§ 14. КУЛЬТУРА КОЧЕВНИКОВ
Материальная культура. Если посмотреть на предметы материальной культуры людей, живших между VII в. до н. э. и IV в. н. э., то можно заметить, что по своим качествам они стали значительно удобнее, сложнее и совершеннее, чем предметы бронзового века. Если бронзовые ножи, топоры, серпы и другие инструменты и орудия труда были ломкими, громоздкими, то железные стали значительно прочнее 76 и легче их. Новые орудия способствовали увеличению производительности труда, количества выработанной продукции. Но поскольку продуктами труда пользовались в основном сильные и богатые, это привело к тому, что в обществе появилось социальное неравенство.
Материальная
культура саков и сарматов, обитавших на огромной территории от Южной Сибири,
Алтая и до Северного Причерноморья, имеет много общего, и только в искусстве
этих племен имеются некоторые отличия.
Сходство
материальной культуры этих племен доказывает их родство. Это сходство не очень
изменилось и позже, когда появились племена усуней и канлы. Только в связи с
дальнейшим развитием общества материальная культура племен стала совершенней и
разнообразней.
Геродот
писал, что саки жили в деревянных домах. Зимой их укрывали плотным белым
войлоком. Видимо, это были юрты. По данным Гиппократа, кочевники во время
перемещения ставили на четырехколесные или шестиколесные телеги жилища-юрты.
Тот факт, что юрты, которые казахи используют в настоящее время, по форме не
отличаются от древних юрт, не должен вызывать никаких сомнений.
Если
же говорить о постоянных стоянках, то усуни возводили строения из каменных
кирпичей, тогда как канлы жилища строили из сырцового кирпича.
В одежде у саков и сарматов также было много общего. У саков головные уборы были остроконечными, а обувь без каблуков. Кафтаны короткие, до колен, поясных ремней не использовали. Штаны носили длинные, узкие, справа — кинжал, слева — сабля или лук. Например, одежда воина из захоронения в Иссыкском кургане была парадной, богато украшенной золотыми бляхами и пластинами. Головной убор был расшит золотыми пластинами с изображением коней, барсов, архаров, горных козлов, птиц и т.д. Искусно выполненный силуэт оленя на бляхе пояса придавал наряду Золотого человека особую красоту и привлекательность. Здесь же найдены ритуальные сосуды — деревянные и глиняные кувшины, серебряные чаша и ложки, деревянный черпак, бронзовая чаша. Все предметы являются уникальными произведениями искусства. С большим мастерством и художественным вкусом сделаны древним мастером лошадиная сбруя и предметы для верховой езды, найденные в Большом Берельском кургане на Алтае. Вместе с вождем племени были захоронены 13 лошадей. Хорошо сохранилась конская упряжь, остатки седел и кожаные уздечки с железными удилами и деревянными бляшками, покрытыми листовым золотом.
Духовная культура. Судя по материалам
погребений в племенах саков, усуней, канлы, можно предположить, что эти
кочевники верили в загробную жизнь, у них бытовали культы мертвых и духов предков,
и они оставляли вместе с умершим те предметы, которые в первую очередь им
могли понадобиться. В большинстве случаев захоронения происходили на родовом
кладбище, которое находилось недалеко от зимовок. Поэтому где бы ни умер
человек, его тело предавали земле именно на этом кладбище. Вот почему, когда в
народе возникал спор о земле, человек мог привести такой неопровержимый довод:
"Здесь лежат кости моих предков и родителей, поэтому это моя земля”. И это
выражение дошло до наших дней.
Античные, древнеиранские и древнекитайские источники указывают на то, что главным богом, в которого верили древние кочевники, было Солнце. В его честь устраивали жертвоприношения и резали животных. В сакских погребениях были найдены останки коней, предметы конского убора — сбруя и седла. Их клали в могилу вместе с усопшим. Иногда оставляли в захоронениях и отдельные части жертвенного животного. Суть жертвоприношения лошади заключалась в том, что Солнце освещает весь мир и ему нужно приносить в жертву самую быстроногую лошадь. Видимо, культ огня как священной все- очищающей стихии ведет свое происхождение от культа Солнца. В народе до сих пор сохраняются культы, связанные с почитанием огня.
Изобразительное искусство получило свое развитие и в эпоху усуней и канлы. Обнаруженные в Каргалинском ущелье золотые изделия инкрустированы бирюзой. Диадема — уникальное по своему исполнению украшение. На ней с особым мастерством воссозданы образы животных. По предположению ученых, это украшение носил на головном уборе шаман.
Религия кочевников. У всех народов мира бережно сохраняются обычаи и традиции, появившиеся во времена первых религиозных культов и верований. Так, в урочище Тамгалы, в 180 км северо-западнее Алматы, на скалах изображены солярные божества — над головами танцующих имеются изображения Солнца. Ученые считают, что это связано с культом Солнца. Такая вера сохранена и у тюрков, и у казахов, считающихся их потомками в наше время. И в древнем памятнике тюрков — Кюльтегине, в большом и малом рунических письмах говорится о том, что основой религии древних тюрков было поклонение небу — Тенгри, Земле-воде и Умай — покровительнице домашнего очага и детей. В надписи есть слова, что именно они придают силу народу и покровительствуют всем делам. Тюрки также поклонялись священным местам и духам предков. Согласно древним рукописям арабов и персов, тюрки называли шаманов "кам”. Тюрки поклонялись огню и совершали обряд очищения огнем. Посол Византии Земарх писал, что тюркский каган Дизабул принял его только после того, как посла провели между двумя горящими факелами. У казахов также сохранилась традиция поклонения огню.
Существуют
два научных предположения о происхождении "звериного стиля”. Сторонники первой
гипотезы считают, что скифо-саки переняли это искусство из Передней Азии. Это
мнение аргументируется тем, что время его возникновения совпало с вторжением в
этот регион скифов. Начиная с VI в. до н.э., они стали активно распространять
изобразительное искусство, и во времена Ахеменидов оно достигло особого
расцвета. Именно в это время в изобразительном искусстве саков появился
орнамент с изображением львов, птиц-грифов. Однако некоторые ученые относят
появление искусства "звериного стиля” к бронзовому веку, к периоду карасукской
культуры, и связывают его с культом тотемов.
В связи с тем, что на территории Казахстана проходили маршруты Великого Шелкового пути, сюда стали проникать и другие религии. Наряду с собственным верованием среди тюрков в Семиречье и Южном Казахстане начал распространяться буддизм. Это доказывается археологическими раскопками. Так, неподалеку от развалин средне- 80 пекового города Сайрам (Испиджаб) при раскопках был найден подземный буддийский монастырь. На указанной территории получили распространение религии и религиозные учения, созданные другими цивилизациями: манихейство, христианство, несторианство, зороастризм. Это доказывается как письменной литературой, так и археологическими находками. При раскопках в Таразе найдены остатки христианской церкви, а на городище Акбешим (Суяб) — памятники буддизма.
В
УШ—IX вв. на юге Казахстана и в Семиречье начинает распространяться ислам. В
Таразе христианские церкви были превращены в мусульманские мечети. Местное
население к этим преобразованиям отнеслось равнодушно. Таким образом, начиная
с X в. ислам стал широко распространяться по всей территории Казахстана. Однако
и унаследованные от предков верования и обряды тюркоязычных народов —
поклонение культу Неба, Солнца, Огня — удивительным образом сочета лись с
религиозно-мифологическими системами.
?
Вопросы и задания
1. Что такое материальная культура?
2.
Назовите
виды материальной культуры кочевников.
3. Что такое духовная культура?
4.
Каково
внутреннее содержание "звериного стиля"?
5.
Какие
религиозные верования были у древних кочевников?
6.
В
связи с чем в кочевые племена стали проникать мировые религии?
7.
Назовите
причины быстрого распространения ислама среди кочевников.