§ 33. ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
Главная цель переселенческой политики. Политика царского
правительства по переселению населения в отдаленные районы началась с принятия
в феврале 1861 г. "Манифеста об отмене крепостного нрава в России”. Оставшиеся
без земли российские крестьяне, не ожидая разрешения властей, стали стихийно
переезжать на свободные земли в глубинке. Власти взяли ситуацию под контроль и
стали создавать "переселенческие управления”.
Царское
правительство для ускорения решения этого вопроса ставило перед собой три
задачи: первая — ослабить усиливавшиеся в России волнения крестьян в
центральных районах; вторая — обеспечить оставшихся без земель крестьян
плодородными наделами в отдаленных районах; третья задача — увеличить число
переселенцев в отдаленных районах, вырастить в их среде богатых кулаков,
готовых постоять за интересы империи.
Начальный период переселения российских
крестьян в Казахстан. В первое время царское правительство ограничилось
переселением на казахские земли казачьих войск. В 60-х годах XIX столетия
началось переселение русских крестьян из центральных районов России в
Казахстан. 20 октября 1866 г. в постановлении Главного управления Западной
Сибири сообщалось: "...Большинству крестьян, имеющих нравственные качества и
материальные возможности, разрешается поселение в Киргизской степи...” Отсюда
можно сделать вывод, что царское правительство переселяло зажиточных крестьян,
на которых можно было бы опереться. Точно такое же мнение высказывает начальник
Алатауского округа: "Для русской колонизации края необходимо, чтобы переселенцы
были выше местных жителей во всех отношениях — в нравственном, в хозяйственном
обеспечении, руководящем и других отношениях...” В этом опрометчивом заявлении
видно, что царское правительство делало упор на поддержку казачьих войск.
Туркестанский генерал-губернатор фон Кауфман говорил: "Только когда русские
поселения широко распространятся в крае, будут связаны между собой, тогда они
и превратятся в настоящую силу”.
Повальное переселение на казахские земли русских, украинских, белорусских крестьян началось в 70-х годах XIX столетия. Такое переселение происходило в Актобе, Кустанае, Уральске и в других районах с возрастающей активностью. Особенно большой поток переселенцев шел в Семиречье, несмотря на отдаленность от российских границ. По инициативе военного губернатора Семиреченской области генерала Колпаковского в 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье”, которые сохраняли свою силу до 1883 г. По этим "Правилам”, каждому переселенцу (мужчине) передавалось 30 десятин земли. Переселенцы на 15 лет освобождались от всех видов налогов, повинностей, обязательных работ. Для нуждающихся семей "на обзаведение” выделялся кредит до 100 руб. Начиная с 1883 г., с тех пор как Семиречье перешло в состав Степного генерал-губернаторства, в районе было организовано 29 русских поселков. Численность переселенцев ежегодно пополнялась за счет освободившихся от воинских обязанностей казаков. Они построили станицы и стали жить, соблюдая свои казачьи обычаи и традиции.
Новый период переселенческого движения. Новый период в
переселении крестьян начался после учреждения "Особого Комитета Сибирской
железной дороги”. За период с1893по189бг. в Актюбин- ский уезд переселились
2500 человек, а в Кустанайский уезд — 9173 человека. В Акмолинской и
Семипалатинской областях число русских к 1896 г. достигло 150 тыс. человек, а
число волостей — 43. Были отобраны у казахов и переданы в пользование
переселенцев 1,4 млн. десятин самых лучших земель.
Переселение принесло казахскому народу огромный вред. Так, если в Казахстане имелось 50 млн. гектаров пригодных для земледелия земель, то переселенцам было передано 40 млн. гектаров лучших земель, отобранных у местного населения. В результате казахи были вытеснены со своих исконных земель. Прибывший в Семиречье с инспекцией сенатор X. Пален так написал в своем отчете царскому правительству: "Чиновники переселенческого управления разрушили в Семиреченском крае 5100 оседлых зимовок, в которых жили более 30 тыс. человек, и самые лучшие плодородные земли отдали казакам”.Таким образом, царское правительство при переселении русских крестьян в Казахстан своих целей полностью достигло. Казахские земли были объявлены государственной собственностью и распоряжались ими по собственному усмотрению. Землю использовали в колониальных целях.
Переселение в Семиречье уйгуров и дунган. В середине XVIII в.
китайская армия разгромила Джунгарию, захватила Восточный Туркестан и дошла до
Кульджи. Китайское войско почти полностью истребило джунгар, оставив только
небольшое число мусульман — дунган. Китайцы поняли, что здесь они не смогут
обеспечить свою армию продовольствием и поэтому из городов Кашкар, Аксу,
Турфан, Жаркент насильно выселили всех уйгуров. Уйгуры — один из самых древних
тюркоязычных народов. Они занимались не только выращиванием зерна и бахчевых,
но и кузнечным промыслом, ювелирным делом. Из-за умения хорошо обрабатывать
землю их еще называли "таранчи”.
Уйгуры вместе с дунганами в 1864 г. подняли восстание и одержали верх. Был создан уйгурский султанат Таранчи. Вот этот султанат и начинает показывать силу Семиречью. Чтобы покончить с этим, генерал-губернатор Семиреченской области Г. Колпаковский в 1871 г. идет походом на Кульджу и захватывает ее. Таким образом, Кульджа входит в Семиречье как его уезд. Когда в Санкт-Петербурге в 1881 г. встретились руководители Китая и России, по принятому договору Кульджа снова передавалась Китаю. В договоре было такое условие: народ должен сам решить, какому государству он хочет принадлежать. По договору 1881 г., уйгуры и дунгане добровольно переехали в Семиречье. Они расселялись в Жаркентском уезде по берегам рек Осек и Чарын, в Верненском уезде — в поселках Чилик, Талгар. Некоторые семьи переехали в город Верный. Их потомки до сих пор проживают в названных населенных пунктах. Из переселенцев были созданы пять волостей — Жаркентская, Кетменская, Аксу-Чарынская (ныне Алматинская область, Уйгурский район), Малыбаевская и Карасуская (ныне Енбекшиказахский район).
По правилам поземельного устройства, установленным в 1882 г. Семиреченским областным правлением, на каждого переселенца мужского пола выделялось по 10 десятин земли. Однако вследствие того, что в районе все лучшие земли были отданы казакам, уйгурам и дунганам досталось всего по 4—5 десятин земли. К тому же эти земли были мало пригодны для хлебопашества. А налоги должны были платить начиная с 1892 г. Уйгуры и дунгане, проживавшие на зимовках и в городах, организовали общины со своей администрацией, мечетью. Хотя земля была распределена по отдельным хозяйствам, формально она была в общем пользовании. Было широко распространено правило выделения надела земли каждой семье по числу людей мужского пола. Однако нередко баи и зажиточные хозяева записывали в мужские души еще не родившихся детей. При этом лучшие земли возле рек и каналов тоже стали владениями баев. Для бедняков отводились земли бесплодные, удаленные от водных артерий. С жалобой на произвол богачей бедные дехкане обращались к властям, но никто не прислушивался к их мольбам и не пытался помочь.
Обедневшие
переселенцы не всегда могли самостоятельно освоить эти трудные для обработки
земли. Тогда богатые брали их участки в аренду, а тех же хозяев использовали
как рабочую силу. Так земля постепенно переходила в руки арендующих. Оставшиеся
без земли уйгуры и дунгане в поисках работы уходили в города.
Занятия переселенцев. Уйгуры и дунгане
издавна занимались земледелием на орошаемых землях. Кроме того, они разводили
скот и развивали скотопромыслы. Главным источником жизни для уйгуров было
зерновое хозяйство.
Из
зерновых преобладала пшеница, затем следовали ячмень, просо, овес, рис;
культуры для получения растительных масел: гортшца, мак, лен.
Дунгане начиная с 1888 г. на правом берегу реки Чу брали в аренду земли и
сажали рис. Уйгуры занимались выращиванием плодовых культур. Большинство дунган
также разводили новые сорта яблок, груш, чернослива, винограда и др.
Уйгуры
и дунгане выращивали овощи, огурцы, картофель, горох, лук, чеснок, морковь,
красный перец и различную зелень. Уйгуры занимались и разведением коконов
шелкопряда, хлопководством, снабжали население растительным маслом. Дунгане
выращивали мак для изготовления опиума в лекарственных целях. Растили они и
табак, удачно торгуя им и производными из него, в частности насыбаем. Уйгуры и
дунгане специально скотоводством не занимались. Они использовали скот в
основном как тягловую силу в их хозяйственной деятельности. Разводили лошадей,
коров, частично — овец и коз.
Переселившиеся в Семиречье уйгуры, дунгане и русские взаимно влияли друг на друга. Делились опытом выращивания зерновых, более современными орудиями производства, новыми машинами для посевной и уборки. Если ранее уйгурские хлеборобы использовали деревянные сохи, то теперь перешли на железные плуги, бороны, сеялки. Русские землепашцы и казахские земледельцы научились выращивать табак и овес. Приезжие, в свою очередь, стали учиться у местных казахов и киргизов секретам скотоводства. Таким образом, исторические судьбы переселенцев переплелись с судьбой казахского народа.
? Вопросы и задания
1.
Какие главные цели ставило перед собой царское
правительство, переселяя в Казахстан другие народы?
2.
Когда началось переселение крестьян в Казахстан? Как
проходило оно в дальнейшем?
3.
Когда начался первый период переселения?
4.
С какой целью царское правительство переселяло в
Казахстан военные казачьи части?
5.
С какой целью переселялись в Казахстан уйгуры и дунгане?
Какие волости были созданы?
6.
Покажите на карте места, куда были переселены уйгуры и
дунгане.
7.
Расскажите о социально-экономическом положении уйгуров и
дунган.
8.
Что можно сказать о трудовой деятельности уйгуров и
дунган?
9.
Как складывались отношения переселенцев и казахов между
собой?