богаче нация. Смысл воспитания, в конечном счете – в укреплении преемственности поколений на вековых, прогрессивных, гуманистических традициях народов. Воспитатель должен осознавать сущность педагогического процесса и использовать средства этнопедагогики в формировании личности ребенка, импровизации. Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города, посёлка. Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания. В дошкольном детстве закладываются ос-новы нравственно-духовной культуры личности ребенка - доброго, честного, трудолюбивого маленького гражда¬нина, готового постоять за товарища, умеющего жить в коллективе, жизнерадостного, доброжелательного по от-ношению к людям. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие. Приобщение детей к национальной культуре, традициям и истории Казахстана, укрепление дружбы, мира и согласия в обществе формируют у них чувство гордости за свою страну, воспитывают личность со стойкими духовно- нравственными убеждениями подлинного гражданина Республики Казахстан. Детям надо помочь понять с самого раннего возраста, что они – часть великого казахского народа. Культуру Казахстана невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни казахского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Это культурная память народа. Народное декоративно-прикладное искусство является основным в Казахстане на протяжении столетий в условиях скотоводческо-кочевнического хозяйства. Юрта, бытовые предметы, одежда - все украшалось самобытным казахским узором, корни которого уходят в глубь веков. Для него характерны асимметричность композиции, плоскостность рисунка, четкость крупных форм, объединенных цветом и ритмом. Народные названия элементов узора – «бараньи рога», «верблюжий след», «голова змеи» и другие дают представление о реальных основах и связи с сакским «звериным» стилем. Чтобы воспитать в детях доброту, гостеприимство, уважение и почитание старших можно проводить дидактические игры: «Узнай казахское блюдо», «Что пекут из муки», «Новогодние подарки от Алдара Косе», проводятся подвижные казахские игры, физические досуги: «На джайляу», «Новогодняя байга». Национальные обычаи, традиции дают огромную возможность для воспитания у детей гордости за свой народ, чувства благодарности к своим родителям, заботы о них, позволяют воспитывать детей послушными, добрыми, отзывчивыми. Для достижения положительных результатов духовно- нравственного подхода нужно активно внедрять обычаи и традиции казахского народа через обрядовые игры : «Бесікке салу» («Укладывание в люльку»), «Қонақтарды қарсы аламыз»(«Встреча гостей»), «Киіз үймен танысу» («Знакомство с юртой») , «Тұсау кесу» («Разрезание пут»), которые позволяют детям через чувственной опыт постигать ценность семьи, гармонии, красоты, познавать национальную, казахскую культуру.
Во всех группах нашего детского сада созданы национальные уголки, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры. Оформлены альбомы с фотоматериалами, отражающие жизнь и быт казахского народа. Всё это вызывает чувство гордости, уважения и любви к малой Родине.
В заключение хотелось бы вспомнить слова Н.М Карамзина: «Народ, который не знает своей культуры, истории, - презренен и легкомысленен» Время быстро идёт вперёд. Наши сегодняшние малыши – это завтрашние хозяева страны. И поэтому уже, сегодня нам педагогам необходимо заботиться о воспитании маленьких граждан Республики Казахстан.
Список используемой литературы:
1.Педагогический, познавательный журнал « Самопознание № 3,2012 г.
2.Журнал Отбасы және балабақша № 3 2011 г.
3Официальный сайт Президента Республики Казахстан. Стратегия Казахстана 2030.
4 Методического пособия для воспитателей старших групп. Самопознание. «Здравствуй человек» Т.К. Лукашова, Е.А. Дьяконова, ННПООЦ «Бөбек», Алматы, 2009 г.
6.«Традиционная культура казахов»,М.Ш.Омеребекова,Алматы-2004г.
7.«Волшебное путешествие по стране Казахстан».-О.Гумирова,Б. Койшибаев.,Шымкент,-2003 г.
Зимина Елена Владимировна, воспитатель
п. Осакаровка, КГКП ДО «Балдырған»
Готовность к жизни в современном обществе, устрем¬ленность к поиску и определению себя во многом обус¬лавливается способностью человека к самопознанию, го¬товностью понять и принять культурные образцы - нормы и ценности, созданные человеческой цивилизацией на про¬тяжении тысячелетней истории. Педагоги многих стран мира испытывают потребность в эффективных методиках социализации, обучения и подготовки к самостоятельной жизни детей и молодежи. Не стал исключением и Казахстан: к 1990-м годам в отечест¬венной педагогике, философии и психологии возникла насущная потребность в реализации новых подходов раз¬вития личности, которые соответствовали бы требова¬ниям современности и базировались на лучших достиже¬ниях мировой и этнонациональной нравственно-духовной культуры.В условиях реформирования, совершенствования национальной системы образования в свете поставленных задач курс «Самопознания» выполняет ключевую роль в нравственно-духовном образовании и воспитании подрастающего поколения, ориентированных на гармоничный синтез общечеловеческих, общенациональных, этнокультурных и личностных ценностей.
Высокие нравственные, духовные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека , не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются и решаются тем успешнее ,чем гуманнее сами взрослые ,чем добрее и справедливее они относиться к детям. В послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030» в разделе «Миссия Казахстана» изложены основные идеи воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со стремлением к цивилизации: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центральноазиатским Барсом. Это будет Казахстанский Барс, с присущими ему элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью и хитростью. Он не будет ни на кого нападать первым, но если под угрозой окажутся его свобода и жилище, его потомство он будет защищать их любой ценой. Он будет мудр в воспитании потомства, заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении… они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей страны, известной и уважаемой во всем мире». Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является формирования духовно – нравственного потенциала личностной культуры ребенка на основе традиций казахского народа. Приобщая детей к традициям и культуре Казахстана, мы решаем задачи по становлению у детей ценностного отношения к обществу, по созданию условий для их развития и самореализации, по образованию культурного ядра их личности. Одним из эффективных способов закладывания у детей ценностных предпосылок, составляющих фундамент личности, я считаю, является воссоздание национальных традиции через совместную игровую деятельность педагога и ребенка. Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений. Путь к пониманию будущего любой науки, в том числе и педагогической, лежит через постижение ее настоящего и прошедшего. Поэтому считается, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся и широко бытующих древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и интернациональном, чем больше национального в воспитании, тем культурнее, духовно богаче нация. Смысл воспитания, в конечном счете – в укреплении преемственности поколений на вековых, прогрессивных, гуманистических традициях народов. Воспитатель должен осознавать сущность педагогического процесса и использовать средства этнопедагогики в формировании личности ребенка, импровизации. Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города, посёлка. Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания. В дошкольном детстве закладываются ос-новы нравственно-духовной культуры личности ребенка - доброго, честного, трудолюбивого маленького гражда¬нина, готового постоять за товарища, умеющего жить в коллективе, жизнерадостного, доброжелательного по от-ношению к людям. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие. Приобщение детей к национальной культуре, традициям и истории Казахстана, укрепление дружбы, мира и согласия в обществе формируют у них чувство гордости за свою страну, воспитывают личность со стойкими духовно- нравственными убеждениями подлинного гражданина Республики Казахстан. Детям надо помочь понять с самого раннего возраста, что они – часть великого казахского народа. Культуру Казахстана невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни казахского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Это культурная память народа. Народное декоративно-прикладное искусство является основным в Казахстане на протяжении столетий в условиях скотоводческо-кочевнического хозяйства. Юрта, бытовые предметы, одежда - все украшалось самобытным казахским узором, корни которого уходят в глубь веков. Для него характерны асимметричность композиции, плоскостность рисунка, четкость крупных форм, объединенных цветом и ритмом. Народные названия элементов узора – «бараньи рога», «верблюжий след», «голова змеи» и другие дают представление о реальных основах и связи с сакским «звериным» стилем. Чтобы воспитать в детях доброту, гостеприимство, уважение и почитание старших можно проводить дидактические игры: «Узнай казахское блюдо», «Что пекут из муки», «Новогодние подарки от Алдара Косе», проводятся подвижные казахские игры, физические досуги: «На джайляу», «Новогодняя байга». Национальные обычаи, традиции дают огромную возможность для воспитания у детей гордости за свой народ, чувства благодарности к своим родителям, заботы о них, позволяют воспитывать детей послушными, добрыми, отзывчивыми. Для достижения положительных результатов духовно- нравственного подхода нужно активно внедрять обычаи и традиции казахского народа через обрядовые игры : «Бесікке салу» («Укладывание в люльку»), «Қонақтарды қарсы аламыз»(«Встреча гостей»), «Киіз үймен танысу» («Знакомство с юртой») , «Тұсау кесу» («Разрезание пут»), которые позволяют детям через чувственной опыт постигать ценность семьи, гармонии, красоты, познавать национальную, казахскую культуру.
Во всех группах нашего детского сада созданы национальные уголки, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры. Оформлены альбомы с фотоматериалами, отражающие жизнь и быт казахского народа. Всё это вызывает чувство гордости, уважения и любви к малой Родине.
В заключение хотелось бы вспомнить слова Н.М Карамзина: «Народ, который не знает своей культуры, истории, - презренен и легкомысленен» Время быстро идёт вперёд. Наши сегодняшние малыши – это завтрашние хозяева страны. И поэтому уже, сегодня нам педагогам необходимо заботиться о воспитании маленьких граждан Республики Казахстан.
Список используемой литературы:
1.Педагогический, познавательный журнал « Самопознание № 3,2012 г.
2.Журнал Отбасы және балабақша № 3 2011 г.
3Официальный сайт Президента Республики Казахстан. Стратегия Казахстана 2030.
4 Методического пособия для воспитателей старших групп. Самопознание. «Здравствуй человек» Т.К. Лукашова, Е.А. Дьяконова, ННПООЦ «Бөбек», Алматы, 2009 г.
6.«Традиционная культура казахов»,М.Ш.Омеребекова,Алматы-2004г.
7.«Волшебное путешествие по стране Казахстан».-О.Гумирова,Б. Койшибаев.,Шымкент,-2003 г.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.