§ 22. РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА КАЗАХСКОЙ ЗЕМЛЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Раздел УП. ДУХОВНАЯ
КУЛЬТУРА КОЧЕВНИКОВ. ГЕНИИ КАЗАХСКИХ СТЕПЕЙ
Направления
развития духовной культуры в раннем и развитом средневековье. Развитие
городской оседлости, переход полукочевых скотоводов в ранг горожан оказали свое
влияние на развитие различных направлений в духовной культуре степняков.
Процесс перехода к оседлой жизни привел к увеличению численности горожан, к
улучшению качества жилых помещений, систем общественных построек. В начале X в.
родоначальник династии Караханидов Сатук принял ислам, а его сын Богра хан в
960 г. объявил о том, что ислам является государственной религией страны.
Начиная с этого времени, общественные постройки, интерьер, фасады и стены
дворцов и помещений для торжественных церемоний украшаются различными лепными
фигурами, узорами, росписью, изящными колоннами. Фасады и минареты мечетей,
купола памятников изобилуют различными художественными украшениями,
орнаментами, архитектурным декором. Развивается архитектурное искусство. В
городах Южного Казахстана — Сайраме, Туркестане, Таразе, Отраре и других —
возводятся величественные здания мечетей, медресе, культовые памятники. Были
построены такие культовые сооружения, как мавзолеи Айша-биби, Бабаджи-хатун и
др.
Развивается
скульптурное искусство, связанное с религиозными культами. На могилах стали
воздвигать каменные изображения различных зверей. Намогильные каменные фигуры
стали появляться еще в бронзовом веке. Теперь они становятся подлинными
шедеврами скульптурного изображения. В истории их называют каменными фигурами,
в тюркской письменной литературе — балбалами. Например,
в надписи на памятнике Кюльтегину говорится: "Батыров, героев поставил
балбалами”. Каменные балбалы, найденные на нашей земле, это и фигуры девушек с
сорока косичками, и женщин с головой, покрытой кимешеком или платком, и мужчин,
увешанных оружием. Оружие, найденное в захоронениях, предметы быта говорят о
вере тюрков в средние века в загробную жизнь. По преданиям, у тюрков была
пещера под названием "Пещера предков”. Легенда говорит о том, что тюрки
появились на свет в этой пещере. У тюрков существует важная традиция — каждый
год в июне выезжать на берег озера или реки, чтобы помянуть своих предков,
отдать им дань уважения.
Появление в народе различных религиозных верований, религиозных предании привело к развитию устного творчества, письменности, наук.
Древние письменные памятники. По результатам
исследований последних лет, судя по письменным памятникам, найденным в
Иссыкском захоронении вместе с "Золотым человеком”, ученые, расшифровывая
таласские письмена, приходят к мнению, что они свидетельствуют о древнетюркской
письменности (VI—VII вв.). В памятниках, найденных в Айртаме, говорится о
смелых и храбрых батырах, защищавших свою родину. Специалист по тюркским языкам
профессор А. Аманжолов утверждает, что наши предки владели древнетюркским
языком еще 1500 лет назад. А письмена в "Большом Кюльтегине” и "Малом
Кюльтегине” написаны в 733 г., почти 1300 лет назад. И хотя надписи сделаны в
форме плача по погибшим катанам, по ним легко можно узнать историю Тюркского
каганата. В памятнике говорится о таком смелом батыре, как Кюльтегин, который
погиб, защищая свою страну, о взаимоотношениях между странами, о религиозных
верованиях народа. Батыр Кюльтегин умер в 731 г. Убитый горем старший брат
Бильге каган, чтобы увековечить память о батыре, в ущелье Кошо-Цайдан
устанавливает большой камень. Текст памятника записал родоначальник тюркской
письменной литературы Йоллыг-тегин. Под текстом он сделал и надпись: "Эти записи
сделаны внуком хана Йоллыг-тегином”.
Огромна
историческая ценность и "Книги моего деда Коркыта”, о которой раньше говорили
только как о произведении устного творчества, а затем выяснилось, что она была
написана примерно в IX в. В произведении часто упоминаются такие названия, как
Алатау, Каратау, Казыгурт, Голубое море (озеро Балхаш), степи Арка. Они говорят
о том, что действие легенды происходило в конкретных местах Казахстана.
Основная мысль книги — единство народа. По исторической канве к ней близко
стоит легенда "Огуз-наме”. Все эти легенды ранее передавались в устном народном
творчестве и только примерно в XIII в. появились в письменном виде. "Огуз-наме”
— художественное и историческое произведение. В нем восхваляются походы войск
огузов, героизм и подвиги батыров. Основная идея — призыв к единству народа,
героизму, милосердию, к борьбе с врагами.
Так,
по данным источников, каган огузов не всегда дружил с соседним Кыпчакским
государством. Бывали между ними и ссоры, и войны, и периоды мирного существования.
Вот почему и историческая судьба этих стран имеет много общего. Однако кыпчаки
в XI в. становятся сильным, мощным государством. Они захватывают земли в долине
Сырдарьи и вынуждают огузов уйти в западном направлении.
В
этот период в кылчакской устной литературе закладываются основы книги "Кодекс
Куманикус”, или "Словарь кыпчаков”. Рукопись была написана древним готическим
шрифтом в начале XIV в. кыпчаками, жившими на побережье Черного моря. Это было
время, когда * западноевропейцы стали проявлять живой интерес к восточным странам.
Поэтому этот словарь сослужил хорошую службу для европейских посольств и
путешественников в их Древнетюркские
письмена стремлении
ближе и лучше узнать тюркоязычные страны. По утверждениям исследователей
современного казахского языка, приводимые в книге-словаре загадки, пословицы и
поговорки, мысли и названия материальных предметов, схожи со словами,
употребляемыми нашими соотечественниками. Поэтому словарь имеет огромное
значение для изучения казахского языка.
Развитие науки и литературы. Ранее мы уже говорили о том, что на казахстанской земле существовало множество различных религий и что особое место занимал ислам, широко распространяясь по всей территории Казахстана. Религиозные книги в народе выполняли просветительскую роль и влияли на развитие в стране науки. Одним из первых ученых мирового значения был Абу Наср аль-Фараби (870—950 гг.) (полное имя — Абу Наср Мухаммед Ибн Мухаммед Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби). Он родился в городе Отрар, где Арысь впадает в Сырдарью, в семье военного. С отличием закончил отрарский медресе и решил продолжить учебу в городах Бухаре и Самарканде. Не удовлетворившись знаниями, полученными у местных учителей, он отправляется в научные центры Востока — города Шам, Каир, Александрию и Абу Наср аль-Фараби учится у всемирно известных арабских ученых. Аль-Фараби изучает арабский, греческий языки, знакомится с научными достижениями этих культур, оценивая их критически. Он изучил философские труды таких великих ученых, как Пифагор, Архимед, Аристотель, Евклид, Птолемей. Его главные труды: "Геммы премудростей”, "Трактат о взглядах жителей добродетельного города”, "Большая книга о музыке” и др. На Востоке аль-Фараби называют "Второй учитель” (имеется в виду после Аристотеля). Однажды его спросили: "Кто больше знает — ты или Аристотель?” Аль-Фараби ответил: "Если бы я жил в том времени, встречался с ним, слушал его лекции, то я бы смог стать его лучшим учеником”. Труды аль-Фараби по математике в XII в. были переведены на европейские языки.
Вместе
с развитием в XI—XII вв. вышеназванных знаменитых городов были и другие, в
которых жили великие ученые: Юсуф Еаласагуни, Ходжа Ахмед Ясави, Махмуд
Кашгари, Али аль-Испид- жаби. В своих произведениях они проповедовали
человеколюбие, доброту, смиренность. Баласагуни в своей знаменитой книге
"Кутадгу билик” ("Наука быть счастливым”) приводит многочисленные сведения об
истории и общественно-политической жизни тюркоязычных народов. Ученый говорит
о процветании таких наук, как философия, астрономия, алгебра. Юсуф Баласагуни
был разносторонне образованным человеком.
Ходжа Ахмед Ясави — мыслитель и поэт,
великолепный представитель суфийской поэзии, родился в городе Испиджаб
(Сайрам). * Ученый прославился книгой "Диван-и-хикмет” ("Книга мудрости”).
Жизнь его прошла в Мавераннахре. В стихотворениях ученый призывает к справедливости,
доброте, нравственному очищению, мудрости и чистоте.
В
это время стали появляться представители письменной литературы. Одним из ярких
ее последователей был Ахмад Иугунаки. Родная
зимовка литератора Иугунаки находилась недалеко от Туркестана. Свой литературный
труд — поэму "Подарок истины” ("Хакикат хадиса”) он написал на тюркском языке,
понятном караханидам. Эта поэма — бесценное художественное произведение того
времени. Первые три раздела книги посвящены религиозным традициям и обрядам,
четвертый — размышлениям о человеколюбии, справедливости и доброте. В 5—8
разделах говорится о пользе знаний. В других разделах автор критикует
жадность, ненасытность. Ученый-поэт призывает учиться, быть скромным, приятным
в общении, вежливым:
Умный будет собирать
знания, трудиться,
Почувствовав вкус
знаний, будет расти, развиваться.
Он раскроет перед
знающей страной секреты знаний,
Невежда перешагнет
знания и пройдет горделиво.
Поэт
очень тонко показывает разницу между умным и глупым человеком. Призывая быть
красноречивым и лаконичным, он предупреждает:
Слова бессчетны,
придержи язык, сдерживайся.
Беспредельный язык
принесет горе голове.
Считанные слова —
сокровища слов мужчины.
Болтливый язык считай
своим врагом в борьбе.
Эти
строки подтверждают казахскую поговорку: "От красного (болтливого) языка и
голове покоя нет”. В дастане таких нравоучений, советов, призывов к моральной
чистоте, учебе и знаниям немало.
Ученые из Сайрама и Туркестана. Оказывается, и в
средние века были великие ученые, открывшие многие явления в различных отраслях
знаний, но мало известные в народе. Мы по-настоящему узнали о них и их
творчестве только после обретения независимости. Это Ахмад
аль-Испиджаби, Абу-лъ-Хасан Али алъ-Испиджаби
(во времена, когда жили эти ученые, Сайрам назывался
Испиджабом). Большинство ученых занимались языкознанием, философией, историей
религии. Если Абу-ль-Хасан-Али аль-Испиджаби из Сайрама был ученым, учителем,
то туркестанец Жамал ад-Дин Саид был ученым- математиком. Написанный им трактат
"Объяснение книги по высшей математике” был учебником для учебных заведений
того времени.
Ученые и поэты из долины Сырдарьи. В средние века в долине
Сырдарьи жили тюркоязычные племена огузов, кыпчаков, канлы. Здесь выросло
немало городов благодаря переходу кочевников к оседлой жизни. Это были Асанас,
Жанакент, Баршинкент, Жент, Аркок, Кулан, Узгент, Кыпчак, Сыгнак и др. Сегодня
стало ясно, что в этих городах развивались не только ремесла, ювелирное и
гончарное дело. Здесь процветали искусство и наука. Эти города тоже были
разрушены и разграблены во время монгольского нашествия. Однако в XV в. эти
города стали вновь возвращаться к жизни.
Город
Жент был родиной поэта Гиас ад-Дина Женди. После обучения в Хорезме и
Ургенче он вернулся в свой родной город. Известный путешественник Ибн
аль-Фуати, ознакомившись/ с творчеством акына, пишет, что в его стихах больше
научного подхода, чем поэтического.
В
городе Баршинкент жил известный литератор, поэт, ученый- мыслитель Ху сам ад-Дин алъ-Баршинлыги. Услышав это имя, Жамал Карши
совершил путешествие в 1273—1274 гг. к берегам Сырдарьи. Он
познакомился с жизнью городов на побережье Сырдарьи и высоко оценил творчество
поэта Ху сама Баршинлыги, который учительствовал в городах Баршинкенте и
Женте. Жамал часто общался с ним.
Когда он спросил у
поэта, почему он пишет свои произведения на трех языках, тот ответил: "Я пишу
по-арабски для красоты мысли, по- персидски — из-за красоты языка, пишу
по-тюркски — чтобы ясно рассказать о правде жизни”. Жамал Карши писал свои
произведения на этих языках. Его известный труд назывался "Чистое приложение к
ас-Сихаху” и состоял более чем из 30 разделов. Много места он отводит городам
Баршинкенту и Женту. Судя по названиям других разделов, поэт разбирается в
вопросах истории и устного народного творчества, литературе и языкознании,
религии и мифологии. По рассказам Жамала Карши, Баршинкент — город небольшой,
здесь жили красноречивые ораторы, великолепные певцы и музыканты.
Жамал
Карши был знаком и с известным поэтом Шайка Баба из города Сыгнака. Сначал его
знали как ученого из Хорезма, позже он получил и имя Сыганаки. Тюрки звали его Шайка Баба.
Он родился в 1187 г. в районе Хорезма, где проживали казахские
племена. Затем переехал на берега Сырдарьи, учительствовал в городе Сыгнаке,
много времени уделял научным работам. Его часто приглашали в другие города,
просили провести уроки. По просьбе хорезмского мыслителя Наджими ад-Дина, он
прожил несколько лет в городе Жент. Ученый написал несколько работ по вопросам
языка и литературы, по религиозным хадисам. Последние годы он посвятил
суфизму, провел свою жизнь, как Ходжа Ахмед Ясави, в подземелье мечети. Города
Жент, Сыгнак и Баршинкент были родиной и многих других известных людей. *
Центры тюркских каганатов Баласагун и Тараз тоже дали немало известных личностей. Исследования последних лет свидетельствуют, что в Баласагуне жили такие ученые, как Абу алъ-Баласагуни, в Таразе— Махмуд бин Али ат-Тарази, Таир Мухаммад ат-Тарази, Шаж Тараж из города Кедер начали свой путь ученые и философы Абу алъ- Гафур алъ-Кедери, Мухаммад алъ-Кедери, Хафиз ад-Дин Мухаммад алъ- Кедери.
Немало
известных людей дали и другие племена. Так, из кыпчак- ского племени вышел Байлак аль-Кыпчаки. Оказавшись волею судьбы на
чужбине и занимаясь наукой, ученые не забывали свои корни, к своим именам и
фамилиям обязательно добавляли название своей родины. Из жалаиров вышел Хасан Али Жалаири, из найманов — ЖармухаммедНаймани. Эти сведения дают основания
утверждать, что в странах мусульманского Востока можно найти немало научных и
литературных трудов, принадлежащих перу наших соотечественников. Найти и
сделать их достоянием народа Казахстана — задача будущих поколений.
?
Вопросы и задания
1.В каком направлении
развивалась духовная культура в раннем и развитом средневековье?
2. Какая имеется связь
между письменными памятниками древности и средних веков?
3. Что вы знаете о
памятниках "Коркыт-ата", "Огуз-наме", "Кодекс
Куманикус"?
4. Что нового привнес в
науку, образование, особенно в математику, аль-Фараби?
5. Найдите и прочитайте
труды Юсуфа Баласагуни, Ходжи Ахмеда Ясави и Махмуда Кашгари.
6. Какие заветы оставил
молодежи Ахмад Иугунаки?
7. Какие известные
ученые и поэты вышли из городов Сайрам и Туркестан?
8. Какие знаменитые люди
вышли из городов на побережье Сырдарьи?
9. Какие ученые жили в
городах Баршинкент и Сыгнак?
10. Прочитайте книгу "Звезды казахских степей" и
познакомьтесь с творчеством Жамала Карши.