§ 24. ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО НАРОДА
Устно-поэтические традиции казахского народа.
Устное
поэтическое творчество казахского народа передается с древнейших времен из
поколения в поколение.
Основные
жанры казахского фольклора: героический эпос, обрядовая песня, лирическая
поэзия, исторические песни, пастушеские и магические, свадебные и похоронные
песни, сказки, легенды, пословицы и поговорки, загадки, черные песни, грустные
песни, обрядовые песни, а также айтысы, риторические жанры. Ч. Валиханов
называл казахскую поэзию зеркалом народной жизни, М.О. Ауэзов ставил устное
творчество народа выше мраморных изваяний греков. В эпосах "Кобланды”,
"Алпамыс”, "Камбар” мы видим жизнь народа. В их содержании отражены картины
политической, социальной и культурной жизни казахского народа.
Произведения устного творчества народа воспитывают у молодежи такие качества, как патриотизм, смелость, храбрость, дружба, человеколюбие, учат их быть трудолюбивыми, умными и честными. Вместе с тем порицаются такие качества, как зазнайство, хвастовство, двуличие, трусость. "Будь восьмигранным в искусстве и сдержанным в раскрытии своих тайн”, — поучает народная мудрость молодежь. Поучения: 128
"Бойся, когда молчит
мать, а говорит дочь”, "Увидев мать — сватайся к ее дочери, посмотрев на посуду
— приступай к кушанью”, "Девушке идти дальше сорока юрт — запрет”. Все эти
поговорки, присказки воспитывают у подрастающего поколения такие качества, как
сдержанность, ум, воспитанность, умение прислушиваться к просьбам старших и
выполнять их.
Виды
устного народного творчества, их историческая ценность.
Казахский фольклор —
это народное творчество, отличающееся глубоким содержанием, мастерством
художественного слова, имеющее огромное воспитательное значение для молодежи.
Пастушеские песни являются древнейшим
жанром казахского фольклора. В них отражены следы первобытного культа животных,
древних верований и последующих суеверий.
По
народному преданию, предками четырех домашних животных были: Зенги-баба —
предок коров, Жылкыши-ата — отец лошадей, Ойсыл-кара — прародитель верблюдов,
Шопан-ата — отец баранов. Именно эти животные в пастушеских песнях обращаются с
просьбой к пастуху или ведут между собой разговор. Казахи-скотоводы с
удовольствием включали в устную поэзию имена предков скота, ибо скот был для
них всем — он давал молоко, чтобы утолить жажду, мясо, чтобы утолить голод,
шкуры, чтобы согреться в холодное время.
Я прошу у Всевышнего:
Если даришь скот, то
дай овец или баранов —
С рогами, завитыми,
как месяц,
С плотным комом
шерсти,
С огромными, как
корыта, курдюками.
Если даришь сына,
То пусть он будет
рослым,
Умным и думающим.
Песни улусов. Началом нового года
у казахов, как и у многих народов Востока, считается Наурыз — 22 марта. Это
день весеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи одинакова.
Прошла зима, наступила весна. Все живое в природе с радостью встречает перемены
в жизни. Поголовье скота удвоилось, молока стало больше, земледельцы готовятся
к севу зерновых. Этот день казахи называют Улус
кун, т.е. Великий день.
В
этот день каждая семья готовила специальное блюдо — наурыз- коже, состоящее из
семи компонентов: пшеницы, мяса, масла, соли, лука, муки, курта и т.д. В чаши
наливали айран, кумыс, шубат и другие напитки, туда же добавляли жареную
пшеницу и пшено. Весь этот ритуал символизировал надежду на обильный урожай.
В
этот день люди желали друг другу здоровья, благополучия: "Пусть улус будет
богатым, молока много. Пусть в пути будет удача, пусть улус будет счастливым,
четыре вида скота плодовитыми, пусть несчастья сгинут в землю!”
Колыбельные. Когда рождался
ребенок, проводился той — шильдехана
— праздник прибавления в семье.
Воспитание
детей начиналось с колыбельной песни у бесыка — люльки:
Баю, баю, мой белый
ребенок,
Спи, моя радость, на белой постели.
Не плачь, мое чадо,
не плачь.
Я тебе кость
подарю...
Баю, баю, мой беляна
—
Из бараньей шерсти
мой колпак.
Пусть для других он
ничего —
А для меня он
белый-белый!
Так
качали бесик родители и пели, услаждая слух ребенка незамысловатыми, простыми
словами, но полными глубокого искреннего чувства. Дедушки и бабушки
рассказывали малышам сказки, загадывали загадки, учили скороговоркам,
поговоркам и пословицам, развивали их речь и ум.
Свадебные песни. У казахского народа
свадебный обряд существует издревле и состоит из нескольких этапов, некоторые
из них сопровождаются музыкой, песнями. Свадьба начинается со сватовства.
Задолго до свадебного тоя невеста прощается со своими родными и друзьями. В
сопровождении подруг она обходит дома своих родственников и поет песню "сынсу”,
которую сочиняет сама. Исполнение этой песни является
своеобразным ритуалом.
Свадебный
той начинается в доме невесты и открывается песней "Той
бастар” (открытие
торжества). В ней поется о будущей счастливой жизни невесты в доме жениха и
т.д. Знакомятся родственники жениха и невесты, желают новой семье счастья и
успехов, берут на себя ответственность за ее будущее. Особенно остро это
соперничество в острословии, в обещаниях, похвальбе звучит в свадебной песне "жар- жар”.
Вообще в свадебных песнях говорилось об ответственности за судьбу
молодых, близких родственных отношениях, близости обеих сторон. Они имели
огромное воспитательное значение.
Песни, связанные с магическим ритуалом и
религиозной обрядностью. В казахском народе до принятия ислама
в ходу были песни юродивых, шаманские речитативы, заклинания, заговоры,
предсказания.
Песенные виды благословения, проклятия и др. По древнему
обычаю, чтобы помочь заболевшему человеку или животному, по вечерам совершались
обряды и пелись обрядовые песни-заговоры. Вечера эти назывались бадик-кеши.
Люди верили, что болезнь можно отогнать. Обряд изгнания болезни
совершали под заклинательную песню — бадик.
Говорят бадик, бадик,
А он, как ветер,
кочует.
Если крикнуть высоким горам,
Ураганам вокруг: "Эй,
уходи!”—
Они уходят прочь.
При
виде новорожденного месяца с ним здоровались, приговаривая: "Новый месяц,
восходи, старый месяц, уходи!”
Жарапазан — это первая реакция
кочевников на ислам через устное народное творчество. Если в шаманских
камланиях употреблялись слова "Тенгри”, "Умай”, то в жарапазане обращаются к
Аллаху, Богу, пророку, к духам предков. В священный месяц Рамазан, когда верующие
должны были держать пост — уразу, жарапазан исполнялся по
вечерам. Самые красноречивые и находчивые исполнители жарапазана выигрывали лошадей, верблюдов,
а местные песенники получали на ужин курт, иримшик, масло. Если обычно
жарапазан начинается с возвеличивания, восхваления, то кончается он
благословением, пожеланиями добра, счастья, здоровья и богатства хозяевам дома.
Ваш дом, ваш очаг
Прекрасен своим убранством.
Красота кобылиц — в
кумысе,
Красота сундука — в
убранстве.
Разукрашен ваш дом
благополучием,
Дом ваш — словно
белый дворец,
Ваши овцы прекрасны,
как сайгаки...
...Через высокие горы
Мы встретились верхом на волах,
Пусть войдет к вам богатство
через дверь,
Выйдут несчастья
через щели.
Жоктау, плачи, оплакивания. Одним из древних
обычаев казахского народа является оплакивание покойного. Плач, причитание по
умершему называется жоктау. Слова плача сочиняют
родственницы покойного. В горестных, скорбных песнях перечисляются заслуги,
возвеличиваются исторические доблести усопшего, его хорошие деяния. Так, на
смерть великого батыра Богенбая жырау Умбетай сочинил жоктау:
Уа, Богенбай,
Ты поднялся выше
ледников Алатау,
От маленькой матери
Родился несгибаемый Богенбай!
...Между Абралы и
Чингистау Степь оглашается овечьим блеянием.
И полно там калмыков.
Ты погнал их всех
отсюда Через реку Иртыш,
Дальше Алтайских гор.
Ты поставил свой
шалаш на Ак Шауге,
Ты собрал туда войско
И сокрушил калмыков.
Помимо
жоктау исполнялись и такие скорбные песни, как естирту и конил-айту. Естирту
— это известие о печальном событии. Конил-
айту, жубату —
соболезнования, песни утешения.
Акын-жыршы
восхваляет подвиги Богенбая, говорит о бессмертии батыра, успокаивает народ,
призывает родных быть спокойными и твердыми.
Поговорки и пословицы, загадки. К казахскому
фольклору относятся и дидактические жанры. Это басни, притчи, пословицы,
поговорки, крылатые слова, загадки и назидания. Большинство из них содержат
наставления, поучения, глубокую мысль, тонкий подтекст, запоминающиеся ритмику
и рифму. Наиболее популярные в народном жанре пословицы и поговорки охватывают
практически все стороны жизни казахского народа, отражая его опыт в лаконичных,
но метких и образных выражениях: "Великодушию научись у матери, воспитанность
возьми у гения”, "Собака на поводу не пригодна для охоты”, "Молодость — огонь,
старость — рабство”, "Если даже отдашь врагу жизнь, не отдавай секретов”,
"Батыр умирает только раз, трус — тысячу раз”. Для понимающего человека
поговорки не нуждаются в комментариях.
Много
дошло до нас загадок о быте, домашних животных, о поступках человека и пр.
Загадки сыграли большую роль в сохранении и передаче последующим поколениям
опыта предков, накопленных ими знаний об окружающей действительности. Загадки
отличаются яркой символикой, выразительностью и красочностью языка. Они требуют
от разгадывающего умения логически мыслить, воображения, знания жизни.
Например, "Открылся белый сундук и оттуда вывалились шелка”, — так загадывают
восход Солнца, а вот: "Под чием (ограждёние юрты) пестрый ножик” — это,
конечно, змея с острым жалом. Когда поочередно сменяются люди при взбивании
шерсти для кошмы или чия, загадывается загадка: "Лошади соседей и наши лошади
брыкаются и дерутся”.
Сказки. Многообразны жанры
народных сказок: волшебные, о животных, бытовые. В них отражены жизнь народа,
его мечты о счастье, благополучии, мире.
Сказки
возвеличивают личность героя, прославляют добро и ум, высмеивают ленивых,
жадных. Аяз би, Жирешие-оратор, его умная жена Карашаш, Алдар Косе, Ходжа Насреддин,
плешивый мальчик —
все они добрые, умные и хорошие люди, отличающиеся справедливостью и
честностью, находчивостью.
Героический эпос складывался в течение
многих веков. В нем обычно рассказывается об исторических событиях: набегах
врагов, борьбе против них, верных сыновьях народа, мужественно защищающих свой
народ и землю, показывающих при этом чудеса героизма и храбрости. "Кобланды
батыр”, "Алпамыс”, "Ер Таргын” — выдающиеся эпосы древности. Они несут в себе
большой заряд патриотизма, учат молодежь любить свою родину и быть готовой к
ее защите.
Любовные песни. В социально-бытовом
эпосе большое место занимают темы любви, женитьбы героя, его борьбы за
семейный очаг.
В
эпосах "Козы Корпеш—Баян-сулу”, "Кыз Жибек” рассказывается о том, как
предательство отца Баян-сулу — Карабая, отказавшегося выдать дочь за
осиротевшего юношу, черствость отца Жибек — Базарбая, не пожелавшего
благословить женитьбу сына Толегена, приводят к смерти влюбленных.
Устное
народное творчество — неиссякаемый источник мудрости народа, его веры в добро и
справедливость — передается из поколения в поколение от родителей к детям.
?
Вопросы и задания
1.
Какие
жанры казахского фольклора вы знаете?
2.Какие вы знаете
обрядовые песни, посвященные свадьбе молодых, рождению ребенка?
3.
Назовите
песни, связанные с верой, религией.
4.Какое значение в
казахском фольклоре имеют народные пословицы и поговорки, загадки?
5.
В
чем ценность народных сказок?
6.
Какие
героические эпосы вы знаете?
7.
Каково
значение социально-бытового эпоса?