Игры на знакомство
Игры на знакомство.
·
Снежный ком.
Все в кругу. Один человек называет свое имя, качество на ту
же букву и показывает жест. Второй человек повторяет все про первого и называет
себя: имя, качество и жест и т.д. В конце все повторяют хором про каждого.
·
Руки вверх.
Все в кругу, взявшись за руки. Один человек называет свое
имя и поднимает правую руку и т.д. Когда очередь снова дойдет до него, он
называет своего левого соседа, себя и правого и опускает руку и т.д.
Кукарямба
(орлятские кошки).
Все в кругу сидят с распальцовкой:
ладони в кулаках на полу, мизинцы и большие пальцы выставлены, причем мизинцы
всех людей соединены (получился круг из пальцев). Первый человек обращается к
соседу, называя его по имени: «Оля, ты умеешь играть в кукарямбу?». Оля должна
ответить: «Нет, ….. (называет его по имени), я не умею играть в кукарямбу».
Потом Оля обращается к своему соседу и т.д. Когда очередь дойдет до первого
человека, он говорит: «Я не умею, ты не умеешь и никто не умеет и я не знаю,
зачем мы здесь вообще собрались»
·
Японец.
Все в тесном кругу, плечом к плечу. Ведущий за кругом. Он
подходит к любому игроку, стучится к нему (по спине) и говорит:
- Я японец ….. (называет свое имя), а ты кто?
- Я японец ….. (тоже называет себя). Зачем пришел?
- Пойдем со мной гулять на гору Фудзияма.
- Пойдем.
Оба игрока разбегаются по разные стороны круга. Встречаясь,
они здороваются кулачками по-японски: «Посикота – посикота». Добегая свой круг,
каждый пытается встать на освободившееся место. Кому места не хватило,
становится ведущим.
! Девочки выбирают мальчиков, а
мальчики девочек.
! Играть в эту игру надо на мягкой поверхности (песок, трава …)
! Вожатый выбирает того, кого никто не выбрал.
Игры на контакт
·
Молекулы
Пока ведущий говорит, все атомы беспорядочно движутся
(атомы - дети). Как он скажет: "Молекулы по три!" все должны сбиться
в молекулы из трех атомов. Кому не хватило пары - берем фант. Потом можно
сказать "Молекулы по 4!" и т.д.
! Начинать надо так, чтобы всем хватило пары, а заканчивать нужно общим
количеством.
·
Яшка
Все в кругу, взявшись за руки. Ведущий в центре с
завязаными глазами. Все в кругу ходим со словами: "Яшка, Яшка, красная
рубашка, руки, ноги обыщи и по имени скажи! И раз, и два, и три!" Ведущий
должен подойти к любому игроку и на ощупь должен угадать, кто это. Если угадал,
то они меняются ролями.
! Руки не отпускать, чтобы ведущий не ушел.
! Если не отгадывает несколько раз, то заменяем ведущего.
! Если не может назвать имя, то то все меняются местами и ведущий уже с
открытыми глазами должен показать, кто это.
! Когда дети уже хорошо знают друг-друга, можно меняться одеждой и т.д.
Игры на лидерство
Все разбиваются на группы с равным количеством человек. Они
должны выполнять определённые задания.
- Молча встать в шеренгу в
определённом порядке:
- по размеру, от
большего к меньшему (обуви, ладоней и т. д.)
- по цвету волос и глаз
от тёмного к светлому, футболок по принципу каждый охотник желает знать,
где сидит фазан
- по выражению лица от
грустного к весёлому
- Встать с закрытыми глазами,
чтобы образовать из себя геометрическую фигуру, букву, животное.
- Построиться в шеренгу по
первым буквам имени и фамилии или по дате рождения
- Построить избушку на курьих
ножках так, чтобы как можно меньше ступней было на полу.
- Сделать осиную талию,
обвязав себя верёвкой наименьшей длины.
- Группа стоит лицом в круг,
у каждого лист чёрного или белого цвета (никто не знает свой цвет) и ей
надо как можно быстрее встать по двум командам.
- Группа стоит в шеренгу. По
команде ведущего они поворачиваются на 90 градусов. Надо за меньшее число
раз встать всем лицом в одну сторону.
- Группа сидит в кругу. Без
команды ведущего группа должна встать, обойти стул и сесть синхронно, т.
е. в одну сторону и одновременно.
- Группа старается по команде
ведущего выбросить одинаковое количество пальцев.
Скорость и правильность выполнения заданий контролируют
наблюдатели, которые находятся по одному у каждой команды. После каждого
задания наблюдатель даёт жетон самому активному, ничего не объясняя. Получившие
жетон переходят в другую команду, чтобы попробовать себя в новом коллективе.
Так до тех пор, пока кто-нибудь не пройдёт весь круг. В конце игры объясняем её
смысл и подсчитываем число жетонов.
Оргпериод
Цель - создать условия для адаптации ребёнка к
лагерю для создания и функционирования детского коллектива.
Задачи:
- Адаптация к новым условиям
жизни
- знакомство ребят в
отряде
- <игры на
знакомство
- визитки
- огонёк знакомства
- газета «Это мы»
- таблички на палаты
- план кроватей
- КТД «творческое
объединение тёзок». (Нужно научить уважать имена, не допускать прозвищ)
- создание комфортных
условий для каждого ребёнка
- час письма
- встречки и другие
сюрпризы
- игры на контакт и
доверие
- легенды
- традиции
- ритуалы
- тайны
- надпись приветствия
детей по заезду
- приветственная
газета с письмами и пожеланиями ребят из прошлой смены
- знакомство с
условиями лагеря
- экскурсия по
территории
- знакомство с
хозяйственным и педперсоналом)
- демонстрация принятых
норм поведения и быта
- предъявление ЕПТ
- знакомство с
режимом дня
- хоз. сбор
- техника
безопасности под роспись
- законы лагеря
- личный пример
вожатого
- индивидуальные
беседы
- отношения в
педколлективе
- уборка территории
- дежурство по
палатам, столовой, территории
- утренняя линейка
- утренний
информационный сбор отряда
.
Важны: постоянный контроль над выполнением норм и принятие
норм на осознанном уровне.).
- Раскрытие и развитие
возможностей ребёнка
- определение интересов
и способностей каждого ребёнка
- анкеты для детей
или для родителей
- наблюдение
- огонёк «Моё хобби»
- КТД «Живая анкета»
- игры на выявление
интересов
- старт коллективного
творчества
- знакомство с
кружками
- много КТД в разных
направлениях
- Структурное оформление
отряда
- выделение отряда
- девиз
- речёвка
- песня
- эмблема
- символ
- ритуал
- традиции
- устав
- выявление лидеров
- наблюдение
- игры на лидера
- социометрия
- дежурство
- создание условий для
развития самоуправления
- выбор актива
- развитие микрогрупп
- Планирование смены
- планирование
собственной деятельности ребёнка
- запись в кружки
- письма на конец
смены
- планирование
деятельности отряда
- накидываем идеи дел,
которые хотим провести в отряде в течение смены
- Структурное оформление
лагеря
- знакомство отрядов
между собой
- выбор органов
самоуправления
- выбор формы
самоуправления
- делегирование по
одному представителю в актив лагеря
- распределение
обязанностей в активе лагеря
- выборы мэра с
предвыборной борьбой
- оргсбор лагеря
- планирование
общелагерных дел
Критерии успешности оргпериода:
- Ощущение удовлетворённости
тем, что ребёнок попал именно в этот отряд, именно к этим вожатым
- Заинтересованность ребят в
дальнейшей деятельности отряда и лагеря.
- Принятие норм лагеря
Поездка в лагерь
- В автобусе
- Техника безопасности
- Девочек пропускаем
вперед
- Выяснить, кого
тошнит и принять меры безопасности: посадить вперед, смотреть только
вперед, дать жвачку или сосульку, целофановый пакет.
- Перекличка детей
- Предупредить, чтобы
в автобусе не сорили
- Смотреть, чтобы не
ходили по салону и не выглядывали из окон
- Игры в пути
На пути в лагерь поют плохо, потому что знают
мало общих песен. Все игры сидячие.
- Можно хором
прокричать прощание с родителями: "Мамы, папы, до свиданья, не
грустите на прощанье!"
- Знакомство. Можно
на счет "три" прокричать свое имя
- Поиграть в
"угадайку": угадайте, какая моя самая любимая песня, как зовут
моего папу... Лучше вручать маленькие призы.
- Кто назовет последним.
Например: слово на букву "а", птиц...
- Что взяли с собой в
лагерь? Носки взяли? Полотенце взяли? Запасные коленки взяли?
- Кольцовка песен.
Команды по очереди поют строчку из песен, где есть указанная тема:
животное, растение, дружба ...
- Кричалки
- Эстафеты: передать
от начала ряда что-нибудь: картонку, на которой надо написать свое имя,
спичечный коробок и т.д.
- Приветствие лагерю
(когда уже подъезжаем): Здравствуй лагерь, Сим-сим откройся и т.д.
! Победителю вручаем приз и называем его имя.
- В поезде
- Техника безопасности
- перекличка при
отправке
- проследить, чтобы
родители вышли из вагона
- помочь разместить
вещи
- помочь застелить
постель
- выдавать белье под
счет, прямо в руки. Полотенца лучше не давать - дети их теряют
- следить, чтобы дети
не остались на станциях. Не выпускать из вагона, только если очень
большая стоянка. И то, пусть стоят возле вагона с оцеплением.
- Смотреть, чтобы
дети съели сначала быстропортящиеся продукты. На обратном пути лагерь
выделяет сухой паек. Выдать пакеты сразу, но предупредить, чтобы они
растянули их на весь путь. Проследить, чтобы дети купили воды. Смотреть,
чтобы дети не покупали всякие пирожки у торговцев, которые ходят по
поезду. Если купят фрукты - помыть.
- Научить детей, как
пользоваться туалетом: как закрывать дверь, как пользоваться водой.
- Смотреть, чтобы не
высовывались из окон и ничего не выкидывали.
- Маленьких детей
лучше не класть на верхнюю полку. Если нет возможности - привязать их.
- Следить, чтобы
детей не продуло: надеть шапку и повернуться головой к проходу, если окно
не закрывается. На ночь лучше окна закрывать, если это возможно.
- поддерживать
порядок, показать, где мусорка.
! Хотя бы у кого-то из вожатых должна быть аптечка.
! Разделить время дежурства по поезду между вожатыми.
- Игры в пути
- игры на знакомство
(на маленькую компанию)
- игры-шутки
- игры на бумаге:
точки, крестики-нолики, быки и коровы, составление слов...
- мафия
- данетки
- эстафеты
- крокодильчики
- контакт
- города
- на одну букву:
города, реки, фильмы...
- Кто? С кем? Куда?
Зачем? На вопросы отвечать на одну букву. Получается рассказ.
! Если вы везете детей в свой лагерь, то в пути заполняйте
анкету на ребенка.
Расселение
- Экскурсия по корпусу: где
туалет, умывальники...
- Объяснение оргвопросов:
- Где разместить вещи:
что в тумбочке, что в чемодане, что в шкафу. Если чемоданы хранятся в
камере хранения, то на чемодане наклеить ярлычки цвета своего отряда с
фамилиями, особенно для маленьких детей.
- Сказать, что делать
с привезенными продуктами: скоропортящиеся - съесть, сухомятку - хранить
в пакете.
- Расселение по палатам. Не
заселять всех "старичков" вместе, чтобы не было противостояния
палата на палату. Если интересы ребят по выбору кроватей пересекаются, то
распределить по жребию.
- Операция "Уют"
по благоустройству палаты:
- перестановка
кроватей
- тумбочки
- размещение вещей
- показать, как
застилать постель
- график дежурств
- на дверях вывесить
название палаты и список живущих в ней. Можно сделать коллаж о себе или о
всей палате.
- конкурс интерьеров
палат
! На стенах ничего не рисовать и не клеить на клей лучше на
скотч или мокрое мыло.
Знакомство с лагерем
Цель:познакомить ребят с:
- территорией лагеря
- людьми, которые там
работают
- режимом работы всех служб
! Для удобства ориентировки и романтики можно всему в лагере
дать красивые названия: Площадь утренних зорь - линейка, Дом веселых человечков
- корпус малышей. Необходимы таблички на местах и общая карта лагеря.
Способы знакомства с лагерем
1.
Экскурсия.
Проводится внутри отряда. Если в отряде есть
"старички", пусть они проводят экскурсию. Чередуем рассказ с играми
на знакомство, контакт, легендами про лагерь. После возвращения с экскурсии
ребята могут нарисовать, каким они увидели лагерь или самое понравившееся
место.
2.
Развед. школа
Ребята делятся на группы, которым вручается пакет с
вопросами, которые интересуют Центр разведки. Им надо узнать секретную
информацию, например, какого размера ботинки у физрука, какого цвета занавески
в столовой и т.д.
! Если задания у групп одинаковые, то оцениваем скорость. Если задания разные,
то можно провести конкурс, кто за определенное время узнает больше информации.
! Оцениваем точность и полноту ответов. Можно творчески представить полученную
информацию.
! Предупредить работников лагеря, что будет игра, а детей - о правилах
вежливости.
3.
Игра по станциям
Проводится во всем лагере. Все отряды по маршрутным листам,
в которых указан порядок следования, приходят на станции, где их встречает
ведущий (чаще всего это вожатые, но лучше, если это будут работники служб),
которые рассказывают о данной службе, ее возможностях и режиме работы и
проводят для ребят конкурс, оценку которого проставляет в маршрутный лист.
Баллы можно шифровать. (буквами, фигурами, разным цветом и т.д.)
! Можно учитывать не только баллы за качество, но и время выполнения. Нужен
перевод времени в баллы.
! Для интереса от станции к станции можно продвигаться определенным образом.
(взявшись за руки, гуськом, с песней и т.д.)
! Если видим, что на следующей станции столпотворение, то усложняем задание.
Пример: Столовая. Встреча с шеф поваром. Режим питания, правила поведения в
столовой, самообслуживание. Конкурс, кто больше знает блюд (из картошки,
супов...), кто быстрее съест, сервировка стола.
4.
Карта лагеря.
Проводится внутри своего отряда.
- Отряд делится на
группы. Каждая группа за определенное время составляет карту
определенного участка лагеря. Группы прячут кусочки мозаики на своем
участке, а потом их обозначают на карте.
- Творчески обыграть
изюминку, которая есть на данном участке лагеря.
- Группы меняются
картами. Им надо как можно быстрее найти спрятанные кусочки мозаики и
сложить их в единое целое.
! Можно составить единую карту лагеря в конце, а ребята
могут обозначить себя в том месте, которое им больше всего нравится в лагере.
Сбор знакомств
Это общелагерная игра.
Знакомство со
всем составом лагеря, кроме вожатых.
- Следопыты. Каждому
отряду выдается зашифрованная информация "Легенда об одном человеке,
которого надо найти": описание человека по его службе в лагере,
место встречи и пароль. Например:
Очень любит покушать. Поэтому часто наведывается в места
скопления продуктов. На фразу "А у вас молоко убежало" отвечает:
"Участвует в "Веселых стартах".
Надо найти этого человека, взять у него интервью о нем
самом и его службе и пригласить на Сбор знакомств. Потом отряды готовят свое
выступление: представление и рассказ о найденном человеке, реклама его службы и
тематический подарок этому человеку. Отряды по очереди выступают со сцены,
представляя каждый своего человека.
- Тридесятое
царство - более сложный вариант. На сцене три богатыря (вожатые)
путешествуют по царству и находят камень с надписью: "Налево пойдешь
- сыт и здоров будешь" - здесь встречают по очереди физрука, повара,
врача. "Направо пойдешь - богатым и веселым будешь", - завхоз,
музработник, культорги, кружковеды. "Прямо пойдешь - мудрым будешь",
- библиотекарь, старший вожатый, начальник, методист, психолог,
компьютерщик. Каждый из встреченных людей либо творчески представляет
себя, либо проводит конкурс для зрителей.
Знакомство с
вожатским составом.
Концерт вожатых: это могут быть концертные
номера, инсценированная сказка, буфанада (попурри из песен, записанных на
кассету, затем инсценируем). Можно обыграть начало как шутку: до начала
сообщить детям, что их ждет лекция о вреде курения и присутсвие обязательно для
всех. Концерт будет тогда приятным сюрпризом.
В конце: представить всех вожатых, можно по
байкам, легендам или в стихах. Потом общую песенку.
КТД оргпериода
- Индивидуальное участие:
фанты, театр-экспромт, пазл, КВЧГ- Кто Во Что Горазд (пародия, фокусы,
театр теней, попурри, частушки, пантомима, слабо), конкурс барона
Мюнхаузена (конкурс врунов), КАМ (конкурс актёрского мастерства).
- Командное участие
- постоянные: КТД
Ромашка & ТОТ (творческое объединение тёзок - рекламируем и творчески
представляем свои имена) & ТОЛ (творческое объединение любителей -
рекламируем свое хобби), защита времён года (кто в какое время родился -
творчески представляем), викторины, спортивные эстафеты, фантазии (кто
герой, когда, что случилось; затем ставится сценка), КТД Снимаем кино
(разные серии, разные жанры; фильм может быть в виде сценки или
рисованный).
- сменные: КТД Живая
анкета & Календарь. Общего счёта нет, конкурс оценивается сразу с
призами.
- Общее участие:
газета "Это мы", групповая картина, МИЧ (музыкальный игровой час
- кричалки, песни, музыкально-танцевальные игры).
Сбор "Рождение отряда"
Цель - структурное оформление отряда,
планирование деятельности на смену. Для обсуждения вопросов отряд разбивается
на группы по 5-7 человек. Сначала обсуждение идёт внутри группы, затем
выступают представители от всех групп. Вожатый фиксирует ответы на ватмане.
- Что такое отряд? Когда
можно считать, что он родился?
- Какими должны быть
отношения в хорошем коллективе? Отсюда можно вывести ребят на принятие
законов и традиций лагеря, на создание своей отрядной конституции (права,
обязанности и наказания).
- Как организовать жизнь в
отряде?
- Выявление лидеров.
- социометрия.
Ребята отвечают на следующие вопросы, выбирая на каждый по три человека
из своего отряда. С кем из ребят ты бы хотел выполнять трудовое задание
и отчитаться за выполненную работу? Кого из ребят ты бы выбрал для
организации общего сбора отряда, обеспечения явки всех ребят? К кому из
ребят ты бы обратился за помощью в организации праздничного вечера для
отряда? Ты не попал на занятие кружка, к кому из ребят ты бы обратился с
просьбой объяснить пропущенный материал? Обработка: ребята отвечают на
листочках, вожатый подсчитывает, сколько выборов получил каждый ребёнок;
лидер то, кто получил больше голосов или ребята отдают тем, кого они
выбрали геометрические фигуры, свои для каждого вопроса; итоги
подсчитывают сами ребята. Первый способ делают заранее, второй более
быстрый и наглядный, но требует более высокого уровня доверия.
- игры на лидерство
- Выбор актива отряда
и уточнение их функций (командир отряда, пресс-центр, культмассовый
сектор, информатор, узнающий информацию из сбора информаторов, комендант,
следящий за чистотой и порядком, член совета лагеря)
- Формирование
микрогрупп по симпатиям командирами
- Какие дела мы будем
проводить в смену? Работа идёт по постоянным микрогруппам.
- Создание банка дел.
РИД - разведка интересных дел (узнать у работников лагеря, что можно
провести в отряде, какие традиционные дела проходят в лагере). Это
проходит в форме игры по станциям или свободной беготни. Затем мозговой
штурм; ребята накидывают идеи дел, которые они хотят провести в своём
отряде. Ничего не критикуем, всё заносим на ватман.
- Выбор дела.
Критерии: реальность проведения, максимальное количество голосов).
- защита проектов.
Каждая микрогруппа выбирает себе по одному делу из разных направлений и
делает им рекламу. Окончательный выбор делается общим голосованием
- аукцион дела.
Ребятам раздаются 2-3 жетона. Вожатый продаёт дело, рекламируя его.
Ребята могут отдать один жетон за одно дело. Выигрывают дела из разных
направлений, набравшие больше всего жетонов.
- вертушка. На
карточках записываем все дела определённого направления. Карточки
раздаются микрогруппам, которые их оценивают по десятибалльной шкале и
подписывают свои комментарии. Затем карточки передаются по кругу до тез
пор, пока не пройдут по кругу. Выбираются дела, набравшие больше баллов.
- Уточнение. После
СРО актив отряда с вожатым распределяет выбранные дела на всю смену и
записывает их в план-сетку.
- Выделение отряда (название,
песня, девиз, кричалка, эмблема)
- Поздравление с днём
рождения (наказ ребят с прошлой смены), подарок вожатого, микрогруппы
готовят поздравление и показывают их.
- Работа микрогрупп. Каждая
микрогруппа выполняет своё задание, оформляют отрядный уголок, размножат
песню, создают эмблемы.
- Посвящение в отряд.
Проводится отдельно вечером, красиво и торжественно. Идти на выбранное
место особым образом, выйти на костёр, пройти испытания, ритуал
посвящения, клятва, вручение знаков отличия, подарить орлятский круг,
спеть отрядную песню, вернуться в лагерь цепочкой. Один вожатый спереди,
другой - сзади.
Сбор "Рождение отряда"
Цель - структурное оформление отряда,
планирование деятельности на смену. Для обсуждения вопросов отряд разбивается
на группы по 5-7 человек. Сначала обсуждение идёт внутри группы, затем
выступают представители от всех групп. Вожатый фиксирует ответы на ватмане.
- Что такое отряд? Когда
можно считать, что он родился?
- Какими должны быть
отношения в хорошем коллективе? Отсюда можно вывести ребят на принятие
законов и традиций лагеря, на создание своей отрядной конституции (права,
обязанности и наказания).
- Как организовать жизнь в
отряде?
- Выявление лидеров.
- социометрия.
Ребята отвечают на следующие вопросы, выбирая на каждый по три человека
из своего отряда. С кем из ребят ты бы хотел выполнять трудовое задание
и отчитаться за выполненную работу? Кого из ребят ты бы выбрал для
организации общего сбора отряда, обеспечения явки всех ребят? К кому из
ребят ты бы обратился за помощью в организации праздничного вечера для
отряда? Ты не попал на занятие кружка, к кому из ребят ты бы обратился с
просьбой объяснить пропущенный материал? Обработка: ребята отвечают на
листочках, вожатый подсчитывает, сколько выборов получил каждый ребёнок;
лидер то, кто получил больше голосов или ребята отдают тем, кого они
выбрали геометрические фигуры, свои для каждого вопроса; итоги
подсчитывают сами ребята. Первый способ делают заранее, второй более
быстрый и наглядный, но требует более высокого уровня доверия.
- игры на лидерство
- Выбор актива отряда
и уточнение их функций (командир отряда, пресс-центр, культмассовый
сектор, информатор, узнающий информацию из сбора информаторов, комендант,
следящий за чистотой и порядком, член совета лагеря)
- Формирование
микрогрупп по симпатиям командирами
- Какие дела мы будем
проводить в смену? Работа идёт по постоянным микрогруппам.
- Создание банка дел.
РИД - разведка интересных дел (узнать у работников лагеря, что можно
провести в отряде, какие традиционные дела проходят в лагере). Это проходит
в форме игры по станциям или свободной беготни. Затем мозговой штурм;
ребята накидывают идеи дел, которые они хотят провести в своём отряде.
Ничего не критикуем, всё заносим на ватман.
- Выбор дела.
Критерии: реальность проведения, максимальное количество голосов).
- защита проектов.
Каждая микрогруппа выбирает себе по одному делу из разных направлений и
делает им рекламу. Окончательный выбор делается общим голосованием
- аукцион дела.
Ребятам раздаются 2-3 жетона. Вожатый продаёт дело, рекламируя его. Ребята
могут отдать один жетон за одно дело. Выигрывают дела из разных
направлений, набравшие больше всего жетонов.
- вертушка. На
карточках записываем все дела определённого направления. Карточки
раздаются микрогруппам, которые их оценивают по десятибалльной шкале и
подписывают свои комментарии. Затем карточки передаются по кругу до тез
пор, пока не пройдут по кругу. Выбираются дела, набравшие больше баллов.
- Уточнение. После СРО
актив отряда с вожатым распределяет выбранные дела на всю смену и
записывает их в план-сетку.
- Выделение отряда
(название, песня, девиз, кричалка, эмблема)
- Поздравление с днём
рождения (наказ ребят с прошлой смены), подарок вожатого, микрогруппы
готовят поздравление и показывают их.
- Работа микрогрупп. Каждая
микрогруппа выполняет своё задание, оформляют отрядный уголок, размножат
песню, создают эмблемы.
- Посвящение в отряд.
Проводится отдельно вечером, красиво и торжественно. Идти на выбранное
место особым образом, выйти на костёр, пройти испытания, ритуал
посвящения, клятва, вручение знаков отличия, подарить орлятский круг,
спеть отрядную песню, вернуться в лагерь цепочкой. Один вожатый спереди,
другой - сзади.
Линейка открытия смены
- Настраивающие песни.
- Торжественный выход на
линейку в колонну по трое с четырёх сторон и занятие мест на исходных
позициях, обозначенных мелом.
- Командиры отрядов сдают
рапорт старшему вожатому (Отряд … на линейку, посвящённую открытию …
лагерной смены построен. Рапорт сдавал командир … отряда …).
- Старший вожатый сдаёт
рапорт начальнику лагеря и просит разрешения открыть лагерную смену.
- Под команду начальника
лагеря знамённая группа вносит флаг и под гимн поднимает его на флагштоке
(флаг может поднимать мэр или президент).
- Краткие поздравления и
пожелания на смену начальника лагеря и гостей.
- Творческая программа
- готовые концертные
номера (от творческих коллективов или по представителю от отряда).
- появление героев.
- Все отряды
одновременно под музыку рисуют мелом портрет отряда или выкладывают
картинки из шишек, камней, бумажных вырезок.
- сюрпризы (запуск
змея, шариков, голубей; подарки, передача символа, ритуал посвящения,
поиск бутылки с наказом из прошлой смены.
- Вожатская песня, отряды
подхватывают
- Выход под музыку с
линейки.
Командиры и знамённая группа репетируют заранее!
Основной период смены
Цель - реализация деятельности, спланированной
на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком,
совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность
детей. Основной период смены подразделяется на учебный блок, лидер-фол и
закрепляющий блок.
Задачи учебного блока:
- развитие самоуправления и
структуры ВДК (через ОАД, работу микрогрупп, УИСО, систему дежурного
командира, значимые поручения, соревновательность, систему удачек).
- создание условий для
приобретения ребёнком опыта разной деятельности (кружки, КТД, огоньки
анализа дел)
Задача лидер-фола:
передача управления отрядом и лагерем от отряда к детям
(день самоуправления, экзамен в кружках, планирование дел активом, утреннюю
линейку проводит президент лагеря).
Задачи закрепляющего блока:
создание условий для демонстрации ребёнком приобретённого в
лагере опыта (проведение родительского дня, творческие отчёты кружков, открытые
отрядные дела для всего лагеря (творческий Арбат, эстафета соседей - экскурсии
по отрядному месту. Принимают гостей разные группы отряда. Можно принимать
сразу несколько отрядов или по возрастам. Критерий успешности - инициатива
ребят.
- Объединения по интересам
(кружки)
Итоговый период смены
Цель - подведение итогов смены, реадаптация
ребёнка к возвращению в свой ПДК.
Задачи:
- Коллективная оценка
приобретённого опыта, осознание роста ВДК
- итоговый сбор
отряда
- вручение грамот
- методики на
определение уровня развития коллектива - социометрия, классификация
Лутошкина
- прощальный вечер «Я
оставляю Вам на память», ЛЗС
- Самооценка полученного в
лагере опыта, осознание личного роста ребенка
- прощальный огонёк
- прочтение и анализ
письма себе на конец смены
- прощальный вернисаж
- выражение себя через предметы в композиции с названием
- оформление общей
выставки отряда
- КТД "Скоро
лагерю скажем "прощай"
- прогулки по любимым
местам
- Бюро добрых услуг
«Незабудка» по изготовлению сувениров на память о лагере
- обмен пожеланиями
- Определение перспектив
последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее
- обмен адресами для
переписки
- договор о встрече
- беседа «Что вы
будете делать после лагеря»
- индивидуальные
рекомендации, как развить талант, который открылся в лагере
- можно раздать сценарии
дел или дать их переписать
- Подготовка лагеря к
следующей смене
- уборка территории и
помещений
- помощь вожатым в
изготовлении визиток, встречек
- написание вожатым
писем-отзывов о его работе
- пожелания на
будущее
Можно читать только после отъезда детей. Можно написать
звуковое письмо.
Критерии успешности:
- нежелание уезжать из
лагеря
- желание сохранить среду
общения
- желание перенести то,
чему научились в лагере на свой ПДК
Прощальный вечер в лагере "Оставлю вам
на память…"
Отрядам надо выразить впечатления о прожитых в лагере днях,
готовясь по следующим номинациям:
- Как мы жили: газета про
жизнь в лагере
- С миру по нотке -
придумать и спеть песню о лагере
- А напоследок я скажу … -
сочинить стих-оду про лагерь
- Подарок дорогому другу
- отряд показывает
пародию на сотрудника лагеря, другие угадывают
- подарок - подарить
работнику лагеря какую-нибудь поделку
- Воспоминания о … (сценки о
жизни отряда).
Выступления отрядов не
оцениваются! Линейка закрытия смены
Звучат настраивающие песни. Выход и построение отрядов на линейку. Командиры
сдают рапорт старшему вожатому. Старший вожатый сдаёт рапорт начальнику лагеря
и просит разрешения закрыть смену. Спуск флага и вынос его под гимн. Это делают
наиболее отличившиеся ребята.
Краткие напутственные слова начальника лагеря. Награждение ребят. Творческая
программа, закапывание бутылки с наказом. Зажигается прощальный костёр и звучат
стихи.
Вожатые исполняют прощальную песню. От общего костра вожатые зажигают свои
свечи и затем от этой свечи зажигаются остальные свечки. Свеча не должна
догореть, её оставляют на память. Если дома станет грустно, нужно её зажечь и
вспомнить про лагерь.
Выход с линейки змейкой, взявшись за руки. Отряд обходит общий костёр и
уходит на свой прощальный.
Нельзя подводить итоги
соревнований. Это делается в конце каждого дня. КТД «Скоро лагерю скажем прощай»
Это игра по станциям для всего лагеря. Она не оценивается.
Станции:
- Гавань затонувших
кораблей. Написать на корабле то, что омрачало жизнь в лагере,
спустить его на воду и смотреть, как он тонет.
- Цветочная поляна.
На ромашках, раскиданных на поляне и придавленных камнями написать всё
хорошее.
- Дерево настроения.
На нарисованных рожицах с разным настроением подписать себя и объяснить
своё настроение.
- Забор гласности.Написать
пожелания друг другу, администрации, вожатым, следующей смене и свои
отзывы об этой смене.
- Дерево любви.
На сердечках признаться в любви любому человеку в лагере и повесить на
дерево.
- Герб.Все
одновременно под музыку рисуют либо портрет, либо герб своего отряда
зубной пастой на картоне.
На итоговом сборе отряда анализируем отряд, а здесь -
весь лагерь.