Главное меню

  • К списку параграфов

§ 28. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ



История возникновения Великого Шелкового пути. Путь называется "шелковым” из-за предмета торговли. А "великим” стали называть потому, что он связал бескрайние просторы восточных регионов с западными странами, оживил торговлю в многочисленных городах, находившихся на пути караванов. Вот почему он вошел в историю как "Великий Шелковый путь”. По данным археологических раскопок, шелк стал производиться в Китае в 2750 г. до н.э. Между V—II вв. до н.э. шелк стал вывозиться на продажу и обмен.

В китайских письменных источниках содержатся сведения о том, что в VI в. каган Западнотюркского каганата и его свита были одарены шелковыми халатами. Это было время, когда шелк стал известен уже во всей Евразии.

Великий Шелковый путь начинается с бассейна реки Хуанхэ. Он проходит вдоль западной части Великой Китайской стены и по реке Или доходит до Иссык-Куля. С этого места путь разветвляется на две стороны — на южное и северное направления. Южное направление ведет в Фергану, Самарканд, Иран, Сирию, к Средиземному морю. Северное направление — в город Испиджаб в Южном Казахстане и здесь снова делится на две ветви. Одна уходит в Среднюю Азию, вторая — через Туркестан, по нижнему течению Сырдарьи, — выходит в Западный Казахстан, обходит с северо-востока Черное море и направляется в Европу.

Однако было бы неправильным считать, что эти два пути были постоянными. Они несколько менялись в зависимости от между­народной политической обстановки. Но в целом маршрут пути оставался стабильным.

V/ Влияние Великого Шелкового пути на развитие хозяйства. В середине I в. до н.э., по данным китайских источников, первый караван с шелком направился в западные страны. Вслед за этим пошли в Китай караваны с различным товаром из восточных и западных стран, с берегов Средиземного моря, из Ближнего и Среднего Востока, из стран Средней Азии.

Объектами международной торговли стали экзотические звери и животные: знаменитые скакуны из стран Средней Азии, из восточных стран — слоны, носороги, тигры и львы, ловчие птицы и др. По торговому пути возили сушеные фрукты, выращиваемые в Средней Азии, — изюм, дыни, курагу, восточные сладости. Стали торговать семенами овощей, растущих в отдельных странах. Так, болгарский и китайский перец распространился в другие страны благодаря Великому Шелковому пути.

Хотя шелк распространялся во всем мире, секрет его изготовления китайцами держался в великой тайне. Тем не менее нашлись смельчаки, которые сумели этот секрет выкрасть. Коконы шелкопряда вывезли из Китая в тростниковом камыше и в волосах женщин. Таким образом, уже в начале нашего века шелк стали возделывать в Византии и Согде. В последней стране его стали возделывать в таком количестве, что Согд стал конкурировать с самим Китаем. Так, в некоторых китайских городах существовали их торговые колонии. А последняя точка Шелкового пути заканчивалась в древней столице Японии — в городе Нарга, где находились торговые точки по продаже шелка. Главным доказательством этого является сохранившаяся в местном монастыре рукопись, написанная на согдийском языке. Затем шелк стали производить в Японии и на Кавказе. Так, благодаря Великому Шелковому пути секретами производства шелка овладели во всем мире.

Влияние Великого Шелкового пути на развитие мировой культуры. Во время торговли страны, находившиеся на пути Великого Шелкового пути, не только торговали между собой, обменивались товарами. Они вступали и в культурные связи между собой. Предме­тами торговли становились меха и шкуры, ковры, посуда, изделия из драгоценных металлов. Так, во время археологических раскопок в Таразе были найдены удивительной красоты серебряные кувшины, выполненные византийскими мастерами. При раскопках на городищах Талгар, Испиджаб, в Отрарском оазисе и других средневековых городах Казахстана были обнаружены уникальные образцы посуды из китайского фарфора. Ясно, что такие предметы первой необходимости, как посуда, делались в основном на месте. Местные мастера старались перенимать секреты гончарного искусства, подражать другим мастерам, соревноваться с ними, вносить что-то свое. Так и происходил обмен культурами.

На Шелковом пути шел обмен не только предметами материальной культуры, но и другими видами культуры, особенно в области музыки. Так, прекрасная деревянная скульптура девушки-танцовщицы была найдена в Пенджикенте.

Эти связи были полезными не только в области культуры, они влияли на мирные, добрые взаимоотношения между странами. В городищах Тараз, Баласагун, Испиджаб при раскопках были найдены остатки жилищ, монастырей, которые были местом собрания людей разных религиозных конфессий. И хотя они исповедовали разные религии, но в области культуры осваивали ценности чужих культур, развивались вместе. Они состязались между собой в мастерстве изготов­ления предметов культуры, произведений искусства. И тем самым вносили свою лепту в развитие всемирной культуры. Один из поэтов того времени написал такие стихи о том, какой народ чем славен:

Знай, что в поэзии лучших наездников нет,

Чем арабы, а Греции древней сыны Медицину избрали ареной своей.

В чародействе индусские люди сильны,

Математика, музыка — римлян удел,

Власть Китая в рисунке тверда,

Но искусней художников свет не видал,

Чем багдадские мастера.

Эти поэтические строки говорят о том, что уже в средние века меж­ду народами существовали культурные связи.

Влияние Великого Шелкового пути на развитие международных отношений. Великий Шелковый путь помог развитию между наро­дами не только торговых отношений, он способствовал установлению дипломатических связей между странами Востока и Запада. По данным китайских рукописей, Шелковый путь стал развиваться с середины II в. до н.э. Послы, которых отправил император Китая У Ди в 138 г. в западные страны, вернулись только через 13 лет. После возвращения 150 этой делегации и начинаются торговые отношения Китая с западными странами через Казахстан и Среднюю Азию. И наконец, с Запада пошли караваны с товаром в Китай.

Благодаря торговле в 568 г. были установлены дипломатические отношения между Тюркским каганатом и Византией. Две страны создали торгово-дипломатический союз между собой в противовес Ирану. Обмен послами усилил международную торговлю. Первое время китайский шелк высоко ценился за рубежом и был нужен не только для нужд двора, в торговле он выполнял функцию денег, был превосходным подарком. Например, шах Ирана получил в подарок от имени китайского императора шелковую, украшенную шитьем, одежду. Великий Шелковый путь способствовал не только развитию между странами торговли, но и созданию атмосферы дружбы, доверия.

Маршруты Великого Шелкового пути на территории Казахстана. Казахстанский участок Шелкового пути соединял между собой Запад и Восток. А Семиречье, находившееся на юго-востоке Казахстана, явля­лось своеобразными воротами для выхода на Восток.

Научные исследования показали, что через Семиречье проходило несколько маршрутов Великого Шелкового пути, которые вели на восток. Это можно наблюдать по расположению в семиреченском регионе средневековых городов. Об этом же свидетельствуют современные асфальтированные дороги и железнодорожные пути, проложенные из Семиречья на восток. Если средневековые города и зимовки строились вдоль Великого Шелкового пути, то асфальтированные и железнодорожные магистрали строились по следам, проложенным теми же великими караванами. Главная юго- восточная дорога на восток проходила через Семиречье. Она из Тараза шла до Алматы, затем через Шелек, Сумбе, Жаркент (Илебалык) направлялась на восток. Другое, северо-восточное направление, из Алматы через Жаксылык, Капшагай, Шенгельды, Алтынэмель, Дунгене, Койлык (возле Алаколя) проходило через Джунгарские ворота и устремлялось на восток. Третий, северный путь, шел из Тараза в город Кулан, затем следовал параллельно северо-восточному пути, через Хантау, Балатопар пересекал Или и в городе Дунген оба направления соединялись, затем в Айнабулакском пикете они расходились, и дальше северный путь уходил в Сарканд. Это направление пересекало Северо-Восточный Казахстан и выходило к Монголии. По этому пути ехал известный французский путешествен­ник Рубрук в Монголию к хану Мункэ. То, что путь имел несколько ответвлений, было очень важным для жителей Семиречья. Южный Казахстан — главные ворота на Великом Шелковом пути. Все ветви, которые шли на восток, встречались в Таразе и вели к Испиджабу (Сайраму). Эти два города были главными торговыми центрами. И это доказывается археологическими исследованиями. При раскопках в этих городищах находили предметы, деньги и пр. почти со всех стран мира. Так, большое количество бус, китайского фарфора, византийских украшений было найдено на развалинах Тараза.

Поскольку города стояли на пути караванов, шедших со всех концов мира, здесь жили и представители многих религий. Так, при раскопках Тараза были обнаружены остатки молельных домов — христианских, буддийских и, конечно, мечети мусульман. Отсюда можно сделать еще один вывод — эти города были многонациональны.

Великий Шелковый путь, миновав Тараз, достигал Испиджаба и здесь делился на два основных направления: первое устремлялось на юго-восток, затем в город Шаш (Ташкент), дальше в города Самарканд, Бухару и сворачивал на запад. Второе после Испиджаба шло в Шымкент, Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и после Баршинкента снова делилось надвое. Одна ветвь шла на юго-восток — в сторону Хорезма, вторая — через Жанакент уходила к северному берегу Араль­ского моря и но северо-восточной стороне Каспийского моря направля­лась на запад. Вместе с тем имелось еще одно направление. После Жанакента оно уходило в Северный Казахстан. Из Сыгнака путь шел в Аксумбе и выходил еще по одному пути на Центральный Казахстан. В этом направлении одна ветвь проходила через Каракорум (город Жыланкараул). Эти дороги вели к казахстанским городам, находившимся несколько в стороне от основного пути. По ним некоторые караваны сворачивали сюда, обменивали свой товар на необходимые предметы и возвращались домой, не утруждая себя далеким утомительным путем.

Социально-экономическое значение Великого Шелкового пути.

Великий Шелковый путь оказал большое влияние на развитие городов, построенных тюркоязычными племенами вдоль караванной дороги, на состав казахского народа. Торговые взаимоотношения, развитие экономических связей позволили вести взаимовыгодный диалог, обмениваться достижениями культуры и искусства, учиться друг у друга тонкостям ведения хозяйства. Полукочевые тюркоязычные племена стали переходить к оседлости, выращивать, по примеру согдийцев, зерновые, перенимать их традиции и обычаи. Такие виды деятельности, появившиеся в раннем средневековье, до XIII—XIV вв. взаимно дополнили друг друга. Однако из-за монгольского нашествия торговля ослабла, и города на караванном пути были захвачены монголами, разграблены и разрушены. Начиная с XIII в. в связи с открытием морских путей Великий Шелковый путь стал утрачивать свое значение. Со второй половины XVIII в. торгово-экономические отношения Казахстана начинают бурно развиваться: на севере — с Россией, на юге — с Китаем.

Однако факты говорят о том, что торговля со стороны России носила грабительский характер. К примеру, за казан стоимостью 2 руб. 50 коп., просили у казахов шерсть и кожу стоимостью 50 руб. В сравнении с этим торговля Абы лай хана в 1750 г. с китайским правительством Цинь была более справедливой. Так, за 10 лошадей давали от 30 до 50 тюков ткани. Таким образом, торговля с правитель­ством Цинь была более выгодной для казахов.

Все торговые караванные пути между Западом и Востоком прохо­дили через казахские города. Остановиться в пути — означало войти в контакт с местными торговцами, наладить взаимоотношения, а это положительно сказывалось на развитии взаимосвязей между наро­дами. Вот почему Великий Шелковый путь все-таки продолжал функционировать до конца средних веков и способствовал социально- экономическому развитию городов на пути следования: Тараза, Сайрама, Талгара, Отрара, Туркестана и др.

? Вопросы и задания

1.    Что вы знаете о начале функционирования Великого Шелкового пути?

2.Какое влияние оказал Великий Шелковый путь на развитие торговли в Казахстане, в городах на пути следования?

3.    Какое влияние оказало развитие торговли между странами на развитие культуры?

4.Какое влияние оказал Великий Шелковый путь на развитие связей между государствами?

5.Покажите на карте и расскажите, почему Семиречье считалось главными воротами для выхода на Восток.

6.     Каковы направления Великого Шелкового пути из Семиречья?

7.     Покажите разветвления Великого Шелкового пути из Южного Казахстана на запад.

8.     Через какие главные города Казахстана проходил Великий Шелковый путь?

9.     Каково значение Великого Шелкового пути для Казахстана?

10. Нарисуйте на контурной карте по истории казахстанский участок Великого Шелкового пути.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великий Шелковый путь оказал влияние на развитие мировой культуры. Казахская степь являлась территорией, через которую проходили торговые пути. Во время торговли происходило взаимодействие хозяйственных и культурных отношений кочевого и оседлого населения, происходило слияние духовных культур различных племен.

Распространение религиозных представлений, письменности, традиций обогащало степное население и создавало основу для появления гениальных личностей в науке, литературе и искусстве.

ТЕСТЫ

      1. Вблизи какого города, расположены мавзолеи Айша Биби и Бабаджи хатун:

       а)  Тараза;

       б)  Сайрама;

       в)  Баласагуна;

       г)  Суяба?


2.    Годы жизни аль-Фараби:

а)   860—899 гг.;

б)   870—950 гг.;

в)   875—920 гг.;

г)    880—960 гг.

3.    В каком городе родился Мухаммед Хайдар Дулати:

а)   Сайраме;

б)   Таразе;

в)   Отраре;

г)    Ташкенте?

4.    Кто автор произведения "Чингис-наме”:

а)   М.Х. Дулати;

б)   Абильгазы;

в)   Утемис хаджи;

г)    Амирхожа?

5.    Начало функционирования Великого Шелкового пути:

а)   III—II вв. до н.э.;

б)   V—IV вв. до н.э.;

в)   V—III вв. до н. э.;

                 г)    II—I вв. до н. э.